К юбилею Светланы Измайловны Барановой

 
Код статьиS086960630011975-1-1
Тип публикации Персоналия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская археология
ВыпускНомер 3
Страницы206-206
Аннотация

  

Ключевые слова
Дата публикации29.09.2020
Кол-во символов4389
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1
Baranova

2 С.И. Баранова принадлежит к числу ученых, трудами которых выстраивается фундамент источниковедения материальной культуры России. Родом с Урала (родилась 6 апреля 1950 г. в Ирбите), она в юности прошла нелегкую дорогу студентки-вечерницы, закончив в 1975 г. истфак Московского педагогического института им. В.И. Ленина. Прирожденное упорство, незаурядное трудолюбие, живой и придирчивый ум позволили ей вырасти из рядового экскурсовода музея Коломенское в одного из самых заметных в Москве ученых. Сегодня Светлана Измайловна – главный научный сотрудник РГГУ и своего рода гуру музейной исследовательской работы, знаток правил музейного учета, хранения и комплектования. Ею заново и совершенно по-новому отстроен фонд изразцов и строительной керамики в Коломенском. Это богатейшая архитектурно-археологическая коллекция, основу которой заложил еще П.Г. Барановский, собравший в 1930-х годах все, что удавалось спасти из разрушаемых храмов страны. В 1970-2000-х годах коллекцию пришлось разбирать, атрибутировать и одновременно пополнять своими силами и с помощью реставраторов, охотно передававших архитектурные находки в руки внимательного хранителя. Сама Светлана Измайловна также отдала немало времени натурной работе на памятниках. Но атрибуция требовала изучать не только предметы и здания – требовался пристальный анализ таких сложных источников, как инвентарные книги и другие музейные документы и архивы предшественников. Самоотверженный разбор этого наследия стал еще одной особенностью ее подхода и позволил вывести из забвения забытые биографии крупных ученых первой половины ХХ в., прежде всего А.В. Филиппова, участие которого в развитии в Москве археологии и в анализе строительной и бытовой керамики до конца не осознавали (под ее руководством опубликован коллективный труд "Керамическая установка. По материалам архива и коллекций А. В. Филиппова". 2017).
3 Исследования позволили С.И. Барановой перестроить и верифицировать всю историю развития изразца в России до начала XVIII в., включая коренные изменения в хронологии и атрибуции типов, вписать этот характерный для московского художественного быта элемент в общую картину русской культуры начала Нового времени, прояснить связь многих музейных комплексов с известными, но зачастую давно исчезнувшими памятниками.
4 Огромное количество конкретно-исторических наблюдений вошли не только в первые научные каталоги, такие как "Московский архитектурный изразец XVII века в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника " (2013) и в источниковедческие труды ("Русский изразец: Записки музейного хранителя", 2011), но и в обобщающие работы, где архитектурный декор городов России рассматривается как яркая часть языка рождающейся цивилизации ("Изразец в позднесредневековой Москве: конец XV–XVII век". 2013). Ее яркие статьи рассыпаны по страницам многих серьезных сборников и журналов; регулярно появляются они и в "Российской археологии".
5 Эти труды легли в основу сначала кандидатской, а затем и докторской диссертации. Но не это главное. Первая же книга С. И. Барановой по истории строительной керамики, изданная прежде больших трудов, – "Москва изразцовая" (М., 2006) – приобрела широкую известность и уже более десятилетия остается излюбленным чтением как профессионалов, так и всех, кто любит историю Москвы и страны.
6 Чрезвычайно успешна она и как преподаватель: ее лекции пользуются заслуженным успехом, а внимание и забота к многочисленным ученикам, студентам и аспирантам уже почти легендарны.
7 Светлана Измайловна много трудится и как практик, организуя новые музеи и реконструируя старые. Так, работая вместе с экспедицией Института археологии РАН в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, она создала концепцию научного церковно-археологического музея на базе собранных экспедицией материалов, а затем возглавила работы по ее реализации. В результате, возрожденный из небытия экспозиционный комплекс "Музей архимандрита Леонида (Кавелина)" стал одной из точек работы по изучению истории и культуры Московского государства XVII в., где ведутся исследования богатейшей археологической коллекции, ежегодно проводятся научные конференции, издаются многочисленные труды.
8 В год юбилея пожелаем Светлане Измайловне успешного развития ее многочисленных творческих замыслов и больших научных проектов.
9 Коллектив Института археологии РАН, редколлегия журнала "Российская археология"

Всего подписок: 0, всего просмотров: 708

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх