Ответственное ведение бизнеса в сфере экотуризма: концептуальная основа, цепочки поставок, региональная формализация

 
Код статьиS221979310018370-0-1
DOI10.37490/S221979310018370-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: Белорусский государственный экономический университет
Адрес: Беларусь, Минск
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 18. №1 /2022
Страницы89-100
Аннотация

В статье рассматривается проблема внедрения концепции ответственного ведения бизнеса в сферу экологического туризма. Проанлизированы регулирующие механизмы ответственного ведения бизнеса ОЭСР, Альянса устойчивого гостеприимства и ЮНЕП в контексте их внедрения в сферу экотуризма. Рассмотрены знаковые примеры региональной формализации механизмов ответственного ведения бизнеса — Кенозерский национальный парк (Россия) и Green Tourism Business Scheme (Великобритания).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые организационный аспект экологического туризма рассмотрен через призму концепции ответственного ведения бизнеса и выявлены особенности её имплементации в сферу экотуризма.

В результате исследования сделаны выводы, что в сфере экологического туризма внедрение концепции ответственного ведения бизнеса имеет ярко выраженный акцент на охране окружающей среды и удовлетворении потребителей, оставляя вне прямого поля зрения области прав человека, справедливого труда, добросовестных финансов и противодействия коррупции, которые являются не менее важными в глобальных механизмах ОЭСР, ЮНЕП и Альянса устойчивого гостеприимства. Институты ответственного ведения бизнеса в сфере экотуризма в России в настоящее время формируются стихийно и без формализации. Примером региональной формализации институтов ответственного ведения бизнеса в сфере экотуризма является британская Green Tourism Business Scheme, которая стимулирует создание ответственных цепочек поставок при формировании региональных турпродуктов.

Ключевые словаэкологический туризм, ответственное ведение бизнеса, Кенозерский национальный парк, Green Tourism Business Scheme
Получено27.01.2022
Дата публикации28.04.2022
Кол-во символов27581
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Развитие экологического туризма является актуальной темой исследования зарубежных и отечественных учёных на протяжении более тридцати лет. При этом можно отметить определённую эволюцию главных аспектов, которые доминировали в качестве предметов исследования в рамках обозначенной темы и нашли последовательное отражение в предыдущих работах автора: сущность экотуризма, проблемы природопользования и рекреационных нагрузок, механизмы устойчивого развития, противоречия организации на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), территориальная организация, влияние на местное население, организация бизнеса и создание турпродуктов, стратегическое планирование и формирование кластеров ([4–7] и др.). В настоящее время всё большую актуальность приобретает аспект ответственного ведения бизнеса (ОВБ), который, являясь мировым мейнстримом, начинает охватывать сферу экологического туризма. Настоящая статья посвящена анализу современного состояния проникновения идей ОВБ в практику организации экологического туризма, проявляющихся на концептуальном уровне, в цепочках поставок и в формализации управления. Исследование данного аспекта было инициировано в рамках проекта Программы развития ООН в Республике Беларусь «Развитие экологического туризма для содействия зелёному переходу к инклюзивному и устойчивому росту», финансируемого Правительством Российской Федерации.
2 Общая концепция ОВБ согласно принципам Организации экономического сотрудничества и развития. В общем виде ответственное ведение бизнеса предполагает, что хозяйствующие субъекты придерживаются норм этики в областях соблюдения прав человека, справедливых трудовых отношений, защиты окружающей среды, добросовестной финансовой отчётности. При этом ОВБ подразумевает следование этим нормам даже в том случае, если национальные законы не обязывают бизнес следовать этим нормам. Добровольные инициативы предприятий по выполнению требований ОВБ часто называют корпоративной социальной ответственностью (КСО).
3 Среди международных документов и стандартов в области ответственного ведения бизнеса особо выделяются Руководящие принципы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для многонациональных предприятий (Руководящие принципы) [17], которые были приняты странами, присоединившимися к Декларации о международных инвестициях и многонациональных предприятиях (1976).
4 Руководящие принципы утверждены решением 42 правительств на 50-й встрече министров стран ОЭСР в 2011 г. В 2021 г. к декларации присоединились 38 стран членов ОЭСР и 12 стран, не входящих в эту организацию. Республика Беларусь и Российская Федерация не являются подписантами Декларации о международных инвестициях и многонациональных предприятиях и формально не обязаны руководствоваться данными принципами. Однако отдельные компании могут их внедрять для повышения собственной конкурентоспособности на рынках стран ОЭСР, а также стран ключевых партнёров ОЭСР (например, Китая). В присоединившихся к Декларации странах созданы национальные контактные центры (НКЦ), помогающие правительствам и компаниям внедрять Руководящие принципы в экономику.

всего просмотров: 298

Оценка читателей: голосов 0

1. Вяткина Ю. Социально ответственный туризм: путешествуя по России // Агентство социальной информации. 2016. [Электронный ресурс]: URL: https://www.asi.org.ru/2016/11/29/sotsialno-otvetstvennyj-turizm-puteshestvuya-po-rossii/ (дата обращения: 15.12.2021).

2. Международные стандарты ответственного ведения бизнеса ОЭСР. Рекомендации для российских компаний / Министерство экономического развития Российской Федерации. Москва, 2020. 56 с.

3. Руководство ОЭСР-ФАО по ответственным производственно-сбытовым цепочкам в сфере сельского хозяйства / OECD/FAO, 2020. 108 с.

4. Тарасенок А. И., Баранова Т. Е., Боровко М. В. и др. Бизнес в агро- и экотуризме / Программа развития ООН / Под ред. А. И. Тарасенка. Минск, 2014. 380 с.

5. Тарасенок А. И. Экологический туризм в структуре современного природопользования // Гуманітарна-эканамічны веснік. 1999. № 1. С. 109–113.

6. Тарасенок А. И. Экологический туризм и рекреационное природопользование в Беларуси: Учебно-методическое пособие. Минск: ЕГУ, 2003. 120 с.

7. Тарасенок А. И. Эффекты стратегического планирования развития дестинаций экологического туризма (на примере Брестской и Гродненской областей) // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 5. Эканоміка. Сацыялогія. Біялогія. 2016. № 1. С. 77–83.

8. Dunk R. M., Gillespie S. A. and MacLeod D. Participation and retention in a green tourism certification scheme. Journal of Sustainable Tourism. 2016. 24(12). P. 1585–1603. doi:10.1080/09669582.2015.1134558.

9. Helping businesses improve sustainability // Green Tourism. [Электронный ресурс]: URL: https://www.green-tourism.com/about-us (дата обращения: 15.12.2021).

10. Integrating Sustainability into Business. A Management Guide for Responsible Tour Operations / UNEP. 2005. 68 p.

11. Issues we address // Sustainable Hospitality Alliance. [Электронный ресурс]: URL: https://sustainablehospitalityalliance.org/about-us/what-we-do/ (дата обращения: 15.12.2021).

12. Jarvis N., Weeden C., Simcock N. () The Benefits and Challenges of Sustainable Tourism Certification: A Case Study of the Green Tourism Business Scheme in the West of England. Journal of Hospitality and Tourism Management. 2010. Vol. 17. P. 83–93.

13. Marriott. Principles of Responsible Business. October 2012. 8 p.

14. OECD Due Diligence Guidance for Meaningful Stakeholder Engagement in the Extractive Sector / OECD, 2016. 100 р.

15. OECD Due Diligence Guidance for Responsible Business Conduct / OECD, 2018. 100 р.

16. OECD Due Diligence Guidance for Responsible Supply Chains in the Garment and Footwear Sector / OECD, 2017. 188 р.

17. OECD Guidelines for Multinational Enterprises 2011 Edition (Russian version). Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий / OECD, 2013. 118 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх