Представления Я. А. Пономарева о психологическом механизме коллективного творчества и их развитие

 
Код статьиS020595920002245-5-1
DOI10.31857/S020595920002245-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: ФГБУН Института психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 39 № 6
Страницы5-15
Аннотация

Рассмотрены основные причины обращения Я. А. Пономарева к исследованию проблемы коллективного творчества. Показано, что в соответствии с основными положениями философско-психологической теории Пономарева, изучение психологического механизма коллективного творчества возможно только через выделение его ядра, т. е. того главного, что должен осуществлять коллектив для успешного решения творческой задачи, а именно: нахождение и преобразование неосознаваемого побочного продукта в прямой, осознаваемый. Раскрывается, что данный механизм лежит в основе как индивидуального, так и коллективного творчества, но в последнем случае складывается качественно иная – коллективная – форма преобразования побочного продукта. Анализируется роль непосредственного общения в решении творческих задач, изучавшаяся Пономаревым с позиции его представлений о структурных уровнях организации системы, плавно переходящих один в другой и превращающихся в ситуациях рассмотрения творческих задач в функциональные ступени их решения. Показано, что в исследованиях Пономарева и его учеников, выполненных на примере таких форм совместного творчества, как коллективное изобретательство и групповое решение творческих задач, доказаны преимущества совместного творчества, а также то, что распределение и согласование ролей повышает его эффективность. При этом сама ролевая структура динамична и мера ее структурирования различна на разных этапах творческого процесса решения. Делается вывод о том, что представления Пономарева о психологическом механизме коллективного творчества и основной стратегии его комплексного системного изучения получили свою реализацию во многих современных исследованиях, вносящих вклад в общую теорию психологии и имеющих выраженное практическое значение.

Ключевые словапсихологический механизм коллективного творчества, общение, взаимодействие, этапы развития, структурные уровни организации, функциональные ступени решения, интуиция, логика, рефлексия, побочный продукт, типы научного знания
Источник финансированияГосударственное задание ФАНО РФ № 0159-2018-0005.
Получено22.12.2018
Дата публикации22.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2727

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров И. О., Максимова Н. Е. Эволюционная эпистемология Я. А. Пономарева // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 6. С. 12–23.

2. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.

3. Воронин А. Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004.

4. Гаджиев Ч. М. Социально-психологические проблемы коллективного творчества. Баку, 1982.

5. Галкина Т. В. О некоторых возможностях экстраполяции научных взглядов Я. А. Пономарева // Современные исследования интеллекта и творчества. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. С. 410–427.

6. Галкина Т. В., Журавлев А. Л. Развитие научного творчества Я. А. Пономарева // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 1. С. 16–25.

7. Грязева-Добшинская В. Г. Синергия взаимодействия субъектов в совместной творческой деятельности как механизм творческого лидерства // