The merging of Taymyr Dolgano-Nenets and Evenk autonomous okrugs into Krasnoyarsk krai: the history of changes in status and evaluation in the media

 
PIIS221979310012071-1-1
DOI10.37490/S221979310012071-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor at the Department of Comparative Politics; Program Coordinator
Affiliation:
MGIMO University
IPSA Research Committee on Geopolitics (RC-41)
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: student
Affiliation: School of Governance and Politics, MGIMO University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal namePskov Journal of Regional Studies
EditionIssue 1 (37)
Pages46-55
Abstract

More than 10 years have passed since Evenk and Taimyr Dolgano-Nenets autonomous okrugs became part of  Krasnoyarsk Krai, one of the five large-scale merging of the subjects of the Russian Federation in the 2000s. Recently, there has been a growing number of speculations about the possible resumption of the federal reform while there is also a considerable amount of negative evaluation of the results of the merging in the media. In this regard, the purpose of this study is to analyze the prerequisites and the course of unification processes in Krasnoyarsk Krai and assess the consequences of enlargement with an emphasis on the opinion of the residents of the formed entity. The authors are convinced that the correct indicator of the success of any transformation in the state is the satisfaction of citizens, rather than improved statistical indicators. At the same time, most of the literature on this topic focuses specifically on the economic, legal and institutional consequences of unification, and not on the attitude of people residing on the territory. The content and discourse analysis used in this study facilitated evaluating media publications of different years, thereby expanding the degree of elaboration of the issue. The results of the work performed are relevant for experts involved in developing projects for further federal reforms.

Keywordsfederal reform, Krasnoyarsk Krai, Taymyr Dolgano-Nenets Autonomous Okrug, Evenk Autonomous Okrug, indigenous small-numbered peoples of the North
Received02.02.2019
Publication date15.03.2019
Number of characters23726
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Введение. В 2000-е гг. в Российской Федерации начался масштабный процесс слияния субъектов, в ходе которого был создан Пермский край путём объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (2005 г.), Эвенкийский автономный округ и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ вошли в состав Красноярского края (2007 г.), Камчатская область и Корякский автономный округ образовали Камчатский край (2007 г.), объединились Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (2008 г.), а также был образован Забайкальский край при слиянии Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом (2008 г.). Итак, в 2008 г. федеративная реформа была приостановлена, поскольку повлекла за собой ряд экономических, политических и социальных изменений, требующих тщательного осмысления и оценки.
2 Исходные предпосылки. В последнее время в средствах массовой информации наблюдается множество сообщений об инициативах продолжить ряд объединений с целью улучшения экономических показателей субъектов. Так, ещё с середины 2000-х гг. рассматриваются варианты слияния Ямало-Ненецкого (ЯНАО), Ханты-Мансийского автономных округов (ХМАО) и Тюменской области [18]. Нередко звучат призывы об объединении Свердловской и Курганской областей, что потенциально могло бы повысить эффективность промышленного и аграрного производства [22]. Кроме того, в конце декабря 2017 г. лидер ЛДПР В. В. Жириновский предложил создать в России 30 губерний вместо 85 субъектов «без национального принципа путём присоединения малых регионов к соседним крупным» [6; 17]. На этом список возможных перекроек политико-административной карты Российской Федерации не заканчивается, однако за прошедшее время ситуация изменилась и сейчас вокруг любого потенциального объединения ведутся экспертные дискуссии на принципиально новом уровне по сравнению с тем, что можно было наблюдать в начале 2000-х гг. Прошло десятилетие с момента последнего слияния субъектов, что позволяет не только сделать промежуточные выводы о плюсах и минусах уже проведённых преобразований, но и внести необходимые корректировки в планы грядущих реформ, основываясь на имеющемся опыте. Стоит отметить, что за этот период времени был опубликован ряд исследовательских работ по данной проблематике ([2; 4; 12] и др.), однако, по мнению авторов настоящего исследования, в них уделяется недостаточно внимания отношению жителей объединённых регионов к реформе.
3 Цель и задачи статьи. В данной статье рассматривается история изменения статусов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Эвенкийского муниципального района, их вхождение в состав Красноярского края и оценки данного преобразования средствами массовой информации. Выбор этого кейса из вышеуказанных пяти обусловлен произошедшим в мае 2017 г. всплеском негативных отзывов со стороны жителей Таймырского полуострова о последствиях объединения и выдвижением инициативной группы граждан с заявлением о проведении местного референдума на территории Таймырского муниципального района для возвращения ему статуса национального автономного округа [7]. Именно для того, чтобы разобраться в причинах недовольства жителей района, необходимо вернуться к началу реформы и проследить ход её развития.

views: 764

Readers community rating: votes 0

1. Александр Геннадиевич Хлопонин. Биографическая справка. [Электронный ресурс]: URL: https://ria.ru/politics/20100119/205330234.html (дата обращения: 03.08.2018).

2. Анучина Н. Укрупнение субъектов Российской Федерации на этапе реформирования российского федерализма // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 11 (78). С. 63–67.

3. Борис Золотарёв защитил Эвенкию. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kommersant.ru/doc/459418/ (дата обращения: 05.08.2018)

4. Дамдинов Б. Д. Конституционно-правовой статус автономных округов Российской Федерации: история, современность, перспективы. Иркутск: МИОН, 2005. 178 с.

5. Доклад «Три в одном»: объединённый Красноярский край. АО «Эксперт РА». [Электронный ресурс]: URL: https://raexpert.ru/researches/regions/krasnoyarsk/ (дата обращения: 16.08.2018).

6. Жириновский предлагает создать в России 30 губерний вместо 85 субъектов. [Электронный ресурс]: URL: http://tass.ru/politika/4852275 (дата обращения: 03.08.2018).

7. Жители Таймыра просят Путина вернуть полуострову статус автономного округа. Настоящее время. [Электронный ресурс]: URL: https://www.currenttime.tv/a/28679488.html (дата обращения: 04.08.2018).

8. Иванов В. Путинский федерализм. Централизаторские реформы в России в 2000–2008 годах. М.: Территория будущего, 2008. 215 с.

9. Кого называет Таймыр. Общественно-политическая газета «Труд». [Электронный ресурс]: URL: http://www.trud.ru/article/26-01-2001/18540_kogo_nazyvaet_tajmyr.html (дата обращения: 02.08.2018).

10. Кому инвестор, а кому олигарх. Журнал «Итоги». [Электронный ресурс]: URL: http://www.itogi.ru/archive/2001/3/119757.html (дата обращения: 11.08.2018).

11. Коренные народы Севера просят разработать законопроект об особом статусе Эвенкии и Таймыра. [Электронный ресурс]: URL: http://tass.ru/v-strane/4869791 (дата обращения: 10.08.2018).

12. Мильчаков М. Объединение регионов: анализ современной практики использования трансформации административно-территориального деления в решении социально-экономических и политических задач // Региональные исследования. 2007. № 5 (15). С. 33–46.

13. Морской порт Дудинка. Веб-сайт транспортной компании ООО «Полар Транс». [Электронный ресурс]: URL: https://polartrans.ru/information/morskoj-port-dudinka.html (дата обращения: 03.08.2018).

14. Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 12 октября 2004. [Электронный ресурс]: URL: https://regnum.ru/news/340434.html (дата обращения: 07.08.2018).

15. Образование Таймырского (Долгано–Ненецкого) автономного округа. [Электронный ресурс]: URL: https://taimyr24.ru/about/Histori_T/dop_obraz_TAO.php (дата обращения: 03.08.2018).

16. По мнению губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, объединению регионов противятся те, кто обеспокоен собственными амбициями. [Электронный ресурс]: URL: https://regnum.ru/news/polit/271608.html (дата обращения: 07.08.2018).

17. Подосокорский Н. Жириновский анонсировал укрупнение регионов после выборов президента в марте 2018 года. [Электронный ресурс]: URL: https://philologist.livejournal.com/9923452.html (дата обращения: 02.08.2018).

18. Попов А. Матрёшка-2020. [Электронный ресурс]: URL: http://expert.ru/2013/06/26/matreshka-2020/ (дата обращения: 03.08.2018).

19. Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]: URL: http://council.gov.ru/services/reference/9420/ (дата обращения: 05.08.2018).

20. Таймырский автономный округ. Виперсон. [Электронный ресурс]: URL: http://viperson.ru/articles/taymyrskiy-avtonomnyy-okrug (дата обращения: 03.08.2018).

21. Таймырский муниципальный район. Региональная Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Красноярского края. [Электронный ресурс]: URL: http://www.narodsevera.ru/north/area/tmr/?news_id=69 (дата обращения: 04.08.2018).

22. Что стоит за инициативами объединения регионов в России? [Электронный ресурс]: URL: https://regnum.ru/news/2363481.html (дата обращения: 07.08.2018).

Система Orphus

Loading...
Up