Общественно-географические методы научных исследований региональных рынков туристских услуг

 
Код статьиS221979310012061-0-1
DOI10.37490/S221979310012061-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры туризма и рекреации
Аффилиация: Киевский национальный торгово-экономический университет
Адрес: Украина, Киев
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускВыпуск 2 (38)
Страницы86-103
Аннотация

Раскрыта гносеологическая сущность методологии научных исследований, определены уровни методологического познания. Проведена систематизация методов научных исследований региональных рынков туристских услуг. Выделены общенаучные и конкретно-научные методы. Раскрыты особенности применения единичных (направленных на изучение компонентной и территориальной структуры) и синтетических методов исследования региональных рынков туристских услуг. Предложены конкретные формализованные методы для расчёта экономической эффективности региональных рынков туристских услуг. Проанализирован метод приведённых затрат. Раскрыты особенности расчётов рентабельности и производительности труда туристских предприятий на региональных рынках туристских услуг. Предложены формализированные подходы к расчётам ресурсовооружённости и ресурсоотдачи туристских предприятий. Разработана методика оценки экономической эффективности функционирования туристских предприятий на рынке туристских услуг. Определена гносеологическая сущность метода построения гравитационной модели поля потенциала. Раскрыты особенности кластеризации полученных результатов методом нейросетей Кохонена. Обосновано использование формулы производственно-сбытового зонирования при исследовании региональных рынков туристских услуг. Раскрыто особенности расчётов индекса региональной специализации туристских услуг, а также индекса эффективности региональной специализации.  Обосновано применение индекса территориальной концентрации для исследования региональных рынков туристских услуг. Введён в обиход коэффициент межрегионального обслуживания туристских предприятий на рынке. Предложено использовать нормативный коэффициент вариации для оценки уровня отраслевой равномерности региональных рынков туристских услуг, а также предложено использовать индекс энтропийной меры для оценки уровня отраслевого разнообразия на рынке. Раскрыты основные индексы теории графов, которые используются для характеристики пространственных особенностей региональных рынков туристских услуг (индекс уровня центральности, индекс связанности и проч.). Обоснована необходимость использования метода ближайшего соседства для оценки распределения региональных рынков туристских услуг. Раскрыты особенности использования методов Вороного и многоугольников Тиссена. Исследованы особенности применения методов факторного и кластерного анализа для исследований региональных рынков туристских услуг. Систематизированы основные методы прогнозирования ситуации на региональном рынке туристских услуг.

Ключевые словаметодология, методы, рынок туристских услуг, формализация, прогнозирование
Получено09.01.2019
Дата публикации28.06.2019
Кол-во символов46168
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Введение. Актуальность темы. Региональные рынки туристских услуг являются сложными поликомпонентными объектами общественно-географических исследований. Их изучение требует разработки и применения целого ряда частных и комплексных методов. С их помощью исследователь сможет выявить отдельные существенные параметры формирования и развития региональных рынков туристских услуг (в разрезе компонентной и территориальной структуры), а также провести интегральную оценку эффективности их функционирования. Эта оценка проводится с целью поисков пути оптимизации взаимосвязей и взаимозависимостей элементов компонентной, территориальной и управленческой структуры региональных рынков туристских услуг, обеспечивающих формирование наибольшей экономической эффективности их функционирования. Именно поэтому научные методы исследования региональных рынков туристских услуг направлены на установление системно-структурных особенностей этих образований, формирующих дополнительный экономический эффект [1].
2 Анализ последних исследований и публикаций. Изучению и систематизации методов общественно-географических исследований посвящены труды многих учёных. В частности, заслуживают особого внимания научные подходы, предложенные Н. Д. Пистуном, С. И. Ищуком, А. Г. Топчиевым, Л. Г. Руденко, А. И. Шаблием, Е. Б. Алаевм и др. Методы исследований региональных рынков туристских услуг частично проанализированы в работах С. И. Ищука, К. В. Мезенцева, Г. П. Пидгрушного, В. Р. Хачатурова, М. Д. Шарыгина, А. Оре, М. Фуджиты и Ж. Ф. Тисса (M. Fujita, J.-F. Thisse). Однако комплексной систематизации и детальной характеристики особенностей применения отдельных методов исследования региональных рынков туристских услуг ещё детально не проводилось.
3 Формулировка целей статьи. Постановка задачи. Именно поэтому объектом данного исследования выступают отдельные методы общественно-географических исследований, а предметом — особенности их применения для анализа региональных рынков туристских услуг. Эта работа имеет целью раскрыть особенности применения различных методов исследования региональных рынков туристских услуг. Указанная цель раскрывается при решении следующих задач: анализ познавательной сущности методов научных исследований, их систематизация применительно к исследованиям региональных рынков туристских услуг, раскрытие особенностей применения и формализации единичных и синтетических методов исследования региональных рынков туристских услуг и определение особенностей их интерпретации в общественно-географических исследованиях.
4 Изложение основного материала. Важным этапом научного исследования региональных рынков туристских услуг является разработка методологии научных исследований и определения конкретных методов научного познания. Согласно общепризнанным толкованиям, термин «методология» означает учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности [8]. По мнению Н. Д. Пистуна, существует четыре уровня методологического знания.

всего просмотров: 672

Оценка читателей: голосов 0

1. Білуха М. Т. Методологія наукових досліджень: Підручник. К.: АБУ, 2002. 480 с.

2. Економічна енциклопедія: У трьох томах. Т. 1–3 / Редкол.: ... С. В. Мочерний (відп. ред.) та ін. К.: Видавничий центр «Академія», 2000.

3. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1966. 659 с.

4. Іщук С. І., Гладкий О. В. Київська господарська агломерація: досвід регіонального менеджменту: Монографія. К.: ВГЛ «Обрії», 2005. 240 с.

5. Кривенко К. Рентабельність // Економічна енциклопедія. К., Видавничий центр «Академія», 2002. Т. 3. С. 197–198.

6. Мезенцев К. В. Регіональне прогнозування соціально-економічного розвитку. К.: ВПЦ «Київський університет», 2004. 82 с.

7. Мезенцев К. В. Суспільно-географічне прогнозування регіонального розвитку: Монографія. К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2005. 253 с.

8. Пістун М. Д. Основи теорії суспільної географії: Навч. посібник. К.: Вища шк., 1996. 231 с.

9. Промышленный комплекс Киевского Приднепровья (экономико-географическое исследование) / М. М. Паламарчук, И. А. Горленко, Л. Г. Руденко и др.; Отв. ред. И. А. Горленко; АН УССР. Отд-ние географии ин-та геофизики. К.: Наукова думка, 1988. 252 с.

10. Україна: промисловість та інвестиційна діяльність: Атлас / за заг. ред. Руденка Л. Г. К.: ДНВП «Картографія», 2003. 80 с.

11. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблевой, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1999. 576 с.

12. Шарыгин М. Д., Григорьев В. С. Методика экономико-географического исследования промышленных и транспортных узлов. Пермь, 1981. 88 с.

13. Хачатуров В. Р., Астахов Н. Д., Григорьев В. В. Алгоритмы определения оптимальной совокупности отраслевых вариантов размещения предприятий с учетом эффекта агломерации. М.: ВЦ АН СССР, 1984. 22 с.

14. Хачатуров В. Р., Злотов А. В., Китьян Ш. П. Оптимизация структуры двух сетей с учетом эффекта агломерации. М.: ВЦ АН СССР, 1985. 27 с.

15. Fujita M., Thisse J.-F. Economics of Agglomeration: cities, industrial location and regional growth. Cambridge, Cambridge University Press, 2004. 466 p

Система Orphus

Загрузка...
Вверх