Раннесредневековая амфора с древнееврейской надписью на свинцовой пломбе из Фанагории

 
Код статьиS086960630010958-2-1
DOI10.31857/S086960630010958-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт археологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская археология
ВыпускНомер 3
Страницы159-172
Аннотация

В статье представлена амфора, найденная в Фанагории в слое конца IX – начала X в. Амфора примечательна формой, аналогии которой пока найти не удалось, до сих пор неизвестным способом клеймения (клеймо нанесено на свинцовую пломбу, залитую в одну из ручек сосуда), а также клеймом с древнееврейской надписью. Древнееврейские надписи и иудейские символы на сосудах были знаком кошерности содержащихся в них продуктов, т.е. были произведены в соответствии c иудейскими законами ритуальной чистоты. Более того, сами сосуды также изготавливались по особым правилам, скорее всего иудейскими общинами специально для транспортировки таких продуктов и снабжения ими других общин иудеев. Таким образом, публикуемая находка на сегодняшний день – единственное археологическое свидетельство присутствия в городе в «хазарское» время иудейской общины, о существовании которой в Фанагории было известно только по письменным источникам («Хронография» византийского историка Феофана Исповедника). Вероятно, в Фанагорию амфора была доставлена еврейскими купцами-раданитами, которые играли большую роль в торговле между Востоком и Западом и принимали деятельное участие в протяженной и разветвленной системе международных экономических связей, окончательно сформировавшейся в течение VIII в.

Ключевые словаФанагория, раннесредневековый период, амфора, свинцовая пломба, древнееврейская надпись, раданиты
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-09-41021
Получено30.09.2019
Дата публикации29.09.2020
Кол-во символов27829
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 2015 г. в Фанагории в ходе раскопок на участке «Нижний город» в слое конца IX – начала Х в. найден развал амфоры, которую удалось собрать почти полностью (рис. 1). Амфора с высоким, слегка расширяющимся книзу горлом с крупной желобчатостью и массивным валикообразным венчиком, под которым прикреплены массивные подовальные в сечении ручки со слабовыраженной профилировкой на внешней поверхности. На тулове – слабовыраженная желобчатость. Дно округлое. Диаметр венчика – 7.5 см, горла – 7.7 см; наибольший диаметр тулова – 30.8; высота амфоры – 57.1. Глина желтая с легким красноватым оттенком, плотная, очень хорошо отмученная, практически без включений. Не северо-причерноморское производство амфоры не вызывает сомнений, хотя регион ее происхождения установить не удалось: аналогии в известных классификациях отсутствуют; параллели в доступных публикациях материала из раскопок различных памятников Средиземноморско-причерноморского региона также не найдены1. Однако общий силуэт амфоры и условия находки позволяют отнести ее к IX в. 1. П. Артур при личном общении выдвинул осторожное предположение о ее происхождении из бассейна Эгейского моря.
2 На тулове под нижним прилепом одной из ручек – дипинто темной краской в форме перевернутого треугольника, из верхнего угла которого проведена медиана, выходящая за его основание (рис. 2). Размеры дипинто – около 8.4 х 7.9 см.
3 На противоположных сторонах плечиков между ручками – два граффито, процарапанные после обжига. Одно, с утратой в центральной части, – в виде двух примыкающих друг к другу треугольников (?), от внешних сторон которых под углом отходит черта (рис. 3, 1). Точных аналогий найти не удалось, но похожие знаки, в основе которых лежит угол или треугольник, иногда с аналогичными отходящими линиями составляют большую группу граффити строителей Маяцкого городища (Флерова, 1997. С. 36. Табл. IV, 80, 81).
4
Golofast1

Рис. 1 . Раннесредневековая амфора из раскопок Фанагории. Fig. 1. Early Medieval amphora from Phanagoria

5 Второе – четко прочерченное однострочное греческое граффито, высота букв – 0.5–0.9 см (рис. 3, 2). Автор признателен А.Ю. Виноградову за интерпретацию (см. Приложение).
6 В одной из ручек (толщина 2.8 х 4.2 см) – отверстие, залитое свинцом, расклепанным на нижней поверхности ручки. На внешней поверхности – квадратная пломба размерами 1.2 х 1.3 см с плохо читаемой рельефной надписью (рис. 4). Расплывшиеся края первоначальной свинцовой нашлепки обрезаны острым инструментом, от которого на поверхности ручки остались процарапанные следы. Подобная практика клеймения амфор как античных, так и средневековых, до сих пор не была известна, что делает находку поистине уникальной.
7 Практически нечитаемую надпись на пломбе определил как древнееврейскую один из ведущих специалистов по восточным языкам, литературе и культуре, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Шауль Шакед, который дал следующее заключение: It is difficult to reach a safe reading but it is possible to attribute the inscription to Hebrew, although one must assume that something is missing. Thus there is a faint possibility of reading from right to left:

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1847

Оценка читателей: голосов 0

1. Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. Симферополь: Дар, 1999. 351 с.

2. Айбабин А.И. Еврейская община в позднеантичном Пантикапее и раннесредневековом Боспоре // XVII Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Исследователи и исследования. Керчь: Деметра, 2016. С. 12–16.

3. Айбабин А.И. На границе Византийской империи и Хазарского каганата. Конец VII–IX в. // История Крыма. Т. 1 / Ред. А.В. Юрасов. М.: Кучково поле, 2017. С. 248–277.

4. Артамонов М.И. История хазар. СПб.: Лань, 2001. 560 с.

5. Бартольд В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашид // Бартольд В.В. Сочинения. Т. 6 / Подгот. изд. А.Б Халидов; ред. И.Н. Ванников. М.: Наука, 1966. С. 342–364.

6. Велиханова Н.М. Предисловие. Введение в изучение памятника. Комментарии и примечания // Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с араб., коммент. и примеч. Н. Велихановой. Баку: Элм, 1986. С. 3–4, 16–39, 142–427.

7. Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. 624 с.

8. Золотарев М.И., Коробков Д.Ю., Ушаков C.В., Макленнан Р., Оверман А., Оливье Дж., Эдвардс Д., Линстром Г., Оленина Е.Ф. Древняя синагога в Херсонесе Таврическом: Материалы и исследования Причерноморского Проекта 1994–1998 гг. М.; Севастополь: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2013. 508 с.

9. Даньшин Д.И. Фанагорийская община иудеев // ВДИ. 1993. № 1 (204). С. 59–72.

10. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с араб., коммент, исследование, указатели и карты Н. Велихановой. Баку: Элм, 1986. 428 с.

11. Иерусалимская А.А. Кавказ на шелковом пути. Каталог временной выставки. СПб.: ГЭ, 1992. 70 с.

12. Калинина Т.М. Еще раз о маршрутах еврейских купцов по данным Ибн Хордадбеха // Славяне и их соседи. Еврейское население Центральной, Восточной и Юго-восточной Европы: средние века – начало Нового времени: сб. тез. XII чтений памяти В.Д. Королюка. М.: Ин-т славяноведения и балканистики, 1993. С. 56–58.

13. Калинина Т.М. Заметки о торговле в Восточной Европе по данным арабских ученых IX–X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 год / Ред. Т.М. Калинина. М.: Вост. лит., 2000. С. 106–119.

14. Калинина Т.М. Первые географические сочинения описательного характера // Древняя Русь в свете зарубежных источников: хрестоматия. Т. III: Восточные источники. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. С. 24–35.

15. Калинина Т.М. Символы сакральной власти в Хазарии // Sacrum et Profanum. Вып. V: Память в веках: от семейной реликвии к национальной святыне / Ред.-сост.: Н.А. Алексеенко, Х. Хоффманн. Севастополь: СПД Арефьев, 2012. С. 53–59.

16. Кашаев С.В., Кашовская Н.В. Культовый комплекс (СК-6) и эпиграфические материалы с поселения Вышестеблиевская-11 // Древности Боспора. 12/I. М.: ИА РАН, 2008. С. 340–362.

17. Кашовская Н., Кашаев С. Иудаизм на Боспоре – археологический контекст // Материалы XI ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. Ч. 1. М., 2004. С. 13–23.

18. Кошеленко Г.А. Религия и культы // Античное наследие Кубани. II / Ред.: Г.М. Бонгард-Левин, В.Д. Кузнецов. М.: Наука, 2010. С. 354–416.

19. Кулешов В.С. Средиземноморье, Балканы и Восточная Европа: памятники монетного обращения еврейских общин (VIII–XIII века) // Белградский сборник (К XXIII Междунар. конгрессу византинистов. Белград, Сербия, 22–27 августа 2006). СПб.: Изд-во ГЭ, 2016 (Труды ГЭ; LXXX). С. 85–104.

20. Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930. 200 с.

21. Лихачев Н.П. Избранные труды. Т I: Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. М.: Языки славянской культуры, 2014. 496 с.

22. Люценко А.Е. Древние еврейские надгробные памятники, открытые в насыпях фанагорийского городища // Труды III Международного съезда ориенталистов. Т. I. СПб., 1876. С. 577–580.

23. Могаричев Ю.М. К вопросу о раннесредневековых иудейских общинах в Крыму // Херсонесский сборник. XII. Севастополь, 2003. С. 287–300.

24. Нахапетян В.Е., Фомин А.В. Граффити на куфических монетах, обращавшихся в Европе в IX–X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1991 год. М., 1992. С. 139–208.

25. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.: Наука, 1990. 263 с.

26. Новосельцев А.П. Евреи в Хазарии // Славяне и их соседи. Еврейское население Центральной, Восточной и Юго-восточной Европы: средние века – начало Нового времени: сб. тез. XII чтений памяти В.Д. Королюка. М.: Ин-т славяноведения и балканистики, 1993. С. 24–25.

27. Новосельцев А.П. Древняя Русь, Кавказ и Закавказье в восточных источниках // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 год / Ред. Т.М. Калинина. М.: Вост. литература, 2000. С. 264–323.

28. Новосельцев А.П. Хазарский каганат. М.: Ломоносов, 2018. 264 с.

29. Петрухин В., Флеров В. Иудаизм в Хазарии по данным археологии // История еврейского народа в России. Т. 1: От древности до раннего нового времени. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2010. С. 151–163.

30. Плетнева С.А. Саркел и «шелковый» путь. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. 168 с.

31. Савченко Е.И. Мощевая Балка – узловой пункт Великого шелкового пути на Северном Кавказе // СА. 1999. № 1. С. 125–141.

32. Флеров В.С., Флерова В.Е. Иудаизм в степной и лесостепной Хазарии: проблема идентификации археологических источников // Хазары: материалы Первого и Второго международных коллоквиумов / Ред.: В. Петрухин, В. Москович и др. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2005. С. 185–207.

33. Флерова В.Е. Граффити Хазарии. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 172 с.

34. Хвольсон Д.А. Сборникъ еврейскихъ надписей, содержащiй надгробныя надписи изъ Крыма и надгробныя и другiя надписи изъ иныхъ местъ, в древнемъ еврейскомъ квадратномъ шрифтъ, также и образцы шрифтовъ изъ рукописей отъ IX–XV столътiя. СПб.: Тип. Имп. АН, 1884. 528 с.

35. Цукерман К. О происхождении двоевластия у хазар и обстоятельствах их обращения в иудаизм // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. IX. Симферополь: Таврия, 2002. С. 521–534.

36. Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора: тексты, перевод, комментарий. М.: Наука, 1980. 215 с.

37. Чхаидзе В.Н. Таматарха. Раннесредневековый город на Таманском полуострове. М.: Таус, 2008. 326 с.

38. Шелов Д.Б. Личные имена на амфорах из Танаиса // Нумизматика и эпиграфика. XII. М., 1978. С. 47–55.

39. Arthur P. Some observations on the economy of Bruttium under the later Roman Empire // Journal of Roman Archaeology. 1989. Vol. 2. P. 133–142.

40. Cesteros H.G., Almeida R.R. de, Costello J.C. Special Fish Products for the Jewish Community? A Painted Inscription on a Beltran 72 Amphora from Augusta Emerita (Mérida, Spain) // Herom. Journal on Hellenistic and Roman Material Culture. 2016. Vol. 5, iss. 2. P. 196–236.

41. Cirelli E. Typology and diffusion of Amphorae in Ravenna and Classe between the 5th and the 8th centuries AD // LRCW 4 Late Roman Coarse Wares, Cooking Wares and Amphorae in the Mediterranean: Archaeology and Archaeometry. The Mediterranean: a Market without Frontiers. Proceedings of the Conference, Thessaloniki, 7–10 april 2011. Vol. I / Eds.: N. Poulou-Papadimitriou, E. Nodarou, V. Kilikoglou. Oxford: Archaeopress, 2014 (BAR International Series; 2616 (I). P. 541–552.

42. Colafemmina C. The Jews in Calabria. Leiden; Boston: Brill, 2012 (Studia Post Biblica; book 49). 699 p.

43. Foltz R. Judaism and the Silk Route // The History Teacher. 1998. Vol. 32, no. 1. P. 9–16.

44. Gieysztor A. Trade and Industry in Eastern Europe Before 1200 // The Cambridge Economic History of Europe. II / Eds.: E. Miller, C. Postan, M. Postan. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987. P. 485–487.

45. Gil M. The Rādhānite Merchants and the Land of Rādhān // Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1976. Vol. XVII, no. 3. P. 299–328.

46. Gottesman B.M. Radanites // Encyclopedia of World Trade from Ancient Times to the Present. Vol. 3 / Еd. C.C. Northrup. L.; N.Y.: Routledge, 2005. P. 763–764.

47. Hachlili R. The Menorah – The Ancient Seven-Armed Candelabrum: Origin, Form, and Significance. Leiden, 2001 (Journal for the Study of Judaism; Suppl. 68). 664 p.

48. Hachlili R. The Menorah. Evolving into the Most Important Jewish Symbol. Leiden, Boston: Brill, 2018. 294 p.

49. Levinskaya I.A., Tokhtas’yev S.R. Jews and Jewish Names in the Bosporan Kingdom // Studies on the Jewish Diaspora in the Hellenistic and Roman Periods / Eds.: B. Isaac, A. Oppenheimer. Tel-Aviv University: Ramot Publishing, 1996 (TE’UDA; XII). P. 55–73.

50. Lopez R.S. The Trade of Medieval Europe: the South // The Cambridge Economic History of Europe from the Decline of the Roman Empire II / Eds.: E. Miller, C. Postan, M. Postan. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987. P. 306–401.

51. Meyers C.L. Menorahs Incised or Painted on Ceramic Vessels // The Architecture, Stratigraphy, and Artifacts of the Western Summit of Sepphoris (Duke Sepphoris Excavation Reports III) / Eds.: E.M. Meyers, C.L. Meyers, B.D. Gordon. Eisenbrauns: Univ. Park, 2018. P. 630–643.

52. Meyers C.L., Meyers E.M. Images and Identity. Menorah Representation at Sepphoris // Viewing Ancient Jewish Art and Archaeology. VeHinnei Rachel –Essays in Honor of Rachel Hachlili / Eds.: A.E. Killebrew, G. Fasbeck. Leiden; Boston: Brill, 2016. P. 384–400.

53. Pritsak O. The Khazar Kingdom’s Conversion to Judaism // Harvard Ukrainian Studies. 1978. Vol. 2, no. 3. P. 261–281.

54. Rabinowitz L. The Routes of the Radanites // Jewish Quarterly Review. 1945. Vol. 35, no. 3. P. 251–280.

55. Rotman Y. Byzantium and the International Slave Trade in the Central Middle Ages // Trade in Byzantium. Papers from the Third International Sevgi Gӧnül Byzantine Studies Symposium / Eds.: P. Magdalino, N. Necipoğlu. Istanbul, 2016. P. 129–142.

56. Toch M. The Jews in Europe, 500–1050 // The New Cambridge Medieval History. Vol. I / Ed. P. Fouracre. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2005. Р. 545–570.

57. Toch M. Was There a Jewish Slave Trade (or Commercial Monopoly) in the Early Middle Ages? // Mediterranean Slavery Revisited (500–1800) / Eds.: S. Hanß, J. Schiel. Zürich: Chronos, 2014. P. 421–444.

58. Verhulst A. Economic Organisation // The New Cambridge Medieval History. Vol. II. C. 700-c. 900 / Ed. R. McKitterick. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2008. P. 481–509.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Тохтаcьев С.Р. Язык трактата Константина Багрянородного De administrando imperio и его иноязычная лексика. СПб.: Наука, 2019. 679 с. Schwyzer E. Griechische Grammatik. Bd. I. München, 1977. 414 S. Κριαράς Ε. Λεξικό της Μεσαιωνικής Ελληνικής Δημώδους Γραμματείας (1100–1669). Τ. 6. Θεσσαλονίκη, 1978. 1388 σ.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх