Электоральные процессы в фюльке Норвегии через призму пространственного анализа

 
Код статьиS221979310013109-2-1
DOI10.37490/S221979310013109-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускВыпуск 1 (45)
Страницы110-125
Аннотация

Статья посвящена анализу электорального цикла 2017 г. в фюльке Норвегии, который характеризовался тем, что право- и левоцентристы набирали практически равный процент голосов. Выдвигается гипотеза о том, что, во-первых, уровень миграции и безработицы влияют на формирование электоральных предпочтений граждан в фюльке. Во-вторых, электоральные предпочтения граждан обусловлены пространственным фактором. В-третьих, инструменты электоральной географии позволяют выявить основные вопросы, к которым прибегают партии в ходе электоральных кампаний, таргетируя граждан определённых территориальных единиц для максимизации электоральной поддержки. Для того, чтобы выявить вероятные причины таких результатов голосования, автор выявил основные положения повестки тех партий, которые набрали наибольшее количество голосов в последнем электоральном цикле. Далее были рассмотрены основные электоральные предпочтения фюльке, после чего был использован регрессионный анализ для того, чтобы выявить, являются ли такие темы, как миграция и безработица, значимыми при голосовании за Рабочую, Консервативную партии и Партию прогресса в норвежских фюльке. Затем автор рассмотрел динамику голосования за указанные партии за последние электоральные циклы, чтобы выявить, наблюдались ли значимые изменения в электоральных предпочтениях фюльке. Метод пространственного анализа был использован с тем, чтобы выяснить, влиял ли «эффект соседства» на электоральное поведение граждан и можно ли выделить пространственные кластеры голосования. Наконец, с помощью многофакторного районирования автор выделил паттерны голосования в фюльке, которые при этом представилось возможным кластеризовать. По результатам проведённого анализа были сделаны следующие выводы. Во-первых, миграционный фактор является значимым при формировании электоральных предпочтений граждан в фюльке. Во-вторых, пространственный фактор значим для голосования за Рабочую и Консервативную партии в последних трёх электоральных циклах, при этом, тенденции голосования за Консервативную партию претерпевают трансформации ввиду влияния «эффекта соседства». В-третьих, и Рабочая, и Консервативная партии апеллируют к тем темам, которые находят наибольший отклик в поддерживающих их фюльке, что позволяет проводить тарегтированную кампанию и выстраивать партиям свою электоральную программу таким образом, чтобы гарантированно получить электоральную поддержку.

Ключевые словавыборы в Норвегии, пространственный анализ, эффект соседства, электоральное поведение, фюльке
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке гранта РНФ № 19-78-10004 «Трансформации электорального поведения в регионах зарубежных стран, пограничных с Российской Федерацией: сравнительный пространственный анализ».
Получено19.05.2021
Дата публикации19.05.2021
Кол-во символов21916
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Введение. На выборах в Стортинг в 2017 г. в Норвегии победила правящая коалиция во главе с Консервативной партией с минимальным преимуществом. Этот электоральный цикл был наиболее непредсказуемым, поскольку правоцентристы и левоцентристы набирали практически равный процент голосов. В связи с этим, возникает вопрос, как изменилось распределение электоральных предпочтений граждан в фюльке Норвегии в последнем электоральном цикле в отличии от предыдущих двух, с чем такие изменения могут быть связаны. Более того, обусловлены ли электоральные предпочтения граждан пространством, а именно, наблюдается ли «эффект соседства» при голосовании в фюльке.
2 Изученность проблемы. Когда заходит речь об исследовании формирования электоральных предпочтений граждан, а также об их электоральном поведении, необходимо учитывать совокупность факторов. При анализе электоральных предпочтений граждан важно учитывать пространственный фактор и обращаться к электоральной географии, которая изучает пространственное распространение паттернов власти в контексте взаимовлияния географии, выборов и власти [9]. Сравнение результатов голосования осуществляется в рамках электоральной географии, начало которой было положено А. Зигфридом [2, с. 188]. Он предложил аналитическую модель для объяснения мотивов голосования, которые определяются экономическими, географическими и социокультурными факторами. Начиная с 1960-х гг. в рамках электоральной географии произошёл сдвиг от исследований, основанных на описательных методах, к тем, которые проводились с помощью стандартизированного анализа. Это связано с увеличением количества географических исследований выборов, что позволило создавать различные географические модели с помощью количественного статистического анализа [6]. Для исследований 1980-х гг. характерным являлось изучение устойчивых паттернов голосования, а также уделялось внимание вопросам участия в выборах и политического представительства различных групп общества [10]. С развитием электоральных исследований отмечалась важность учёта как внешних, так и внутренних мотивов голосования индивидов [12]. На настоящий момент электоральная география посвящена, с одной стороны, изучению глобальных тенденций, с другой — локальных особенностей в рамках сложных структур, где также отмечается важность учёта различных факторов (демографических, социокультурных, институциональных и т. д.) [8]. Всё больше внимания в исследованиях уделяется «эффекту соседства», которое влияет на предвыборные стратегии кандидатов и их стратегии непосредственно на выборах [7; 11].
3 Методика и информационная база исследования. В решении поставленных задач используется пространственный анализ [3] для выявления наличия или отсутствия влияния «эффекта соседства» на голосование в фюльке Норвегии, иными словами, влияет ли голосование в одном фюльке на голосование в соседнем, можно ли на этом основании провести кластеризацию по их электоральным предпочтениям. Для определения эффекта соседства применялся расчёт индекса пространственной автокорреляции Морана [5]. В свою очередь, для оценки пространственных кластеров, то есть выявления фюльке со статистически высокой зависимости между голосованием в одном фюльке и голосовании в соседних был применён метод локальных индикаторов пространственной автокорреляции (LISA) [4]. Также автор проводит многофакторный анализ голосования за рассматриваемые три партии в последнем электоральном цикле на основе диаграммы параллельных координат [13] с целью выявления паттернов голосования в этом электоральном цикле и выделения кластеров голосования за каждую из партий, если такие будут выявлены. Кроме того, на основании основных элементов повестки трёх партий, набравших большее количество голосов в ходе электорального цикла 2017 г. (Рабочая партия Норвегии, Консервативная партия и Партия прогресса), были собраны показатели уровня безработицы и уровня миграции в Норвегии в период с 2009 по 2017 гг., чтобы провести регрессионный анализ зависимости между этими двумя показателями и результатами голосования за указанные партии за последние три электоральных цикла.

всего просмотров: 673

Оценка читателей: голосов 0

1. Волков А. М. Парламентские выборы в Норвегии 2017 года // ИМЭМО РАН. 2017. 12 сентября. [Электронный ресурс]: URL: https://www.imemo.ru/news/events/text/parlamentskie-vibori-v-norvegii-2017-goda (Дата обращения: 07.11.2020).

2. Мелешкина Е. Ю. Исследования электорального поведения: теоретические модели и проблемы их применения // Политическая наука. 2001. № 2. С. 187–212.

3. Окунев И. Ю. Основы пространственного анализа: Монография. М.: Издательство «Аспект-Пресс», 2020. 255 с.

4. Anselin L. Local Indicators of Spatial Association — LISA // Geographical Analysis. 1995. No. 27. P. 93–115.

5. Cliff A., Ord J. K. Spatial Autocorrelation. L.: Pion. 1973.

6. Flint C., Taylor P. Political geography. World economy, nation-state and locality. Harlow (Pearson). 2007.

7. Gimpel J. G., Karnes K. A., McTague J., Pearson-Merkowitz S. Distance-decay in the political geography of friends-and-neighbors voting // Political Geography. 2008. No. 27. P.231–252.

8. Johnston R. J., Jones K., Propper C., Burgess S. M. Region, local context, and voting at the 1997 general election in England // American Journal of Political Science. 2007. No. 51. P. 641–655.

9. Kavianirad M., Rasouli M. Explanation of relationship between Geography and Elections (Electoral geography) // Geopolitics Quarterly. 2015. Vol. 10, No 4. P. 93–108.

10. Madleňák T. Hlavné trendy výskumu v súčasnej volebnej geografii. Geografický časopis, 2010. No. 62(2). P. 127–145.

11. Pattie J. C., Johnston R. J. Local battles in a national landslide: constitutional campaigning at 2001 British General Election // Political geography, 2003. No. 22. P.381–414.

12. Visser M. Group identifications and voting behavior. The Dutch case // Politics and the Individual. 1993. Vol. 3. P. 57–73.

13. Wegman E. J., Dorfman A. Visualizing cereal world // Computational Statistics and Data Analysis. 2003. No. 43 (4). P. 633–649.

Рис 1. Динамика голосования за Рабочую партию Норвегии в период с 2009 по 2017 гг. (Захарова_Рис._1.jpg, 69 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Динамика голосования за Консервативную партию в период с 2009 по 2017 гг. (Захарова_Рис._2.jpg, 71 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Динамика голосования за Партию прогресса в период с 2009 по 2017 гг. (Захарова_Рис._3.jpg, 70 Kb) [Скачать]

Рис. 4. Локальные индикаторы пространственной автокорреляции голосования за Рабочую партию в 2009 г. (Захарова_Рис._4.jpg, 72 Kb) [Скачать]

Рис. 5. Локальные индикаторы пространственной автокорреляции голосования за Рабочую партию в 2013 г. (Захарова_Рис._5.jpg, 73 Kb) [Скачать]

Рис. 6. Локальные индикаторы пространственной автокорреляции голосования за Консервативную партию в 2009 г. (Захарова_Рис._6.jpg, 75 Kb) [Скачать]

Рис. 7. Локальные индикаторы пространственной автокорреляции голосования за Консервативную партию в 2017 г. (Захарова_Рис._7.jpg, 71 Kb) [Скачать]

Рис. 8. Многофакторное районирование голосования за Рабочую партию Норвегии в 2017 г., уровня безработицы и уровня миграции (Захарова_Рис._8.jpg, 87 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх