Factors of development of border tourism in related territories of Russia and Finland

 
PIIS221979310011766-5-1
DOI10.37490/S221979310011766-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: researcher of Department of Regional Economic Policy
Affiliation: Institute of Economics of the Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Petrozavodsk
Journal namePskov Journal of Regional Studies
EditionIssue 4 (40)
Pages106-114
Abstract

The Russian-Finnish state border is the longest border between Russia and the European Union (1325.8 km), of which almost half is the Karelian section. The Republic of Karelia from all the border regions of the North-West has its only foreign neighbor — Finland. Tourism development, with special emphasis on cross-border tourism, is presented as a priority and/or prospective direction for the socio-economic development of territories on both sides of the border. The aim of this work is to identify factors in the development of cross-border tourism in the Russian-Finnish border. The Karelian section of the state border represented by the Republic of Karelia (Russian Federation) and the regions of Northern Ostrobothnia, Kainuu, Northern Karelia, Northern and Southern Savo (Finland Republic) served as a model site for the study. The study revealed the political, institutional, transport and logistics, infrastructure, economic, sociocultural factors in the development of cross-border tourism in the Russian-Finnish border. The dependence of the development of mutual tourist mobility of the local population of the adjacent territories of the Republic of Karelia and Finland on political and institutional factors is proved. Thus, the escalation of the political factor, along with the tightening of the infrastructure factor, leads to a sharp reduction in cross-border tourism. And vice versa, the stability of relations between states contributes to the activation of cross-border tourist exchanges. The importance of transport and logistics, economic and sociocultural factors in the development of cross-border (cross-border) tourism is substantiated.

Keywordstourism development factors, cross-border tourism, border areas, the Republic of Karelia, Finland
AcknowledgmentThe research is carried out within the framework of implementation of national assignment АААА-А19-119010990088-8 from 19.01.2019 "Methodology of system research and management of development of economical and socio-cultural space of the Northern and Border areas of Russia in the context of national safety".
Received22.09.2019
Publication date25.12.2019
Number of characters20922
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Введение. Северо-Западный федеральный округ России имеет наиболее протяжённую государственную границу с Финляндией (1325,8 км), которая непосредственно граничит с его тремя субъектами: Мурманской и Ленинградской областями, а также с Республикой Карелией. При этом из исследуемых субъектов только Республика Карелия имеет единственного зарубежного соседа, обладая самой протяжённой в Российской Федерации (более 700 км) границей с Европейским союзом [16].
2 Развитие туризма представляется в качестве одного из приоритетных и/или перспективных направлений социально-экономического развития приграничных территорий сопредельных государств. Под приграничным туризмом понимается специфическая форма туризма, свойственная регионам, обладающим специфическим экономико-географическим положением (приграничным), проявляющаяся в трансграничной туристской мобильности жителей сопредельных государств [16] и уровне развития туристского комплекса, существующего по обе стороны государственной границы и обслуживающего данную мобильность. В данном исследовании в качестве объекта изучения выступает взаимная трансграничная туристская мобильность местного населения Республики Карелия и сопредельной Финляндии.
3 Целью исследования является выявление факторов развития приграничного туризма на порубежной территории России и Финляндии.
4 Информационная база и степень изученности проблемы. Методологической основой исследования послужили работы российских и зарубежных учёных, посвящённые проблематике развития приграничного (трансграничного) туризма. К настоящему времени накоплен значительный научный задел, раскрывающий специфику и общие тенденции развития и функционирования туристской сферы деятельности в приграничье. Достаточное внимание в работах зарубежных учёных уделяется развитию трансграничного шопинг-туризма [13; 19; 20]. Следует заметить, что рассмотрение туризма в российском приграничье как сферы экономической деятельности представляется сравнительно новым направлением исследований в российской науке [1; 2; 4; 9; 17]. Отдельного внимания заслуживают работы, исследующие барьерность российских границ [5] и оценивающие приграничную специализацию межрегиональных взаимодействий приграничных регионов [6]. Обращаясь к российско-финляндскому приграничью, необходимо указать работы, раскрывающие отдельные теоретические и практические аспекты развития туризма в приграничье [3; 14], шопинг-туризма [15; 18], формированию трансграничного социокультурного пространства [11].
5 Методика и новизна исследования. Модельной площадкой исследования выступил карельский участок российско-финляндской государственной границы, представленный Республикой Карелия с российской и областями Северная Остроботния, Кайнуу, Севернаяй Карелия, Северное и Южное Саво с финской стороны. В статье на основе теоретических разработок российских и зарубежных учёных, а также собственных наблюдений автора выявлены политический, институциональный транспортно-логистический, инфраструктурный. экономический, социокультурный факторы развития приграничного туризма.

views: 733

Readers community rating: votes 0

1. Александрова А. Ю. География туристских потоков в Российской Федерации: статистика, тренды // Проблемы. Наука. Инновации. Технологии, 2017. № 1. С. 95–108.

2. Болычев О. Н., Гуменюк И. С., Кузнецова Т. Ю. Роль местного приграничного передвижения в развитии розничной торговли в Калининградской области Российской Федерации и приграничных регионах Республики Польша // Балтийский регион. 2015. № 34 (26). С. 135–149.

3. Бьёрн И. Пограничная провинция: основные черты развития Северной Карелии после Второй Мировой войны // Studia Humanitatis Borealis, 2015. № 2. С. 4–16.

4. Громов В. В. Воздействие туризма на развитие региона. Петрозаводск: Скандинавия, 2003. С. 50-157.

5. Колосов В. А.. Зотова М. В.. Себенцов А. В. Барьерная функция российских границ // Известия РАН. Серия географическая. 2016. № 5 С. 8–20.

6. Межевич Н. М., Жук Н. П. Методика оценки приграничной специализации межрегиональных взаимодействий приграничных регионов и результаты пилотной оценки // Балтийский регион. 2013. № 1 (15). С. 38–52.

7. Пирожник И. И. Туристские миграции в трансграничном регионе как фактор активизации экономического сотрудничества (на примере белорусско-польского пограничья) // Проблемы безопасности российского общества. 2015. № 2 . С. 141–150.

8. Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Министерство транспорта Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: URL: https://www.mintrans.ru/activities/168 (дата обращения: 15.07.2019).

9. Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации стратегии Республики Карелия. Петрозаводск, 2008. С. 13-41

10. Участники «Балтийского диалога»: Общение гражданского общества и экспертов не должно зависеть от политической конъюнктуры. [Электронный ресурс]: URL: http://gorchakovfund.ru/news/17531/ (дата обращения 15.07.2019).

11. Шлапеко Е. А., Степанова С. В. Формирование трансграничного социокультурного пространства в российско-финляндском приграничье (Республика Карелия, Россия — Северная Карелия, Финляндия) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9, № 3. С. 39–48. DOI: 10.18721/JHSS.9304.

12. Cross-border cooperation program «Karelia». Official web-site. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kareliaenpi.eu/ (дата обращения: 12.08.2019).

13. Dascher K., Haupt A. The political economy of regional integration projects at borders where poor and rich meet: the role of cross-border shopping and community sorting // Journal of Urban Economics. 2011. № 69. P. 148–166.

14. Russian Karelia in search of a new role. Joensuu: Karelian institute. University of Joensuu, 1994. Р. 33-40.

15. Shlapeko E. A., Stepanova S. V. Trends in the development of cross-border trade in the Russian-Finnish borderlands // Baltic region. 2018. № 4. P. 103–117. DOI:10.5922/2079-8555-2018-4-7.

16. Stepanova S. V. Cross-border tourism in the Russian Northwest: general trends and features of development // Baltic region. 2014. № 3 (21). P. 109–121. DOI: 10.5922/2079-8555-2014-3-10.

17. Stepanova S. V. Tourism development in border areas: a benefit or a burden? The case of Karelia // Baltic region. 2019. Vol. 11. № 2. P. 94–111. DOI: 10.5922/2079-8555-2019-2-6.

18. Studzinska D., Sivkoz A., Domaniewski S. Russian cross-border shopping tourists in the Finnish and Polish borderland. Norsk Geografisk Tidsskrift // Norwegian Journal of geography. 2018.

19. Timothy D. J. Shopping tourism, retailing and leisure. Bristol: Channel View. 2005. Р. 17-176.

20. Tömöri M. Investigating shopping tourism along the borders of Hungary — a theoretical perspective // GeoJournal of Tourism and Geosites. 2010. Year III. № 2. Vol. 6. November. P. 202–210.

Система Orphus

Loading...
Up