Христианские погребения с сосудами в Московской Руси: к состоянию вопроса

 
Код статьиS086960630009956-0-1
DOI10.31857/S086960630009956-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт археологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская археология
ВыпускНомер 4
Страницы179-190
Аннотация

В статье рассматриваются христианские захоронения с сосудами конца XIV – середины XVII в. В это время погребальные сосуды становятся важной частью похоронного обряда Московской Руси. Достаточный для статистической обработки объем материала позволил выявить наиболее характерные особенности погребального ритуала с сосудом в могиле. Для изучения выбраны следующие признаки: где хоронили таким способом, кому и куда помещали сосуд в могилу. Археологические данные подтвердили появление этой традиции захоронения в первую очередь в Москве и ближайшей округе. Данный погребальный обряд больше был распространен в монастырях и на элитных некрополях. Сосуды не были обязательным атрибутом. Их чаще находят в мужских погребениях, чем в женских. Полученные результаты исследования свидетельствуют, что при совершении погребального ритуала старались придерживаться какой-то одной традиции, но четких канонических правил не было, поэтому кому и куда поместить сосуд решал священник, проводивший обряд.

Ключевые словапозднее средневековье, христианство, погребальный обряд, сосуды
Получено02.06.2020
Дата публикации15.12.2021
Кол-во символов33890
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Христианский средневековый погребальный обряд до сих пор остается во многих вопросах не полностью изученным, к одному из таких вопросов относятся захоронения с сосудами. Сведений об этом виде обряда в письменных источниках крайне мало, поэтому изучение христианского похоронного ритуала во многом зависит от археологических исследований. В данной статье археологические и исторические данные собраны для обобщенного анализа погребальной традиции захоронений с сосудами в московской Руси.
2 На христианские захоронения с сосудами отечественные исследователи обратили внимание еще в XIX в., так как традиция класть сосуд в погребение была тогда широко распространена в церковной практике, что, видимо, мешало глубже заинтересоваться смыслом обряда и его историей. Например, Д.В. Милеев, предположив, что у ног покойных ставили сосуды, наполненные елеем, этим и ограничился (Милеев, 1909. С. 124). В дальнейшем о сосудах, содержащих оливковое масло, будут писать многие исследователи, не задумываясь о том, насколько это подтверждается историческими, а тем более археологическими источниками.
3 На фоне крайне скудных и бессистемных описаний XIX – начала ХХ в. средневековых христианских захоронений, публикация об исследовании двух погребений в церкви Спаса на Бору в Древностях Российского Государства А.Н. Оленина с рисунками Г.К. Солнцева выделяется среди всех остальных, так как дает достаточно подробное для XIX в. описание захоронений и инвентаря с рисунками вещей и погребения. Именно А.Н. Оленин впервые объясняет, для чего предназначены сосуды в христианских погребениях: «Значение их такое же в чине отпевания, какое у Греков. После отпевания усопшего, наполнив их оставшимся от елеосвящения маслом с красным вином, изливали его на покойника, а самый сосудец клали ему в гроб» (Древности…, 1849. С. 165). Интересно отметить, что автор для разъяснения этой детали обряда обращается не к русской или греческой церковной литературе, а к немецкому археологическому исследованию XIX в. Однако самое главное в данном объяснении – это указание на прямое отношение обряда соборования к погребальному обряду и то, что освященный елей выливается на усопшего.
4 В 1901 г. во время раскопок на Лазаревском кладбище в г. Смоленске М.Н. Неклюдов и С.П. Писарев обратили внимание на обломки посуды, которые нашли «между гробами, извне ихъ», т.е. ни один сосуд не был обнаружен непосредственно рядом с умершим. Эти изделия исследователи разделили на три вида: канунницы, кадильницы, слезницы. Авторы объясняли, что наличие сосудов на кладбище связано в основном с народными суевериями. Все эти изделия оставляли там из страха принести новую смерть в дом, потому что нельзя брать вещи, имевшие отношение к покойнику или соприкасавшиеся с гробом, так как они принадлежали умершему. Слезницы в своей статье исследователи описывают как керамические воронки для сбора слез, а их появление на кладбище связывают с обычаем оплакивания, который завещан в древних письменных поучениях. По этой старой традиции слезы из глаз плачущего принадлежат умершему, соответственно сосуд тоже (Неклюдов, Писарев, 1901. С. 26, 27). В целом традиции, описанные авторами, относятся к «народной религии» и не имеют никакого отношения к христианскому погребальному обряду. Церковь, наоборот, всячески старалась бороться с вредными народными обычаями и предрассудками (Булгаков, 1913. С. 1293, 1294). В связи с тем, что статья посвящена только христианскому погребальному обряду этнографические термины и обычаи в ней не рассматриваются.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 745

Оценка читателей: голосов 0

1. Беляев Л.А. Средневековый некрополь Коломенского // Коломенское. Материалы и исследования. Вып. 2. М.: Гос. музей-заповедник «Коломенское», 1991. С. 47–57.

2. Беляев Л.А. Древние монастыри Москвы по данным археологии. М.: ИА РАН, 1995. 310 с.

3. Беляев Л.А. К истории и методике изучения погребальных сосудов Позднего Средневековья // De mare ad mare. Археология и история: сборник статей к 60-летию Н.А. Кренке. Смоленск: Свиток, 2017. С. 119–136.

4. Беляев Л.А., Елкина И.И. «Усыпальница Романовых» в Знаменской церкви Новоспасского монастыря: работы 2014 г. // Краткие сообщения Института археологии. 2016. Вып. 245, ч. II. С. 131–149.

5. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Изд. 3-е. Киев, 1913. 1772 с.

6. Векслер А.Г. Отчет о натурных охранных археологических исследованиях, связанных с реставрацией и реконструкцией с воссозданием Центрального выставочного зала «Манеж» в г. Москве в 2004 г. // Архив Института археологии РАН. Р-1. № 28665.

7. Векслер А.Г. Отчет о спасательных археологических полевых исследованиях, связанных с развитием Торгового дома «ЦУМ» по адресу: ул. Петровка, вл. 2 в 2005 г. // Архив Института археологии РАН. Р-1. № 29035.

8. Векслер А.Г., Беркович В.А. Материалы археологических исследований некрополя Моисеевского монастыря на Манежной площади в Москве // Культура средневековой Москвы: XVII век / Авт.-сост. Л.А. Беляев и др.; отв. ред. Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1999. С. 181–225.

9. Воробьева Е.Е., Калыгина Ж.С. Погребальная посуда Тихвинского некрополя г. Царевококшайска: предварительные итоги изучения // Поволжская археология. 2013. № 2 (4). С. 279–290.

10. Древности Российского государства. Отделение I. М., 1849. 188 с.

11. Дубынин А.Ф. Отчет о работе Московской экспедиции за 1955 год // Архив Института археологии РАН. Р-1. № 1110.

12. Киприан (митрополит). Ответ ко Афанасию вопросившему о некоих потребных вещах // Русская историческая библиотека. Т. 6. СПб., 1880. Стб. 243–270.

13. Милеев Д.В. Раскопки в Киеве в 1909 году // Известия Императорской Археологической комиссии. Прибавление к выпуску 32-му. СПб.: Тип. Гл. Упр. Уделов, 1909. С. 122–134.

14. Неклюдов М.Н., Писарев С.П. О раскопках в Смоленске. Смоленск: Тип. П.А. Силина, 1901. 36 с.

15. Нифонт (епископ). Вопросы Кирика, Саввы и Ильи, с ответами Нифонта, епископа новгородского, и других иерархических лиц // Русская историческая библиотека. Т. 6. СПб., 1880. Стб. 21–62.

16. Панова Т.Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Советская археология. 1987. № 4. С. 110–122.

17. Панова Т.Д. Погребальные комплексы на территории Московского Кремля // Советская археология. 1989. № 1. С. 219–234.

18. Панова Т.Д. Кремлевские усыпальницы. История, судьба, тайна. М.: Индрик, 2003. 224 с.

19. Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI–XVI веков. М.: Радуница, 2004. 195 с.

20. Панченко К.И. Керамические сосуды XV–XVI веков из погребений Троице-Сергиевой лавры // Археология Подмосковья: материалы научного семинара. Вып. 12 / Отв. ред. А.В. Энговатова. М.: ИА РАН, 2016. С. 547–554.

21. Панченко К.И. Керамические сосуды из некрополя Чудова монастыря Московского кремля // Краткие сообщения Института археологии. 2018. Вып. 251. С. 158–167.

22. Петр (Могила). Требник. Ч. 1. Киев, 1646. 946 с.

23. Прилуцкий В. Частное богослужение в русской церкви в XVI и первой половине XVII в. Киев, 1912. 450 с.

24. Рабинович М.Г. Отчет об археологических раскопках в устье Яузы в 1946 г. // Архив Института археологии РАН. Р-1. № 70.

25. Рабинович М.Г. Московская керамика // Материалы и исследования по археологии Москвы. Т. II / Ред. А.В. Арциховский. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949 (Материалы и исследования по археологии СССР; № 12). С. 57–105.

26. Рикман Э.А. Результаты археологических наблюдений в Зарядье (По раскопкам 1949–1951 гг.) // Краткие сообщения Института археологии. 1955. Вып. 57. С. 83–91.

27. Розенфельдт Р.Л. Московское керамическое производство ХІІ–ХVІІІ вв. М.: Наука, 1968 (Археология СССР. Свод археологических источников; вып. Е1-39). 125 с.

28. Романов В.В., Романова Е.А. Литургические поливные сосуды из раскопок Твери // Тверской археологический сборник. Вып. 6, т. II. Тверь: Тверской гос. объед. музей, 2007. С. 261–269.

29. Станюкович А.К. Сирийский стакан в саркофаге русского святителя // Древности и старина. 2006. № 02. С. 14–15.

30. Станюкович А.К., Звягин В.Н., Черносвитов П.Ю., Елкина И.И., Авдеев А.Г. Усыпальница дома Романовых в московском Новоспасском монастыре. Кострома: Линия График Кострома, 2005. 397 с.

31. Фомин М.В. Погребальная традиция и обряд в византийском Херсоне (IV–X вв.). Харьков: Коллегиум, 2001. 290 с.

32. Энговатова А.В. Средневековые городские некрополи на территории Дмитровского кремля // Краткие сообщения Института археологии. 2005. Вып. 219. С. 148–158.

33. Энговатова А.В., Васильева Е.Е. Монастырский некрополь: погребальный обряд // Археология Московского Кремля / Ред. Н.А. Макаров, В.Ю. Коваль. М.: ИА РАН, 2018. С. 106–115.

34. Энговатова А.В., Зеленцова О.В. Исследование участка кладбища XVI–XVII веков в Троице-Сергиевом монастыре // Археология Подмосковья: материалы научного семинара. Вып. 2 / Отв. ред. А.В. Энговатова. М.: ИА РАН, 2005. С. 78–87.

35. Poulou-Papadimitriou N., Tzavella E., Ott J. Burial practices in Byzantine Greece: archaeological evidence and methodological problems for its interpretation // Rome, Constantinople and Newly Converted Europe. Archaeological and Historical Evidence. Vol. I. Kraków, 2012. P. 377–428.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх