BYZANTINE DISH OF CYPRUS CIRCLE FROM SUGDEJA AND MATERIAL CULTURE OF TAURICA OF THE SECOND HALF OF THE XIII CENTURY

 
PIIS086960630015850-4-1
DOI10.31857/S086960630015850-4
Publication type Article
Status Approved
Authors
Occupation: director
Affiliation: FSBSI Institute of Archaeology of Crimea of RAS
Address: Simferopol, 295007 Republic of Crimea, Simferopol, Academician Vernadsky Avenue, 2
Abstract

The article considers a rare category of medieval ceramics of Crimea, presented by the Byzantine dish produced by Cyprus in the second half of the XIII century. It was found during underwater research in the bay of the village of New World, where at this chronological period the main city port of medieval Sugdeja was located. It was concluded that the reasons for the entry of Cypriot ceramics into the city are associated with various maritime trade routes and active trade operations whose center, especially in the last third XIII century, due to its geographical location and political situation, was Cyprus. The analyzed dish is most likely associated with the famous shipwreck at the bottom of Novosvetovskaya Bay, which clearly dates from the last third of the XIII century. A high percentage of Byzantine imported ceramics of almost all types and variants known today is a feature of the material culture of the eastern part of the peninsula of this time. It was Sugdea and Bospor in the second half of the XIII century, encouraged by the Golden Horde administration, seizing the initiative from Chersonesos, that became the largest trade centers in all of Taurica.

Keywordseastern Taurica, second half of XIII century, Sugdeja, ceramics of Cyprus, trade, material culture
Keywords list (other)
Acknowledgment
Received09.07.2021
Number of characters10245
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Изучение торговых контактов средневековой Таврики с Византийской империей и странами Черноморского и Средиземноморского региона всегда находилось в сфере научных интересов медиевистов не только полуострова, но и всей российской и зарубежной византинистики (Тесленко, 2020. С. 401). Для Сугдеи второй половины XIII в. важнейшим источником для рассмотрения данной проблемы являются материалы подводных исследований, проводящихся в бухте пос. Новый Свет, где в данный хронологический период находился основной городской порт.
2 В 1963-1964 гг., вероятнее всего, именно там, а не в бухте пос. Уютное г. Судака, жителем города В. Жилиным было обнаружено археологически целое поливное красноглиняное блюдо, сданное в музей Судакская крепость, где ныне и хранится (МЗСК КП-193). Блюдо открытого типа с ребром в верхней части тулова с широким сильно отогнутым венчиком на достаточно массивном кольцевом поддоне с заметно выделенным внешним его краем (рис. 1). Глазурь сохранилась крайне фрагментарно, но можно уверенно утверждать, что сосуд был покрыт поливой светло желтого цвета с подкраской пятнами поливы желто-коричневого и зеленого цветов.
3 Сюжетная композиция, выполненная техникой «сграффито», представляет собой фигуру воина в доходящей до пояса кольчуге, заполненной чешуйчатым орнаментом. Рукава украшены тремя линиями, центральная из которых, заполнена зигзагом с точками. Доспех дополняет плиссированная юбка, доходящая до колен, орнаментированная диагональными линиями, с «елочным» и волнистым орнаментом. Штаны и длинные туфли, соответственно, с сетчатым и штриховым заполнением. В правой плавно изогнутой руке воин держит меч, опирающийся на плече, в аналогично изогнутой левой – ножны, украшенные «елочным» орнаментом. Лицо с крупными глазами с клинообразной «проработанной» бородой и волосами, заполненными зигзагообразным орнаментом. Наличие шлема проблематично. Композиция включает и стилизованный ромб с сетчатым орнаментом, от краев которого отходят линии. Плоскость широкого венчика украшена «елочным» орнаментом.
4 Данное блюдо без какого-либо анализа было впервые опубликовано Е.Н. Валентировой в 2020 г. в связи с рассмотрением предметов клинкового византийского вооружения (Валентирова, 2020. С. 13. Іл. 4, 2), а затем продублировано в кандидатской диссертации (Валентирова, 2021. С. 271. Табл. 4, 2).
5 Исходя из морфологических характеристик, рассматриваемое блюдо находит полные аналогии в составе Кипрской керамики последней четверти XIII в. (Παπανικόλα-Μπακίρτζή, 1996. Fig. 5, 10; Vroom, 2014. P. 155. Fig. 1). Вместе с тем, необходимо отметить, что морфология новосветовского блюда типична для всего Региона Восточного Средиземноморья. Подобные сосуды широко известны среди различных вариантов керамики сирийского круга, относимой к группе Port St. Symeon Ware (Avissar, Stern, 2005. P. 54. Fig. 21, 1-3, 5; P. 55. Fig. 22, 1-4), в том числе обнаруженных и в бухте поселка Новый Свет (Waksman, Teslenko, Zelenko, 2009. P. 854. Fig. 11). Полностью соответствует она и некоторым вариантам керамики группы Proto-Maiolica, как «Крестоносного периода» (Avissar, Stern, 2005. P. 70. Fig. 29, 1), так и Сицилийскому варианту этой группы (Avissar, Stern, 2005. P. 68. Fig. 28, 1, 2). Все упомянутые формы датируются в рамках последней четверти XIII в.

