Объединение Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в составе Красноярского края: история изменения статусов и оценки в СМИ

 
Код статьиS221979310012071-1-1
DOI10.37490/S221979310012071-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры сравнительной политологии; старший научный сотрудник
Аффилиация:
Московский государственный институт международных отношений
Центр региональных политических исследований
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: студент
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускВыпуск 1 (37)
Страницы46-55
Аннотация

Прошло уже более 10 лет с того момента, как Эвенкийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа вошли в состав Красноярского края — одного из пяти масштабных слияний субъектов Российской Федерации в 2000-х гг. В последнее время всё чаще стали слышны разговоры о возможном возобновлении федеративной реформы, при этом также много можно встретить в публикациях СМИ негативных отзывов о результатах объединения. В связи с этим целью данного исследования является изучение предпосылок и хода объединительных процессов в Красноярском крае и анализ последствий укрупнения с упором на мнение жителей сформированного субъекта. Авторы убеждены, что верным показателем успеха любого преобразования в государстве выступает именно удовлетворённость им гражданами, а не улучшенные статистические показатели. В то же самое время большая часть литературы по данной теме фокусируется именно на экономических, юридических и институциональных последствиях объединения, а не на отношении к ним проживающих на данной территории людей. Использованные в данном исследовании контент- и дискурс-анализ позволили оценить публикации СМИ разных годов, тем самым расширив степень разработанности рассматриваемой проблемы. Результаты проведённой работы представляются крайне актуальными для экспертов, занимающимися разработкой проектов дальнейших федеративных реформ.

Ключевые словафедеративная реформа, Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Эвенкийский автономный округ, коренные малочисленные народы Севера
Получено02.02.2019
Дата публикации15.03.2019
Кол-во символов23726
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Введение. В 2000-е гг. в Российской Федерации начался масштабный процесс слияния субъектов, в ходе которого был создан Пермский край путём объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (2005 г.), Эвенкийский автономный округ и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ вошли в состав Красноярского края (2007 г.), Камчатская область и Корякский автономный округ образовали Камчатский край (2007 г.), объединились Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (2008 г.), а также был образован Забайкальский край при слиянии Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом (2008 г.). Итак, в 2008 г. федеративная реформа была приостановлена, поскольку повлекла за собой ряд экономических, политических и социальных изменений, требующих тщательного осмысления и оценки.
2 Исходные предпосылки. В последнее время в средствах массовой информации наблюдается множество сообщений об инициативах продолжить ряд объединений с целью улучшения экономических показателей субъектов. Так, ещё с середины 2000-х гг. рассматриваются варианты слияния Ямало-Ненецкого (ЯНАО), Ханты-Мансийского автономных округов (ХМАО) и Тюменской области [18]. Нередко звучат призывы об объединении Свердловской и Курганской областей, что потенциально могло бы повысить эффективность промышленного и аграрного производства [22]. Кроме того, в конце декабря 2017 г. лидер ЛДПР В. В. Жириновский предложил создать в России 30 губерний вместо 85 субъектов «без национального принципа путём присоединения малых регионов к соседним крупным» [6; 17]. На этом список возможных перекроек политико-административной карты Российской Федерации не заканчивается, однако за прошедшее время ситуация изменилась и сейчас вокруг любого потенциального объединения ведутся экспертные дискуссии на принципиально новом уровне по сравнению с тем, что можно было наблюдать в начале 2000-х гг. Прошло десятилетие с момента последнего слияния субъектов, что позволяет не только сделать промежуточные выводы о плюсах и минусах уже проведённых преобразований, но и внести необходимые корректировки в планы грядущих реформ, основываясь на имеющемся опыте. Стоит отметить, что за этот период времени был опубликован ряд исследовательских работ по данной проблематике ([2; 4; 12] и др.), однако, по мнению авторов настоящего исследования, в них уделяется недостаточно внимания отношению жителей объединённых регионов к реформе.
3 Цель и задачи статьи. В данной статье рассматривается история изменения статусов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Эвенкийского муниципального района, их вхождение в состав Красноярского края и оценки данного преобразования средствами массовой информации. Выбор этого кейса из вышеуказанных пяти обусловлен произошедшим в мае 2017 г. всплеском негативных отзывов со стороны жителей Таймырского полуострова о последствиях объединения и выдвижением инициативной группы граждан с заявлением о проведении местного референдума на территории Таймырского муниципального района для возвращения ему статуса национального автономного округа [7]. Именно для того, чтобы разобраться в причинах недовольства жителей района, необходимо вернуться к началу реформы и проследить ход её развития.

всего просмотров: 770

Оценка читателей: голосов 0

1. Александр Геннадиевич Хлопонин. Биографическая справка. [Электронный ресурс]: URL: https://ria.ru/politics/20100119/205330234.html (дата обращения: 03.08.2018).

2. Анучина Н. Укрупнение субъектов Российской Федерации на этапе реформирования российского федерализма // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 11 (78). С. 63–67.

3. Борис Золотарёв защитил Эвенкию. [Электронный ресурс]: URL: https://www.kommersant.ru/doc/459418/ (дата обращения: 05.08.2018)

4. Дамдинов Б. Д. Конституционно-правовой статус автономных округов Российской Федерации: история, современность, перспективы. Иркутск: МИОН, 2005. 178 с.

5. Доклад «Три в одном»: объединённый Красноярский край. АО «Эксперт РА». [Электронный ресурс]: URL: https://raexpert.ru/researches/regions/krasnoyarsk/ (дата обращения: 16.08.2018).

6. Жириновский предлагает создать в России 30 губерний вместо 85 субъектов. [Электронный ресурс]: URL: http://tass.ru/politika/4852275 (дата обращения: 03.08.2018).

7. Жители Таймыра просят Путина вернуть полуострову статус автономного округа. Настоящее время. [Электронный ресурс]: URL: https://www.currenttime.tv/a/28679488.html (дата обращения: 04.08.2018).

8. Иванов В. Путинский федерализм. Централизаторские реформы в России в 2000–2008 годах. М.: Территория будущего, 2008. 215 с.

9. Кого называет Таймыр. Общественно-политическая газета «Труд». [Электронный ресурс]: URL: http://www.trud.ru/article/26-01-2001/18540_kogo_nazyvaet_tajmyr.html (дата обращения: 02.08.2018).

10. Кому инвестор, а кому олигарх. Журнал «Итоги». [Электронный ресурс]: URL: http://www.itogi.ru/archive/2001/3/119757.html (дата обращения: 11.08.2018).

11. Коренные народы Севера просят разработать законопроект об особом статусе Эвенкии и Таймыра. [Электронный ресурс]: URL: http://tass.ru/v-strane/4869791 (дата обращения: 10.08.2018).

12. Мильчаков М. Объединение регионов: анализ современной практики использования трансформации административно-территориального деления в решении социально-экономических и политических задач // Региональные исследования. 2007. № 5 (15). С. 33–46.

13. Морской порт Дудинка. Веб-сайт транспортной компании ООО «Полар Транс». [Электронный ресурс]: URL: https://polartrans.ru/information/morskoj-port-dudinka.html (дата обращения: 03.08.2018).

14. Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 12 октября 2004. [Электронный ресурс]: URL: https://regnum.ru/news/340434.html (дата обращения: 07.08.2018).

15. Образование Таймырского (Долгано–Ненецкого) автономного округа. [Электронный ресурс]: URL: https://taimyr24.ru/about/Histori_T/dop_obraz_TAO.php (дата обращения: 03.08.2018).

16. По мнению губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, объединению регионов противятся те, кто обеспокоен собственными амбициями. [Электронный ресурс]: URL: https://regnum.ru/news/polit/271608.html (дата обращения: 07.08.2018).

17. Подосокорский Н. Жириновский анонсировал укрупнение регионов после выборов президента в марте 2018 года. [Электронный ресурс]: URL: https://philologist.livejournal.com/9923452.html (дата обращения: 02.08.2018).

18. Попов А. Матрёшка-2020. [Электронный ресурс]: URL: http://expert.ru/2013/06/26/matreshka-2020/ (дата обращения: 03.08.2018).

19. Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]: URL: http://council.gov.ru/services/reference/9420/ (дата обращения: 05.08.2018).

20. Таймырский автономный округ. Виперсон. [Электронный ресурс]: URL: http://viperson.ru/articles/taymyrskiy-avtonomnyy-okrug (дата обращения: 03.08.2018).

21. Таймырский муниципальный район. Региональная Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Красноярского края. [Электронный ресурс]: URL: http://www.narodsevera.ru/north/area/tmr/?news_id=69 (дата обращения: 04.08.2018).

22. Что стоит за инициативами объединения регионов в России? [Электронный ресурс]: URL: https://regnum.ru/news/2363481.html (дата обращения: 07.08.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх