Domestic and foreign concepts in the geography of tourism

 
PIIS221979310011948-5-1
DOI10.37490/S221979310011948-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Consultant of Cross-Border Cooperation Department
Affiliation: Committee for the Implementation of Cross-Border Cooperation Programs and Tourism, Administration of Pskov
Address: Russian Federation, Pskov
Affiliation: Pskov State University
Address: Russian Federation, Pskov
Journal namePskov Journal of Regional Studies
EditionIssue 3 (39)
Pages110-127
Abstract

Nowadays tourism is one of the leading and most dynamic sectors of the global economy. Forming of tourism geography as an independent geographical discipline with its object and subject of research has occurred relatively recently. But now there is a significant number of concepts dedicated to this theme. The article discusses the basic models developed by foreign authors and the theoretical foundation for modern studies of the territorial organization of tourism, which appeared in the 70s - 80s of the XX century. The second part of the article discusses the works of the Soviet school of recreational geography, which created the way for the emergence of tourism geography in Russia. The subject of this area of domestic geography was the activity of people in their free time. The emergence of new types of tourism, innovative facilities for comfortable rest for tourists, leads to further research in this area. Regional and cluster concepts are the most commonly used concepts of tourism geography. The cluster concept has now gained popularity in Russia and is used in the development of tourism development strategies for certain periods.

Keywordsrecreational geography, tourism geography, concept, model, recreation, tourism
Received17.01.2019
Publication date30.09.2019
Number of characters39144
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Введение. Проблема становления и развития географии туризма издавна привлекала исследователей, но обстоятельное изучение этой темы начинается только с XIX в. С этого периода туризм стал особенно активно изучаться за рубежом. Аналогичные исследования в отечественной науке начались только спустя век.
2 ХIХ столетие дало начало бурному промышленному развитию, образованию больших городских скоплений и развитию железнодорожного сообщения. Всё это привело к серьёзным пространственным и структурным изменениям в отдельных странах и регионах. Это же способствовало появлению и развитию туристского движения. Происходящие пространственные явления, связанные с развитием туризма и приводящие к образованию новых социально-экономических структур государств, местностей и регионов, вдохновили географов изучать проблему туризма. Туризм становится предметом географических исследований. Его трактовка на протяжении десятилетий менялась.
3 В развитии географии туризма обычно выделяются следующие периоды: до ХХ в., 1900-е — 1930-е гг., 1930-е гг. — начало Второй мировой войны, Вторая мировая война, вторая половина 1940-х — 1960-е гг. и 1960-е гг. — настоящее время. Ниже представлены наиболее известные концепции в географии туризма.
4 Зарубежные концепции в географии туризма. Пространственные модели туристских путешествий. В данных моделях основное внимание уделяется перемещениям туристов, которые являются системообразующими связями.
5 Чехословацкий учёный П. Мариот был одним из первых, кто связал постоянное место жительства туриста с местом назначения (туристским центром) с помощью трёх типов маршрутов: маршруты туда, маршруты обратно и маршруты отдыха. Маршруты туда и обратно часто совпадают, и непосредственно связывают между собой пункт отправления и пункт прибытия. Маршрут отдыха проходит через некоторые промежуточные туристские центры, посещение которых часто не является основной целью поездки. Он может являться частью пути следования туриста в том или ином направлении.
6
image1

Рис. 1. Модель П. Мариота (источник [1])

7 Американский географ С. К. Кемпбелл, основываясь на выводах П. Мариота, разработал модель, отражающую различные виды туристских поездок из урбанизированного центра [1]. Он выделил три типа туристов: – отдыхающие, главная цель которых отдых; – путешественники, рассматривающие саму поездку важной частью отдыха, наряду с несколькими остановками в пути; – промежуточная группа, останавливающаяся в туристском центре и совершающая короткие выезды из него.
8
image2

Рис. 2. Модель С. К. Кемпбелла (источник [1; 2])

9 Так, на рис. 2 поездки первой группы, «отдыхающих», представляют собой радиусы, которые расходятся из крупного города. Как правило, это однодневные поездки в зону отдыха вокруг города. Перемещения «путешественников» представлены окружностью, это круговой маршрут с началом и окончанием в крупном городе, который ориентируется на магистрали скоростных дорог. Промежуточная группа «отдыхающих путешественников» имеет общие черты как с первой, так и со второй группой, в основном это радиальные выезда с места отдыха.

views: 736

Readers community rating: votes 0

1. Александрова А. Ю. География туризма. М.: КНОРУС, 2009. 592 с.

2. Александрова А. Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2002. 470 с.

3. Ашугатоян С. Г. Эволюция взглядов на территориальную организацию туризма // Вестник Удмуртского университета. Серия биология. Науки о Земле. 2016. № 3. С. 127–134.

4. Зырянов А. И. Теоретические аспекты географии туризма. Пермь: Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2013. 158 с.

5. Косолапов А. Б. География российского внутреннего туризма. М.: КНОРУС, 2009. 272 с.

6. Кропинова Е. Г. Теория и практика формирования и развития трансграничных туристско-рекреационных регионов: дис. … докт. геогр. наук по специальности 25.00.24 — экономическая, социальная, политическая и рекреационная география. Калининград: БФУ им. И. Канта, 2017. 324 с.

7. Кружалин Е. В. Фундаментальные и прикладные исследования в туризме и рекреации // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды IV Международной научно-практической конференции. МГУ имени М. В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 28–29 апреля 2009 г. М.: Диалог культур, 2009. C.13–19.

8. Кусков А. С., Джаладян Ю. А. Основы туризма. М.: КНОРУС, 2008. 400 с.

9. Мироненко Н. С., Эльдаров Э. М. Гуманитарные аспекты исследования рекреационных систем // Вестник МГУ. Серия 5, география. 1998. № 1.

10. Погодина В. Л., Филиппова И. Г. География туризма / Под ред. Е. И. Богданова. М. ИНФРА-М, 2014. 256 с.

11. Преображенский В. С. Теоретические основы рекреационной географии. М.: Наука, 1975.

12. Родоман Б. Б. Поляризация ландшафта как средство сохранения биосферы и рекреационных ресурсов // Ресурсы, среда, расселение. М.: Наука, 1974. С. 150–162.

13. Филиппова И. Г., Погодина В. Л., Лукьянов Е. А. География туризма / Под ред. Е. И. Богданова. СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2007. 264 с.

14. Butler R. W. The concept of a tourist area cycle of evolution: implications for management of resources // Canadian Geographer. 1980. Vol. 24. No. 1.

15. Lundgren J. O. J. The tourist frontier of Nouveau Quebec: functions and regional linkages // Tourist Review. 1982. Vol. 37.No. 2.

16. Pearce D. Tourism today. A geographical analysis. Harlow (Essex), 1995.

17. Plog S. C. Leisure Travel: Making It a Growth Market … Again! N.Y.: Wiley, 1991.

18. Porter M. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. N.Y.: Free Press, 1985. 557 p.

19. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. N.Y.: Free Press, MacMillan, 1990. 855 p.

20. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Москва, 2008. 95 с. [Электронный ресурс]: URL: http://belrn.ru/wp-content/uploads/2015/03/%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%90%D0%A2%D0%95%D0%93%D0%98%D0%AF%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%92%D0%98%D0%A2%D0%98%D0%AF-%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%98%D0%97%D0%9C%D0%90-%D0%92-%D0%A0%D0%A4.pdf

21. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]: URL: https://www.russiatourism.ru/contents/otkrytoe_agentstvo/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda-332/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda/

Система Orphus

Loading...
Up