Анализ возможностей развития научного туризма в Алтайском крае и Республике Алтай

 
Код статьиS221979310023085-6-1
DOI10.37490/S221979310023086-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший преподаватель кафедры экономической географии и картографии
Аффилиация: Алтайский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Барнаул
Должность: кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социологии; научный сотрудник отдела сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
Аффилиация:
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова
Алтайский государственный университет, г. Барнаул
Адрес: Российская Федерация, Барнаул
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 19. №1/2023
Страницы87-97
Аннотация

Туристская отрасль в России является на сегодняшний день перспективно развивающейся. Одним из направлений её развития является научный туризм, который не пользуется большой популярностью, в отличие от природного и культурно-познавательного направлений. Однако анализ теоретических и прикладных исследований в этой области демонстрирует некоторый накопленный региональный опыт и существенный потенциал. Целью статьи является оценка возможностей развития научного туризма в Алтайском крае и Республике Алтай в контексте междисциплинарного подхода (на основе реконструкции исторических маршрутов и их повторения для решения исследовательских целей и задач).

Преимущественно научный туризм развивается лишь в формате полевых студенческих практик. Несмотря на перспективность направлений (экологический, геологический, ботанический, археологический) научный туризм среди широкой аудитории мало популяризируется и практикуется. Используя методы исторической науки (исторический анализ, конкретно-исторический метод), а также картографический метод и ГИС-технологии, проведена реконструкция маршрутов исследователей, совершивших научные экспедиции по территориям Алтайского края и Республики Алтай в XVIII — начале XX вв. В результате установлено, что междисциплинарный подход позволяет обогатить исследование, его результаты, привлечь специалистов из различных областей, а также туристов, имеющих интерес в конкретных научных направлениях. Кроме того, такой подход позволит сопоставить исторические факты со вновь выявленными научными открытиями, проследить развитие процессов и территорий на протяжении двух столетий, а также познакомит с именами учёных, которые внесли существенный вклад в изучение территории в историческом контексте. 

Ключевые слованаучный туризм, внутренний туризм, реконструкция исторических маршрутов, популяризация научного наследия, исследователи Алтая
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации, проект № МК-4173.2021.2 «По маршрутам исследователей и путешественников Алтая: актуализация наследия средствами ГИС-технологий».
Получено05.03.2023
Дата публикации05.03.2023
Кол-во символов18779
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Туристская отрасль является одной из перспективно развивающихся, стратегических для регионов Российской Федерации с экономической точки зрения. На протяжении последних лет развитие внутреннего туризма получает поддержку со стороны государства. Каждый регион стремится выработать собственную стратегию туристского развития, механизмы по привлечению туристских потоков внутри региона и извне. Основной акцент делается на рекреационных ресурсах, а также на культурный и исторический потенциал территорий. Однако зачастую остаётся в стороне научный туризм, который в регионах может стать существенным ресурсом для формирования туристских продуктов. Последние в рамках культурно-познавательного туризма напрямую связаны с научным туризмом, поскольку в основе любой экскурсии лежат достоверно научные факты. Однако научный туризм имеет существенные отличия от других видов, а также перспективы развития как самостоятельного направления, так и как региональной отрасли.
2 Историографический обзор по проблеме исследования. Научный туризм исследователи относят к специальным видам туризма. Его особенностью является активное участие туристов в практической деятельности по конкретному исследованию, теме, проблеме. Основными задачами научного туризма являются: познание научных достижений, открытие исторических мест, достопримечательностей и памятников.
3 Акцент в рамках научного туризма делается на популяризации научных знаний, расширении кругозора с помощью научных исследований и достижения конкретных результатов [14].
4 Как самостоятельное направление научный туризм возник в 1980 г. В Географическом обществе АН СССР была создана комиссия научного туризма, активно функционирующая в настоящее время в рамках Русского географического общества. Изначально на неё был возложен широкий круг задач по выявлению перспективных районов и объектов для развития туризма [8, c. 181].
5 В настоящее время комиссия выполняет деятельность по организации экспедиций и экскурсий в рамках научного туризма, приглашая к участию в них специалистов различных областей наук1. 1. Официальный сайт Комиссии научного туризма Русского Географического Общества СПб. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 07.11.2022).
6 Основные подходы к определению научного туризма связывают его с экспедициями в составе полевого отряда научной организации и с самостоятельным туризмом. Кроме того, к научному туризму исследователи часто относят научно-познавательный туризм [6, с. 175; 8]. В некоторых работах можно встретить эти понятия как синонимы. В частности, Е. Ш. Танеева рассматривает перспективы развития научного туризма Московской области. При этом, например, маршрут Пущинской лаборатории института биоорганической химии РАН предполагает экскурсии с целью расширения познавательных интересов экскурсантов. Кроме того, исследователь включает в объекты показа в рамках научного туризма достопримечательные объекты, музеи, что напрямую свидетельствует о научно-познавательном туризме [17]. Часто под научным туризмом подразумеваются учебно-полевые практики и экспедиции, археологические раскопки. Это, пожалуй, наиболее распространённое направление научного туризма [14].

всего просмотров: 244

Оценка читателей: голосов 0

1. Артамонова М. В. Экологический туризм на Алтае // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 3. С. 61–64.

2. Ермакова Ж. А., Холодилина Ю. Е. Методический подход к определению уровня сформированности региональной системы научного туризма // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 6. С. 74–79.

3. Иванова Р. Н. Содержание и объекты научного туризма в Якутии // Вестник СВФУ. 2012. Т. 9. № 2. С. 73–77.

4. Исаев А. П., Кривошапкин К. К. Перспективы развития ботанического туризма в Якутии // Вестник СВФУ. 2017. № 3. С. 5-12.

5. Косякова А. Ю., Киселёв В. Д. Организация научного туризма в национальном парке «Мещерский» // Труды Мордовского государственного природного заповедника имени П. Г. Смидовича. Вып. 28. Саранск: Объединенная дирекция Мордовского государственного природного заповедника им. П. Г. Смидовича и национального парка «Смольный», 2021. С. 339–341.

6. Крылова Е. А. Научный туризм как одна из форм научной дипломатии России // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». 2018. № 2. [Электронный ресурс]: URL: https://goo.su/CzBm.

7. Кызьюрова Н. В. Научный туризм на Полярном Урале как пример возможного сотрудничества в Арктическом регионе // Полярные чтения на ледоколе «Красин». С.-Петербург: Музейно-выставочный центр технического и технологического освоения Арктики, 2020. С. 392–400.

8. Любарская М. А., Любарский А. Н. Факторы развития экологического, экстремального и научного туризма в Полярных областях // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 4. С. 175–183.

9. Мельникова Е. Е. Научный туризм как форма сохранения сакральных мест России // Известия Алтайского отделения Русского географического общества. Вып. 34. Барнаул: Изд-во: АлтГТУ, 2013. С. 136–137.

10. Мельникова О. В., Ульянова Н. В. Перспективы развития экологического туризма в Алтайском крае // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 4. [Электронный ресурс]: URL: http://ekoncept.ru/2022/223003.htm. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2022-13003.

11. Михайленко А. В., Рубан Д. А. Новый подход к оценке потенциала развития геологического туризма (на примере Горной Адыгеи) // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т. 16. № 4. С. 155–168. https://doi.org/10.5281/zenodo.7089586.

12. Никитин А. И., Федорова С. В. Экологический туризм в Германии // СтройМного. 2017. № 2 (7). [Электронный ресурс]: URL: http://stroymnogo.com/science/economy/ekologicheskiy-turizm-v-germanii/.

13. Огай Д. А. Перспективность развития научного туризма в Узбекистане // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. Vol. 8–2 (59). P. 53–58. https://doi.org /10.24412/2500-1000-2021-8-2-53-58.

14. Павлов В. П. Научный туризм: накопленный опыт и перспективы развития. [Электронный ресурс]: URL: http://www.intacadem.ru/statji/nauchnyy-turizm-nakoplennyy-opyt-i-perspektivy-razvitiya.html.

15. Рубан Д. А. Некоторые предпосылки развития экологического и геологического туризма в долине реки Белой (Горная Адыгея, Северо-Западный Кавказ) // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2014. № 1. С. 117–123.

16. Синица С. М., Вильмова Е. С. Научный туризм в геологических парках Забайкалья // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. № 11. С. 37–47.

17. Танеева Е. Ш. Перспективы развития научного туризма в Московской области // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 5. С. 127–135.

18. Тишкина Т. В., Величкина О. Ю. Культурно-образовательная деятельность музея «Мир камня» // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2018. № 24. С. 245–251.

19. Холодилина Ю. Е. Ресурсный потенциал региона как основа развития научного туризма // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 8. С. 169–173.

20. Холодилина Ю. Е. Социально-экономическая эффективность формирования региональной системы научного туризма // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 8. С. 148–153.

21. Холодилина Ю. Е. Теоретические аспекты развития научного туризма в регионе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 13. С. 500–505.

22. Чихачёв П. А. Путешествие в Восточный Алтай. М.: Наука, 1974. 360 с.

Рис. 1. Реконструкция экспедиционных маршрутов П. А. Чихачева на территории Алтайского края и Республики Алтай (Рыгалова,_Рыгалов_рис.1.jpg, 4,645 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх