Территориальная структура экзархата Африки Русской православной церкви на современном этапе

 
Код статьиS221979310030542-9-1
DOI10.37490/S221979310030542-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший преподаватель кафедры картографии и геоинформатики, Институт наук о Земле; старший преподаватель кафедры физической географии и природопользования факультета географии
Аффилиация:
СПбГУ
РГПУ им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: инженер-исследователь научно-исследовательской лаборатории рационального природопользования факультета географии
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 20. №2/2024
Страницы96-109
Аннотация

В настоящее время конфессиональная структура мира претерпевает различные изменения. Одним из примеров таких изменений является распространение деятельности различных религиозных организаций на те территории, где они ранее не были представлены или же представлены очень слабо. В частности, Русская православная церковь, крупнейшая из православных церквей мира, в последние годы развернула широкую деятельность на африканском континенте, создав там новую структуру — Патриарший экзархат Африки. В статье представлены результаты исследования территориальной структуры экзархата, сложившейся к концу 2023 г. Подсчитано количество входящих в состав экзархата приходов, известных из открытых источников, как по экзархату в целом, так и по входящим в его состав епархиям и отдельным странам. По данным о географическом положении приходов экзархата Африки составлена карта их размещения. Выявлена значительная неравномерность распределения приходов Русской православной церкви в пределах Африканского континента, в т. ч. между входящими в состав экзархата Северо-Африканской и Южно-Африканской епархиями, по странам и в пределах отдельных стран. Определены страны, наиболее подходящие для дальнейшего развития деятельности Русской православной церкви на Африканском континенте.

Ключевые словаРусская православная церковь, Патриарший экзархат Африки, приходы, епархии, территориальная структура
Получено07.04.2024
Дата публикации25.06.2024
Кол-во символов20614
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В последние десятилетия конфессиональная структура мира переживает существенную трансформацию. Это касается всех мировых религий, в том числе и христианства. Христианство — самая крупная по числу приверженцев мировая религия, делящаяся на три основных направления: православие, католицизм и протестантизм. О миссионерской деятельности католиков и протестантов хорошо известно, как и об её результатах [1; 7; 8]. Об аналогичной деятельности православных церквей известно гораздо меньше, тем не менее она также ведётся. Распространению православия в Африке посвящён ряд статей, рассматривающих континент в целом [5; 6], страны Восточной и Центральной Африки [12], Уганду [4; 21; 25], Южно-Африканскую Республику [20]. Заметим, что в Уганде, помимо канонического православия, определённое развитие получило и такое направление, как старообрядчество [3].
2 Самая крупная из православных церквей современного мира, Русская православная церковь (Московский патриархат), в настоящее время активно расширяет «пространственный охват» своей деятельности. Миссионерская деятельность РПЦ охватывает значительное число стран мира [17], при этом наиболее успешными её направлениями в настоящее время являются Юго-Восточная Азия [13; 21] и Африка, где создаются новые епархии и приходы, ранее не существовавшие.
3 Проникновение Русской православной церкви в Африку началось ещё в XIX в., когда были предприняты попытки организации духовных миссий в Абиссинии (Эфиопии) и началось взаимодействие с африканскими религиозными организациями — Александрийским патриархатом, Коптской церковью и зависимой от неё в то время Эфиопской церковью [6; 9; 18; 26]. В дальнейшем деятельность РПЦ распространилась на страны Северной Африки, где после Октябрьской революции сформировались сообщества русских эмигрантов [11]. Следует отметить, что первоначально их храмы не входили в каноническое подчинение РПЦ, однако в дальнейшем частично присоединились к ней, частично же остались в составе Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), с 2007 г. ставшей самоуправляемой церковью в составе РПЦ1. При этом территория стран Африки рассматривалась как каноническая территория Александрийского патриархата [2], поэтому вся деятельность РПЦ на Африканском континенте производилась по согласованию с ним. В целом отношения между Московским и Александрийским патриархатами долгое время оставались дружественными [23]. 1. Акт о каноническом общении. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 26.03.2024).
4 Тем не менее, 26 декабря 2019 г. произошёл разрыв отношений между Русской и Александрийской православными церквями. Непосредственной причиной его было то, что Александрийский патриарх Феодор объявил о признании одной из раскольнических групп, действующих на канонической территории Русской православной церкви2, что по церковным канонам рассматривается как вторжение в юрисдикцию другой церкви. Фактически же это стало следствием кризиса в отношениях между Московским и Константинопольским патриархатами, т. к. данная раскольническая группа была первоначально признана именно Константинополем, а затем — находившимся под его влиянием патриархом Феодором [24]. 2. Журнал заседания Священного Синода от 26 декабря 2019 г. (№ 151). [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2024).

всего просмотров: 92

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреева Л. А. Христианство в тропической Африке (по данным социологических исследований) // Азия и Африка сегодня. 2013. № 3 (668). С. 38–40.

2. Блохин В. С. История поместных Православных Церквей. Екатеринбург: Информ.-изд. отд. ЕДС, 2014. 608 с.

3. Бондаренко Д. М. Из России с верой: появление старообрядчества в Уганде как отражение культурных процессов в современной Африке // Сибирские исторические исследования. 2018. № 1. С. 167–199.

4. Бондаренко Д. М., Туторский А. В. Православные Уганды: социокультурные процессы в африканских христианских общинах // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 1. С. 124–134.

5. Воронина Н. А. Африканский экзархат Русской православной церкви (РПЦ): причины создания и перспективы // Азия и Африка сегодня. 2023. № 3. С. 63–69.

6. Герд Л. А. Россия и Александрийский Патриархат в 1840–1870-х гг. (по документам петербургских архивов) // Петербургский исторический журнал. Исследования по российской и всеобщей истории. 2018. № 1 (17). С. 139–162.

7. Горохов С. А., Дмитриев Р. В. Глобальная миссионерская деятельность христианских церквей в XX — начале XXI в.: пространственный аспект // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 446. С. 111–117.

8. Горохов С. А., Дмитриев Р. В., Захаров И. А. Территориальное развитие христианства в Африке в XX — начале XXI века // География и природные ресурсы. 2018. № 1. С. 207–214.

9. Григорьева С. В. Попытки организации русских духовных миссий в Абиссинии и их судьба // Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. № 4. С. 62–76.

10. Ибрахим А. А. Африканский экзархат Русской православной церкви и перспективы русского языка в Африке // Наука на благо человечества — 2023. Материалы Международной научной конференции молодых учёных. Статьи преподавателей и аспирантов. М., 2023. С. 82–84.

11. Колупаев В. Е. Русские в Магрибе. История русских общин в Африке в XX веке. М.: Пашков дом, 2009. 416 с.

12. Колупаев В. Е. Православие в Центральной и Восточной Африке // Studia Humanitatis. 2015. № 1. С. 2.

13. Кряжева-Карцева Е. В., Идрус А. А. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Юго-Восточной Азии в начале XXI в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2021. Т. 20. № 3. С. 448–460.

14. Литвинов А. В. Православие в Африке: история и перспективы развития // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды: Материалы международной конференции педагогического факультета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2017. С. 291–296.

15. Лытус А. С., Абрамов А. И. Православие в Африке // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2021. № 15. С. 106–121.

16. Львова Э. С. Патриарший экзархат Африки: итоги работы в 2022 — март 2023 гг. // Ломоносовские чтения. Востоковедение и африканистика. Материалы научной конференции. 2023. С. 62–64.

17. Нифонтова Н. А. Миссия РПЦ: история и современность // Евангелие в контексте современной культуры. Сборник научных статей X международной научно-практической конференции / под ред. Т. И. Липич, С. М. Дергалева, С. Н. Борисова. Белгород, 2022. С. 225–228.

18. Ныгусие Кассае В. Микаэль, Морозова Н. Н. Взаимодействие России и Русской Православной Церкви с христианскими общинами Египта и Эфиопии во второй половине XIX — начале XX в. // Российский журнал истории церкви. 2021. Т. 2. № 4. С. 26–36.

19. Озерова Г. Н., Андреева Т. А., прот. Костромин К., Орженовский Д. В. Применение методов и приемов картографии при изучении истории Церкви // Геодезия, картография, геоинформатика и кадастры. Производство и образование. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2022. С. 282–289.

20. Рашкович К. Православная церковь в ЮАР // Школа молодого африканиста. Материалы конференции. 2019. № 10. С. 342–349.

21. Рубан Л. С., Ананьин М. А. Распространение православия в Юго-Восточной Азии и роль Русской православной церкви в регионе // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2021. Т. 1. № 1 (50). С. 232–242.

22. Туторский А. В. В гостях у православных Уганды // Этнодиалоги. 2020. № 1 (59). С. 121–133.

23. Чумаченко Т. А. Московская патриархия и восточные патриархаты: отношения в условиях новой российской государственности. 1990-е гг. — начало XXI в. // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2017. № 1. С. 83–91.

24. Яковлев А. Кризис в отношениях между Константинопольским и Московским патриархатами в контексте мировой политики // Религия и общество на Востоке. 2020. № 4. С. 26–66.

25. Bondarenko D. M., Tutorskiy A. V. Conversion to Orthodox Christianity in Uganda: a hundred years of spiritual encounter with modernity, 1919–2019 // Religions. 2020. Vol. 11. No 5. P. 223.

26. Denisova T. The first Russian religious missions to Ethiopia // Politics and religion journal. 2021. Vol. 15. No 1. P. 49–64.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх