New qualities of human capital for life safety in the context of the spread of digitalization

 
PIIS265838870012752-0-1
DOI10.33276/S265838870012752-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Research fellow
Affiliation: CEMI RAS
Address: Moscow, Nakhimovsky prospect 47
Journal nameVestnik CEMI
EditionIssue 1
Abstract

The article presents the results of a scientific study of the problems of changing the role, place and significance of a person in modern socio-economic processes, in the context of the spread of scientific and technological progress in the form of digitalization in all spheres and areas of his life. New conditions of work and everyday life impose new competence requirements on a person.A person's compliance with these requirements determines the sustainability of socio-economic development and the safety of business entities. The continuous education system at all levels has a leading role in the formation, updating and development of competencies, therefore, timely modernization of the education system is a scientific foundation or a prerequisite for safe and sustainable socio-economic development of the state in the current and future period.

Keywordsscientific and technological progress, digitalization, security, competencies, lifelong learning, human capital, new professions
Received09.06.2021
Publication date16.06.2021
Number of characters33950
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

Введение

2

В настоящее время Россия вместе с другими странами мира находится на этапе перехода к новой шестой волне социально-экономического развития, базирующейся на научно-технологическом прогрессе в форме цифровизации, компьютеризации,искусственном интеллекте и других нововведениях, создающей в экономике новые институты, которые выступают основой современного, конкурентного, безопасного и устойчивого развития государств. Так же эти нововведения приводят к потоку изменений в общественном развитии, меняя образ мышления, мотивацию к деятельности, поведение (хозяйственное, общественное, бытовое) и качество жизни, как отдельного человека (в том числе параметров его личности), так и общества в целом. Поэтому текущий этап развития предъявляет новые требования к человеку и качеству его человеческого капитала. В этих условиях человек испытывает на себе одновременно давление и как производитель, и как потребитель новых благ, то есть, во-первых, давление со стороны обновляющегося рынка труда, во-вторых, в кратчайшие сроки ему необходимо адаптироваться к жизнедеятельности в новых условиях и наиболее полно реализовать свой потенциал компетенций.

3

Особенно значимо давление научно-технологического прогресса на человека и общество возрастает на переходном этапе от изживающей себя волны социально- экономического развития к новой нарождающейся, что подтверждается публикациями научных центров и трудами авторитетных мировых и российских исследователей, таких как Н. Д. Кондратьев, Й. Шумпетер, К. Перес, В. Е. Дементьев, С. Ю. Глазьев, А. А. Акаев, Ю. В. Яковец и другими.

4 В современных условиях процесс цифровизации1, с одной стороны, связан с переводом фактически всех отраслей и сфер жизнедеятельности в цифровой формат, что в продолжительной перспективе влечет за собой существенное снижение издержек (хотя на начальном этапе использования наблюдается их рост) и ресурсоемкости, появление новых ранее недоступных возможностей развития. С другой стороны, этот процесс стал основным драйвером мирового экономического и общественного прогресса. Цифровизация позволяет обеспечить устойчивый рост и эффективность развития не только в сфере или области возникновения, но и в стратегическом пространстве, что создает условия для роста уровня жизни и позволяет в целом обеспечить роста качества жизни населения и отдельного человека. Цифровизация и особые свойства цифровой информации обусловили и составили фундамент формирования и развития цифровой экономики (“digital economics”), появились условия для выстраивания целостных технологических сред функционирования (экосистем, платформ), уже позволяющих решать классы не только традиционных, но и новых комплексных социально- экономических задач в режиме синергетических и сетевых возможностей. 1. Реальные процессы цифровизации в экономике начались уже давно. См.: Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе // Цифровая экономика. – 2018. – №1. – URL : >>>> (дата обращения: 10.08.2020). А термин «цифровизация» был введен в научное употребление в 1995 году Николасом Негропонте (Negroponte, 1995) американским информатиком Массачусетского университета. См.Negroponte N. Being digital // New York: Alfred A. Knopf, 1995.

views: 51

Readers community rating: votes 0

1. E-Government Survey 2020 // United Nations : [сайт]. – 2020. – URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/2020_un_e-government_survey_full_report.pdf (дата обращения: 24.11.2020).

2. Шмыров, В. Россия упала на 13 место в рейтинге развития цифрового общества / В. Шмыров // CNews : [сайт]. – 2020. – URL: https://www.cnews.ru/link/n470061 (дата обращения: 24.11.2020).

3. IMD World Digital Comprtitiveness Ranking 2019 // IMD : [сайт]. – 2020. – URL: http://imd.org (дата обращения: 24.11.2020).

4. Кузнецов, А. Цифровизация всей страны / А. Кузнецов // Комсомольская правда : [сайт]. – 2020. – URL: http://kp.ru>daily/27029/4093659/kp.ru>daily/27029/4093659 (дата обращения: 24.11.2020).

5. Атлас новых профессий // Московская школа управления СКОЛКОВО : [сайт]. – 2020. – URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas_2.0.pdf (дата обращения: 24.11.2020).

6. Около 3% автомобилей передвигаются по столице тез пропусков – ЦОДД // МОСКВА24 : [сайт]. – 2020. – URL: https://www.m24.ru/news/gorod/01062020/119997 (дата обращения:03.06.2020).

7. Начало нового 2020/2021 учебного года. Тревожные ожидания // Образование в Москве : [сайт]. ]. – 2020. – URL: https://obrmos.ru/go/go_scool/news/go_go_scool_news_1s_new.html (дата обращения: 03.06.2020).

8. Норицугу, У. Цифровое общество / У. Норицугу //Экономические стратегии. – 2017. – №4. – С.2-12.

9. Флорида, Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее / Р. Флорида. – Москва : Классика-XXI, 2011. – 419 с.

10. Хокинс, Дж. Креативная экономика / Дж. Хокинс. – Москва : Классика-XXI, 2011. – 256с.

11. Костенко, Я. В экономику пойду: куда будут поступать выпускники 2020 / Я. Костенко // Известия : [сайт]. – 2020. – URL: https://iz.ru/984233/iaroslava-kostenko/v-ekonomiku-poidu-kuda-budut-postupat-vypuskniki-2020-goda (дата обращения:08.06.2020).

12. Христолюбова, Н. Е. Новому этапу развития экономики – новые компетенции / Н. Е. Христолюбова //Цифровая экономика. – 2020. – №1(9). – С.91-99.

Система Orphus

Loading...
Up