1. Avissar M., Stern Edna J., 2005. Pottery of the Crusader, Ayyubid, and Mamluk Periods in Israel. Jerusalem: Israel Antiquities Authority, 2005. 179 p.

2. Charalambous A.C., 2014. Cypriot Medieval Glazed Pottery: a Study on Provenance and Manufacture. Cypriot Medieval Ceramics. Nicosia: S. Livadiotis LTD, pp. 279-298.

3. Charalambous A.C., Sakalis A.J., Kantiranis N.A., Papadopoulou L.C., Tsirliganis N.C., Stratis J.A., 2010. Cypriot Byzantine Glazed Pottery: a Study of the Paphos Workshops. Archaeometry. 52.4 (2010), pp. 628–643.

4. Maiko V.V., Teslenko I.B., 2020. Material'naya kul'tura vizantijskoj Sugdei v XII – nachale XIII v. (k voprosu o hronologicheskih indikatorah). [Material Culture of Byzantine Sugdeja in the 12th – Early 13th Centuries (To the Question of Chronological Indicators)]. Vestnik VolGU. Seriya 4, Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations]. Vol. 25. № 6, pp. 69-81. (In Russ.)

5. Παπανικόλα-Μπακίρτζή Δ., 1996. Μεσαιωνική εφυαλωμένη κεραμική της Κύπρου τα εργαστήρια Πάφου και Λαπήθου. Θεσσαλονίκη. 220 p. (In Greek)

6. Stern Edna J., 2008. Production and Export of 13th-century CE Cypriot Pottery: the Evidence from the Crusader Kingdom of Jerusalem. Report of the Department of Antiquities, Cyprus 2008. Nicosia, pp. 455-469.

7. Stern Edna J., 2012. Pottery from Crusader Acre as Evidence of Correlation between Pottery Distribution and Medieval Mediterranean Trade Routes. 1000 rokіv vіzantіjs'koї torgіvlі (V-XV st.) [1000 years of Byzantine trade (V-XV centuries)]. Kuiv: SPD FOP Chaltsev, pp. 121-128.

8. Stern Edna J., 2014. The Paphos Glazed Wares: Distribution and Consumption in the Latin Kingdom of Jerusalem. Cypriot Medieval Ceramics. Nicosia: S. Livadiotis LTD, рр. 61-76.

9. Teslenko І.B., 2020. Vіzantіjs'kij poliv’yanij posud XIII st. v Krimu (korotkij oglyad) [Byzantine Glazed Ceramics of the 13th Century in the Crimea (short review)]. Arheologіya і davnya іstorіya Ukraїni [Archeology and ancient history of Ukraine]. Vol. 2 (35), pp. 395-404. (In Ukrainian)

10. Valentirova K.M., 2020. Zobrazhennya klinkovoї zbroї na seredn'ovіchnіj keramіcі Tavriki [Image of blade weapons on medieval pottery Taurica]. Ancient, Medieval and Early Modern Art. 2020. 1(9), pp. 6-23. (In Ukrainian)

11. Valentirova K.M., 2021. Percepcіya klinkovoї zbroї v kul'turі seredn'ovіchnoї Єvropi (XI-XIII st.) [Perception of blade weapons in the culture of medieval Europe (XI-XIII centuries)]. Disertacіya na zdobuttya naukovogo stupenya doktora fіlosofії [Thesis for the degree of Doctor of Philosophy]. Kiїv. 286 p. http://scc.univ.kiev.ua/abstracts/phd/?PAGEN_1=7 (Date of application 09.07.2021). (In Ukrainian)

12. Vroom J., 2011. The Morea and its links with Southern Italy after AD 1204: ceramics and identity. Archeologia Medievale. Vol. XXXVIII, pp. 409-430.

13. Vroom J., 2014. Human Representations on Medieval Cypriot Ceramics and Beyond the Enigma of Mysterious Figures Wrapped in Riddles. Cypriot Medieval Ceramics. Nicosia: S. Livadiotis LTD, рр. 153-187.

14. Waksman S.Y., 2014. Archaeometric Approaches to Ceramics Production and Imports in Medieval Cyprus. Cypriot Medieval Ceramics. Nicosia: S. Livadiotis LTD, рр. 257-277.

15. Waksman S.Y., Teslenko I., Zelenko S., 2009. Glazed Wares as Main Cargoes and Personal Belongings in the Novy Svet Shipwreck (13th c. AD, Crimea): A Diversity of Origins investigated by Chemical Analysis. Actas del VIII Congreso Internacional de Ceramica Medieval. Ciudad Real. Vol. II, pp. 851-856.

Fig. 1. Byzantine Dish of the Cyprus Circle from the Bay of the Village Novy Svet in the Southeast Crimea (Museum-Reserve "Sudak Fortress" (MZSK KP-193) (Maiko_ris01.jpg, 1,261 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up