Одномогильные биритуальные захоронения федоровской культуры эпохи бронзы

 
Код статьиS086960630005667-2-1
DOI10.31857/S086960630005667-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Сарыаркинский археологический институт при КарГУ им. Е.А. Букетова
Адрес: Республика Казахстан
Аффилиация: Краковский политехнический университет им. Тадеуша Костюшки
Адрес: Республика Польша
Аффилиация: Сарыаркинский археологический институт при КарГУ им. Е.А. Букетова
Адрес: Республика Казахстан
Название журналаРоссийская археология
ВыпускНомер 3
Страницы7-18
Аннотация

Среди массы захоронений бронзового века евразийских степей выделяется небольшая группа биритуальных погребений, которые отмечены у носителей нескольких культур. В рамках данной статьи авторами рассмотрены только федоровские захоронения. Известны 17 таких погребений, которые расположены практически во всех ареалах культуры (межгорные котловины по среднему течению Енисея, Верхнее Приобье, Барабинская и Кулундинская лесостепи, Павлодарское Прииртышье и Центральный Казахстан). В качестве дополнительных сведений в работе используются материалы могильника Кызылбулак I, который несколько отличен от “классической” федоровки. Вне рассмотрения осталось погребение могильника Маринка в Верхнем Прииртышье, материалы которого, на наш взгляд, видимо, отражают процесс взаимодействия петровских и федоровских групп населения. Рассмотрев биритуальные комплексы, авторы пришли к выводу, что данные захоронения являются погребениями членов разных племенных групп и по своей сути вполне сопоставимы с аналогичными парными, но моноритуальными комплексами, и должны интерпретироваться, исходя из имеющихся знаний о федоровской культуре.

Ключевые словаэпоха бронзы, федоровская культура, биритуальный комплекс, кремация, трупоположение
Дата публикации23.08.2019
Кол-во символов24741
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Погребальный обряд является одним из важнейших и массовых источников в археологии. Его изучение дает возможность реконструировать многие аспекты материальной и духовной культуры исчезнувшего социума, а различия служат главным аргументом (наравне с керамикой) при выделении археологических культур. Накопленные в настоящее время материалы позволяют достаточно точно охарактеризовать некоторые стороны погребальной обрядности федоровской культуры эпохи бронзы. Занимая обширные пространства от Южного Зауралья на западе до Енисея на востоке, от предтаежной зоны Южной Сибири на севере до песков Средней Азии на юге, она приобрела в отдельных регионах некоторые специфичные черты. Последние, в свою очередь, послужили одним из оснований для подъема “центробежных сил”, стремящихся не просто обосновать локальные различия, а, гипертрофировав их, декларировать выделение свиты самостоятельных культур.
2 В рамках данной статьи предлагается рассмотреть биритуальные одномогильные захоронения с учетом новых полевых и аналитических исследований.
3 Наиболее емкое понятие биритуального комплекса было сформулировано Ю.А. Смирновым, который понимал под ним погребальный объект, сочетающий два различных способа обращения с телами умерших: трупоположение и трупосожжение. При этом выделяются одномогильные и двухмогильные захоронения (Смирнов, 1997. С. 154).
4 Одной из первых к проблеме биритуальных погребений обратилась М.Д. Хлобыстина. Согласно исследовательнице, их появление восходит к энеолиту (конец IV – III тыс. до н.э.) и отражает ранние формы социальной стратификации в рамках общинно-родовых коллективов. Подходя к данному явлению в культурах бронзового века более дифференцированно, она предполагает, что, например, у срубной и алакульской культур биритуальные захоронения отражают этническую и половозрастную принадлежность. При этом они имитируют обрядовые аналоги моноритуальных комплексов и содержат мужчин-доминантов в сопровождении женщин, причем кремация интерпретируется как престижный обряд (Хлобыстина, 1988).
5 Соглашаясь в целом с М.Д. Хлобыстиной об особом характере таких погребений, В.И. Молодин отметил, что их разнополость слабо аргументирована. Неверным представляется исследователю сам термин “биритуальный”, так как подобный комплекс отражает не два обряда, а один, причину которого мы еще не в состоянии истолковать (Молодин, 1985. С. 109).
6 Раскопанное Н.В. Леонтьевым и С.Н. Леонтьевым погребение в могильнике Устье-Бири IV было интерпретировано как захоронение знатного мужчины в сопровождении насильственно умерщвленной наложницы или домашней рабыни-иноплеменницы. Исследователи согласились с М.Д. Хлобыстиной, объяснив кремацию социально-статусным обрядом, применявшимся по отношению к мужчинам (Леонтьев Н.В., Леонтьев С.Н., 2006).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2349

Оценка читателей: голосов 0

1. Бобров В.В. О взаимосвязи посуды и обряда погребения в андроновских памятниках Кузнецкой котловины // Древняя керамика Сибири: типология, технология, семантика / Отв. ред.: В.И. Молодин, Е.В. Ламина. Новосибирск: Наука, 1990. C. 81–88.

2. Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л.: Наука, 1986. 180 с.

3. Гасс А., Горячев А.А. К вопросу о типологии и хронологии могильников эпохи бронзы в высокогорной зоне Заилийского Алатау // Вестник Новосибирского гос. ун-та. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. № 5. С. 85–123.

4. Евдокимов В.В. Отчет об исследованиях Карагандинского археологического отряда летом 1983 года. Караганда, 1983. 75 с.

5. Запрудский С.С. Могильник андроновской культуры Барсучиха-2 в Ребрихинском районе Алтайского края // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае: археология, этнография, устная история. Вып. 8 (2011–2012 гг.). Барнаул: АлтГПА, 2013. С. 24–30.

6. Иванчук В.В., Михайлов Ю.И. Каменные гробницы андроновского могильника “Косоголь-3” // Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2011. № 3. С. 23–34.

7. Кадырбаев М.К. Могильник Жиланды на реке Нуре // В глубь веков. Алма-Ата: Наука, 1974. С. 25–45.

8. Казизов Е.С. Социально-возрастные группы могильника Шолпан-4 // Актуальные проблемы археологии Евразии: сб. материалов конф. Алматы, 2016. С. 142–148.

9. Кирюшин Ю.Ф., Папин Д.В., Федорук А.С., Поздняков Д.В., Позднякова О.А., Шамшин А.Б. Предварительные итоги изучения грунтового могильника Рублево VIII // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. 14. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2008. С. 164–168.

10. Кирюшин Ю.Ф., Папин Д.В., Федорук О.А. Андроновская культура на Алтае (по материалам погребальных комплексов): учеб. пособие. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015. 108 с.

11. Клейн Л.С. Этногенез и археология. Т. 2: Арии и varia. СПб.: Евразия, 2013. 528 с.

12. Князева А.В. “Биритуальные” погребения в системе погребального обряда андроновского населения Западной Сибири // Ломоносовские чтения на Алтае. Барнаул, 2013а. С. 240–242.

13. Князева А.В. К вопросу о реконструкции обряда кремации у носителей андроновской культуры лесостепного Алтая (по материалам могильника Чекановский Лог-10) // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае: археология, этнография, устная история. Вып. 8 (2011–2012 гг.). Барнаул: АлтГПА, 2013б. С. 54–56.

14. Котельникова И.А. К вопросу о генезисе федоровской и черкаскульской культур (по материалам погребального обряда) // ВААЭ. 2001. Вып. 3. С. 55–61.

15. Леонтьев Н.В., Леонтьев С.Н. Могильник андроновской культуры Устье-Бири IV // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Вып. 3-4. Горно-Алтайск, 2006. С. 66–78.

16. Матющенко В.И. Еловский археологический комплекс. Ч. 2: Еловский II могильник. Доирменские комплексы. Омск: ОмГУ, 2004. 468 с.

17. Молодин В.И. Бараба в эпоху бронзы. Новосибирск: Наука, 1985. 200 с.

18. Молодин В.И., Парцингер Г., Гришин Е.А., Новикова О.Н., Соловьев А.И., Гаркуша Ю.Н., Марченко Ж.В., Пиецонка Х., Казакова Е.А. Результаты полевых исследований памятника Тартас-1 в 2007 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. 13. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2007. С. 329–333.

19. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М.: Высш. шк., 1990. 319 с.

20. Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследования, тексты, словарь. М.: Восточная литература, 1997. 279 с.

21. Стефанов В.И., Корочкова О.Н. Урефты I: зауральский памятник в андроновском контексте. Екатеринбург: Изд-во УралГУ, 2006. 160 с.

22. Ткачев А.А., Мерц В.К., Ткачева Н.А. Раскопки могильника Кенжеколь I в Павлодарском Прииртышье // ВААЭ. 2004. № 5. С. 302–305.

23. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.

24. Усманова Э.Р., Мерц В.К., Колбина А.В., Вентреска А. О некоторых сюжетах в “тексте” погребального обряда эпохи бронзы (по материалам могильников Лисаковский и Кара-Тумсук) // Изучение памятников археологии Павлодарского Прииртышья. Павлодар: НПФ “ЭКО”, 2006. С. 70–80.

25. Хлобыстина М.Д. Биритуальные погребения Евразийской степи в бронзовом веке // КСИА. 1988. Вып. 193. С. 20–27.

26. Членова Н.Л. Отчет о работе Чулымского отряда Красноярской экспедиции в 1962 году // Архив ИА РАН. Р–1. № 3808.

27. Членова Н.Л. Отчет о работе Чулымского отряда Красноярской экспедиции в 1962 году // Красниенко С.В., Субботин А.В. У Солгонского кряжа. Археологические памятники Ужурского района (Красноярский край): история изучения и современное состояние. СПб.: ИИМК РАН, 2013. С. 137–153.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх