Географические контуры экологической цивилизации России

 
Код статьиS221979310021297-9-1
DOI10.37490/S221979310021298-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории экологии и охраны животных
Аффилиация: Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Владивосток
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 18. №3/2022
Страницы86-99
Аннотация

Географическая среда и человек находится в сложных, противоречивых, многообразных взаимоотношениях, где человек предстает мотивированным социальным существом, чьи решения и поступки опосредованы спецификой пространственной среды, ценностями социальной группы, потребностями личности. Экологическая цивилизация — многозначный концепт с интуитивно-воспринимаемым, но не научно-формализованным смыслом, получивший в последние десятилетия идеолого-политическое предопределение и практическое воплощение в китайской транскрипции. В линейной перспективе так был обозначен вектор поступательного цивилизационного движения: от первобытного варварства присваивающего хозяйства к появлению техники и языка, из естественного «вживания» в пространстве природы ко всё более сокращающейся зависимости от природных условий и биологических ресурсов к ауэтопозисному утверждению человеческой жизнедеятельности.

Для практической реализации цивилизационного подхода предлагаются некоторые результаты использования географического алгоритма оценки дикой природы в России. Дикая природа — это особый образ, философский концепт, фундаментальный идея, географический образ, практическая конструктивистская парадигма, практически неизвестная научному сообществу России.  

Приводятся количественные сведения по степени сохранности дикой природы, на картах показана дихотомия, существование культурных ландшафтов и урбанизированных территорий и естественных природных геосистем для всей территории России. Показываются географические контуры естественных природных экосистем в физико-географических странах и эколого-ландшафтных макрорегионах России.

Ключевые словадикая природа, культурный ландшафт, экологическая цивилизация, Россия, ГИС-технологии, гуманитарная география, географическая экология
Источник финансированияИсследование было выполнено в рамках темы НИР 122020900184-5 «Соотношение естественных и антропогенных факторов в динамике и эволюции разноранговых геосистем и их компонентов в переходной зоне «суша–океан»; разработка методов и технологий их диагностики, мониторинга и моделирования»
Получено29.07.2022
Дата публикации09.09.2022
Кол-во символов22658
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Постановка проблемы. Цивилизация как базовое логическое понятие, многозначный концепт, многосторонний и разноуровневый процесс, и в то же время и результат, определяющий конкретный этап, тип или ступень общественного развития выступает одной из наиболее спорных категорий научного и философского дискурса [15]. Системный подход успешно раскрывает смысловые диспозиции цивилизационной культуры в роли трансформации социального и культурного, но и не только природного, также ведёт и к завершению (обозначением смерти) самой культуры (О. Шпенглер) [17].
2 Детерминизм, по философскому определению, является концепцией «о самодостаточности природы и регулировании всех отношений в мире объектов однозначными причинно-следственными и функциональными законами» [13]. Научным основанием его служит то, что многообразие материальных форм приводит к многообразию пространственных структур, а диалектика протяжённости и дискретности формирует структуру пространства, уже не включающего в должной степени ценности цифрового общества [6].
3 В цивилизационном векторе [21; 24; 25] обязательно предусматривается телеологическая установка — стремление обеспечения жизнедеятельности людей идеальным продуктом, хранение и наследование, соответствие последствий реализации бессознательных и сознательных структур ментальности человечества. Цивилизация может быть раскрыта посредством отображения любой локальной умопостигаемой единицей исторического развития. Цивилизация может быть тесно спряжено с понятием «государство» — одним (цивилизация-государство) и несколькими, объединяемыми системным взаимодействием, отношениями, взаимосвязями в экономике, политике, культуре, этнической (суперэтнос) и географическими условиями, близкой социальной идеологией, нормами нравственности, морали, религиозными убеждениями и похожими самоидентификационными паттернами.
4 Культура человека формирует наглядно облик антропогенного ландшафта, а культурное наследие является частью культурного ландшафта, если таковой представлен объектами, где осуществляется традиционная и культурная деятельность. В структурализме цивилизация может быть обозначена как гетерогенный тип родовой сущности жизни людей, отделяющий первобытность (Л. Стросс, Б. Малиновский) и родоплеменные отношения (Л. Морган) от первой цивилизационной фазы, соотносимой нередко с Античностью [8]. В современном мире происходит всё более явное доминирование материальной, утилитарно-технологической общественной стороны над духовной, как и снижение роли традиционных запретов в гетерогенной социальной организации общества потребления [22].
5 В материалистической диалектике цивилизацию определяют как историческую формацию человечества (Ф. Энгельс), все процессы и результаты её подчинены причинно-следственным закономерностям [18]. И в то же время, рассматривая человеческую «сотворённость» цивилизации, следует учитывать, что образ природы в «Человеке» живёт, действует, реализует себя не в противостоянии объективной физической реальности, а «внутри» собственного персонального или по В. Н. Кобылянскому, «экоориентированного» мира [11].

всего просмотров: 290

Оценка читателей: голосов 0

1. Анучин Д. Н. Географические работы. М.: Географгиз. 1954. 472 с.

2. Бочарников В. Н. Геокод цивилизации и «глубинная экология» в эпоху глобализации // Псковский регионологический журнал. № 1 (33). 2018. С. 71–83.

3. Бочарников В. Н. Междисциплинарный подход к проблеме «природа-общество-человек». Владивосток: Дальнаука-МГУ им. адм. Г. И. Невельского, 2014. 320 с.

4. Бочарников В. Н., Егидарев Е. Г. «Дикая природа» как стратегический резерв элемента пространства России // Астраханский вестник экологического образования. 2017. № 2 (40). С. 11–21.

5. Бочарников В. Н., Егидарев Е. Г. «Дикая природа» — новый природоохранный индекс // Проблемы региональной экологии. 2015. № 5. С. 75–80.

6. Воскресенский А. А., Султанов К. В., Сунягина А. Г. Трансформация ценностей в современном цифровом обществе: культурный капитал личности в контексте идеи постматериального // Общество. Среда. Развитие. 2021. № 2 (59). С. 62–66.

7. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. СПб.: Алетейя, 2003. 331 с.

8. Ионов И. Н., Хачатурян В. М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. СПб.: Алетейя, 2002. 384 c.

9. Исаченко А. Г. Развитие географических идей. М.: Мысль, 1971. 416 с.

10. Исаченко А. Г. Экологическая география России. СПб.: Издательство С.-Петербургского униврситета, 2001. 327 с.

11. Кобылянский В. А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология. М.: Фаир-Пресс, 2003. 192 с.

12. Кружалин В. И. Экологическая геоморфология суши. М.: Научный мир, 2001. 169 с.

13. Лебедев С. А. Философия науки: словарь основных терминов М.: Академический Проект, 2004. 316 с.

14. Олейников Ю. В., Борзова Т. В. Философское осмысление глобальной проблемы взаимодействия общества и природы // Философия и общество. 2013. № 4 (72). С. 62–79.

15. Павленко Ю. В. Цивилизационное развитие человечества как целостный процесс // Философия и общество. 1998. № 3. С. 155–189.

16. Преображенский В. С., Александрова Т. Д., Максимова Л. В. География в меняющемся мире. Век ХХ. Побуждение к размышлению. М.: ИГ РАН, 1997. 273 с.

17. Пятилетова Л. В., Савина В. М. Возраст цивилизации: к вопросу о переоценке культурологической концепции Освальда Шпенглера // Концепт. 2014. № 2. С. 51–55.

18. Селезнёв А. М. Всемирно-исторический процесс как взаимодействие цивилизаций // Философия и общество. 2003. № 4 (33). С. 5–15.

19. Спицын А. Г. Проблемы глобальной экологии в мировой политике XXI века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2014. № 23 (709). С. 174–185.

20. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия / Сост. Б. С. Ерасов. М.: Аспект пресс, 1999. 555 с.

21. Тойнби А. Дж., Хантингтон С. Ф. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации. М.: Алгоритм, 2016. 288 с.

22. Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2000. 320 c.

23. Хромых В. С. Некоторые теоретические вопросы изучения динамики ландшафтов // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 298. С. 198–207.

24. Huntington S. P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York: Simon and Schuster, 1996. 368 p.

25. Huntington S. P. The Clash of Civilizations? // Foreign Affairs. 1993. Vol. 72. No. 3. P. 22–49.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх