Географические аспекты организации отраслевой выставочной деятельности в Северо-Западном федеральном округе России

 
Код статьиS221979310027262-1-1
DOI10.37490/S221979310027263-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: Смоленский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Смоленск
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 20. №1/2024
Страницы40-59
Аннотация

Выставочная индустрия является относительно новой и динамично развивающимся видом экономической деятельности. Она оказывает большое влияние на развитие торгово-экономических отношений, способствует продвижению товаров, услуг, технологий, формирует имидж региона и в целом помогает развитию отдельных отраслей экономики, регионов и страны. Главную задачу автор видит в выявлении географических аспектов выставочной деятельности в Северо-Западном федеральном округе как одном из наиболее уязвимых в условиях современной санкционной политики.

В статье сформулированы результаты исследования, которые основаны на созданной автором базе данных по 195 выставкам, проводимым на территории Северо-Западного федерального округа и содержащей сопоставимую информацию о каждой выставке (место проведения, количество отечественных и иностранных экспонентов, посетителей, специализация, торговая политика и др.). Её анализ позволил определить позиции региона в отраслевой выставочной деятельности страны; отраслевую структуру на основе сравнительно-географической характеристики выставок в сфере услуг, промышленных выставок, выставок агропромышленного комплекса (отмечена лидерская позиция промышленных выставок, с точки зрения способности влиять на экономику региона), выявлены географические особенности отраслевой выставочной деятельности в регионе на основе ранжирования субъектов Российской Федерации по исследуемым показателям. Расчёт коэффициентов специализации, локализации и душевого производства в отраслевой выставочной деятельности округа сделал возможность разработку классификации субъектов Российской Федерации по уровню активности выставочной деятельности.

Ключевые словавыставочная деятельность, отраслевые выставки, факторы размещения, Россия
Получено28.11.2023
Дата публикации28.03.2024
Кол-во символов39670
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Выставочная индустрия — это совокупность предприятий, занятых организацией выставочно-ярмарочных мероприятий (включая деловую и околовыставочную программы), компаний, специализирующихся на оказании сопутствующих услуг, а также профильных общественных организаций, занятых регулированием коммуникации между участниками отрасли.
2 За рубежом выставочная индустрия является частью MICE индустрии (MICE — Meetings, Incentive, Conferences, Events), т. е. индустрии конгрессов, деловых встреч, выставок и других мероприятий [3]. Но базовое звено в индустрии — сама выставочная деятельность, которая понимается как предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества1. 1. Краткий словарь терминов и ключевых понятий ивент индустрии. Индустрия встреч». Библиотека выставочного научно–исследовательского центра. Санкт–Петербург, 2018. [Электронный ресурс]: URL: >>>>
3 Главная движущая сила в проведении выставочного мероприятия — выставочная организация, в России это юридическое лицо, у которого ОКВЭД 82.3 указан как основной вид деятельности и таких организаций по данным исследования Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) насчитывается более 3 тыс. При этом, количество компаний, у которых ОКВЭД 82.3 указан в качестве дополнительного вида деятельности, составляет более 40 тыс. Важную роль играют и другие участники выставочных мероприятий. К ним относятся: экспоненты (компании, демонстрирующие товары и услуги по тематике выставки) и посетители (лица, которые прибывают на выставку для ознакомления с экспонатами и образцами, а также для связи с экспонентами и сбора информации).
4 В России ежегодно проводится около 1700 отраслевых выставок. Выставочная деятельность по данным РСВЯ генерирует около 3,2 трлн руб. или 3 % ВВП страны. Объём выставочной деятельности оценивается в 182,1 млрд руб. (2021 г.). Сумма налогов, перечисленных в федеральный и региональные бюджеты выставочными компаниями, составляет более 13,8 млрд руб. (2019 г.)2. В России активно идёт процесс совершенствования нормативной базы выставочной деятельности: разработаны стандарты отрасли (ГОСТ 32608–2014 «Выставочная деятельность. Термины и определения», ГОСТ Р 56765–2015 «Выставочная деятельность. Основные положения»), утверждён Профессиональный стандарт «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово–промышленных выставок». В проекте находятся: новый ГОСТ «Выставочная деятельность. Термины и определения» и первый в России Федеральный закон «О выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности»3. 2. Проект Стратегии развития конгрессно–выставочной отрасли в Российской Федерации (от 29.09.2022 год), Российский союз выставок и ярмарок. [Электронный ресурс]: URL: >>>>

3. «Дорожная карта» развития выставочно-ярмарочной деятельности до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 16 июля 2022 года №1957–р. Правительство Российской Федерации. [Электронный ресурс]: URL: >>>>
5 В условиях политических и экономических санкций, ориентированных на изоляцию России, главным источником роста производительности труда должна стать инновационная экономика, с использованием современного отечественного и международного опыта [6]. В данном контексте выставки — это инструмент продвижения новых технологий, механизм пропаганды новых исследований и инновационных разработок, которые способствуют повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Выставки и конгрессы — один из самых эффективных инструментов рекламы и продвижения продукции, услуг, предприятий, отраслей. И в этой функции трудно найти альтернативу конгрессно-выставочной деятельности. Перечисленные особенности в совокупности определяют актуальность изучения разных аспектов выставочной деятельности, в т. ч. и географических.

всего просмотров: 29

Оценка читателей: голосов 0

1. Березенко Н. В., Слинько О. В., Кондратьев И. Н. Конгрессно-выставочные мероприятия, как механизм продвижения инновационных разработок в АПК // Научный альманах. 2016. № 2–2 (16). С. 456–460.

2. Важенин С. Г., Татаркин А. И., Гаврилова С. Н. Индустрия выставочного бизнеса: (Бизнес-концепция стр-ва и функционирования выст. комплекса в г. Екатеринбурге). Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2004. 68 с.

3. Воронова О. В., Лящук А. С., Смирнова С. А., Белокурова М. Э. Конгрессно-выставочная деятельность как сфера внешнеэкономической деятельности // Научный вестник Южного институтаменеджмента. 2019. № 4. С. 103–108.

4. Гомилевская Г. А., Кушнарева И. Ю. Геополитические и экономические предпосылки развития конгрессно-выставочной деятельности в Приморском крае // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4–1 (27). С. 63–68.

5. Гусев Э. Б. Основы выставочной деятельности. М.: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова, 2003. 191 с.

6. Зорков В. С., Иовлев Г. А. Зарубежные экономические санкции и модернизация аграрного производства России // Агропродовольственная политика России. 2015. № 12 (48). С. 13–17.

7. Искандарова А. Ш., Алексушин Г. В. Ретроспектива торгово-выставочной деятельности России в XIX–XX вв. // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2020. Т. 17. № 2. С. 250–255.

8. Корепанова С.А. Промышленные выставки России XIX века. Екатеринбург: ООО «Издательство Квадрат», 2007. 319 с.

9. Кузнецов С. В. Структурные трансформации экономики Северо-Запада России в условиях санкций // Экономика и управление. 2016. № 11 (133). С. 11–19.

10. Лачининский С. С. Геоэкономические риски регионов российской Балтики в условиях обостряющейся геополитической обстановки // Балтийский регион. 2022. Т. 14. № 2. С. 23–37.

11. Назаров А. Д. Роль выставочной деятельности в развитии авиации и космонавтики в современной России // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 2 (54). С. 391–402.

12. Никитин Ю. А. Промышленные выставки России XIX — начала XX века. Череповец: Полиграфист, 2004. 269 с.

13. Павлова Е. А., Сергиенко В. С. Роль делового туризма и конгрессно-выставочной индустрии в российской экономике // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 6–2. С. 286–291.

14. Пахомова Т. Г., Янина А. А. Роль выставочной деятельности в развитии туризма // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2018. Т. 12, № 1. С. 94–98.

15. Петелин В. Г. Основы менеджмента выставочной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 447 с.

16. Потоцкая Т. И. Международные ювелирные выставки. Смоленск: Изд-во «Маджента». 2005. 160 с.

17. Потоцкая Т. И. Ювелирное выставочное движение России // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 47–52.

18. Садовничая А. В. Выставочно-ярмарочная деятельность как эффективная организационная форма реализации стратегических интересов государства // Управленческое консультирование. 2017. № 7 (103). С. 96–109.

19. Садовничая А. В. Стратегирование выставочно-ярмарочной деятельности. Санкт–Петербург: Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2019. 94 с.

20. Сидоров И. В. Географические аспекты выставочной деятельности в нефтегазовом секторе России // Географический вестник. 2022. № 2 (61). С. 34–47.

21. Сидоров И. В. География конгрессно-выставочной деятельности в агропромышленном комплексе России // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. 2022. Т. 32, № 3. С. 390–401.

22. Слинько О. В., Березенко Н. В., Кондратьева О. В., Фёдоров А. Д. Опыт организации и проведения региональных выставок в АПК. М.: Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса. 2008. 80 с.

23. Страчкова Н. В., Ищенко А. А. Туристские выставки как инструмент продвижения туристского продукта // Дни науки КФУ им. В. И. Вернадского: Сборник тезисов участников IV научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых учёных, Симферополь, 12–17 октября 2018 года. Том 2. Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского. 2018. С. 1158–1159.

24. Сулейманова К. А. Влияние пандемии коронавирусной инфекции COVID 19 на всемирную выставочную индустрию // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С. 228–233.

25. Сулейманова К. А. Современная конгрессно-выставочная индустрия — перспективы развития // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2022. № 1. С. 105–109.

26. Фёдоров Г. М. Экономика регионов России на Балтике: уровень и динамика развития, структура, внешнеторговые партнерства // Балтийский регион. 2022. Т. 14. № 4. С. 20–38.

27. Фёдоров Г. М., Катровский А. П., Лачининский С. С. и др. Экономическая безопасность регионов Западного порубежья России. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2021. 232 с.

28. Фролов А. А., Бычков И. Г., Щербатский В. Б. Управление выставочной деятельностью с использованием информационных технологий. Екатеринбург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. 2014. 100 с.

29. Išoraitė M. Marketing mix theoretical aspects // International Journal of Research-Granthaalayah. 2016. Vol. 4. No. 6. P. 25–37.

30. Lee C. K., Lee M. J., Yoon S. H. Estimating the economic impact of convention and exhibition businesses, using a regional input–output model: A case study of the Daejeon Convention Center in South Korea // Asia Pacific Journal of Tourism Research. 2013. Vol. 18. No. 4. P. 330–353.

31. Yang X. The impact of convention and exhibition industry on regional economic development based on grey relational model // Journal of Mathematics. 2022. P. 1–8.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх