Опыт создания электронного образовательного краеведческого ресурса для территории административного района (на примере реализации природоохранного портала Жабинковского района Брестской области)

 
Код статьиS221979310008541-8-1
DOI10.37490/S221979310008541-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина
Адрес: Белоруссия, Брест
Аффилиация: Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина
Адрес: Белоруссия, Брест
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускВыпуск 1 (41)
Страницы130-141
Аннотация

В данной статье представлен опыт создания электронного образовательного краеведческого ресурса для территории административного района на примере реализации Природоохранного портала Жабинковского района Брестской области. Разработка природоохранного портала Жабинковского района производилась с использованием конструктора сайтов WIX.com. Разработанный портал характеризуется сложной, многоуровневой структурой. Для него можно выделить две составные части: вспомогательную и основную. Вспомогательная часть портала включает разделы: «Главная», «Контакты», «Блог». Основная часть портала состоит из трёх разделов: «О районе», «Веб-приложения», «В помощь учителю». Также в пределах портала выделяются различные типы представления информации: текстовый и картографический материал, таблицы и иллюстрации.

В целом, представленный в данной работе интернет-портал представляет собой информационный ресурс, предназначенный для систематизации и распространения данных о природных особенностях Жабинковского района, а также включает результаты научного исследования «Геоэкологический анализ природоохранного потенциала Жабинковского района». Разработанный портал имеет важное прикладное значение (используется в процессе преподавания географии в школах Жабинковского района). Методические основы реализации портала могут быть использованы для проведения аналогичных, либо подобных данному, исследований других регионов.

Ключевые словакраеведческий подход, административный район, электронный ресурс, природоохранный портал, Жабинковский район, Брестская область
Источник финансированияРабота выполнена в рамках студенческого гранта Министерства образования Республики Беларусь «Разработка многоцелевой интерактивной картографической базы данных памятников природы Брестской области: структура, содержание, алгоритмы практического использования» (№ Г/Р 20180288): Этап 4 «Создание web-продуктов, отображающих возможности дальнейшего развития и использования базы данных: Реализация природоохранного портала Жабинковского района».
Получено25.08.2019
Дата публикации13.05.2020
Кол-во символов26046
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Введение. Краеведение — это всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем; комплекс естественных и общественных исследований; краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края.
2 В научно-исследовательской работе студентов краеведческое направление всегда занимало первые позиции. Чаще всего объектами научных работ студентов являются родная область либо административный район. Исследования в разрезе области носят более обобщённый характер. Кроме того, учитывая значительные площади, занимаемые областями в Беларуси, данные исследования не всегда можно назвать краеведческими. Поэтому, наиболее приемлемыми объектами краеведческого исследования являются административные районы, сельские советы, населённые пункты.
3 Важность краеведческого подхода в Республике Беларусь подчёркивается и на государственном уровне. Так, в частности, период с 2018 по 2020 гг. объявлен в стране «Годом малой Родины». Это обусловлено тем, что «малая» родина играет важную роль в судьбе каждого человека. В то же время, следует отметить, что понятие «малой» родины у каждого человека своё. Для кого-то это родной город, деревня, улица, где прошло его детство. Кто-то под данным понятием подразумевает отдельную административную единицу, например, родной район.
4 В связи с объявленным в стране годом «малой» родины неотъемлемым аспектом образования становится приобщение учащихся к изучению и познанию родного края, его природных особенностей. С этой целью на базе учреждений образования проводятся различные мероприятия: дни экологии, экологические конкурсы, уроки краеведения, краеведческие викторины и многое другое.
5 Но стоит отметить, что при проведении подобных мероприятий важную роль играет наличие достоверной и доступной информации о территории родного края, которая зачастую отсутствует в открытом доступе, либо представлена в разрозненном, неполном виде. Решить эту задачу в настоящее время можно посредством создания электронных информационных продуктов, прежде всего тематических Интернет-порталов и геопорталов, которые позволят представить информацию о родном крае в систематизированном виде и будут являться общедоступными ресурсами.
6 Степень изученности проблемы. Настоящее исследование по своей сути является комплексной междисциплинарной работой. Для целей разработки методики и реализации портала было проработано значительное количество литературных источников, которые относились как к краеведческой тематике, так и к направлению современного использования информационных технологий при создании ГИС-порталов, а также образовательных ресурсов.
7 На протяжении исторического времени в понятие краеведение вкладывалось разное содержание. Впервые в научный оборот данный термин был введён В. Я. Ульяновым в работе «Опыт методики истории в начальной школе». На первоначальных этапах зарождения краеведения наряду с данным термином использовались также понятия «отчизноведение» и «родиноведение».

всего просмотров: 1068

Оценка читателей: голосов 0

1. Винокурова Н. Ф., Бадьин М. М., Бадьина О. Н. Изучение географического краеведения в школе средствами информационно-коммуникативных технологий // Вестник Минского университета. 2014. № 2. С. 31–39.

2. Гузуева Э. Р. Образовательные Интернет-порталы как средства формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «математика» // Молодые учёные. 2014. № 5. С. 140–143.

3. Исламова Д. Сущность понятия «Краеведение» // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. № 2 (2). С. 101–108.

4. Кочуров Б. И. Типология административных территорий России по факторам формирования экологических проблем // География и природные ресурсы. 1994. № 4. С. 124–133.

5. Мешечко Е. Н. Краеведение. Брест: Изд-во БрГУ им. А. С. Пушкина, 2010. 353 с.

6. Ненахова Е. Н. Школьный Интернет-портал как инструмент реализации современной образовательной политики // Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2017. № 1 (35). С. 24–28.

7. Симакова Т. П. Интернет-портал методических материалов как открытое образовательное пространство // Конферинциум АСОУ. 2015. № 2. С. 146–149.

8. Туранина Н. А. Образовательные интернет-порталы как средство тематического поиска электронных ресурсов // Материалы III Международной научной конференции / отв. ред. С. В. Беспалова. 2018. С. 351–353.

9. Шидловский С. О. Краеведение. Новополоцк: Изд-во ПГУ, 2011. 172 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх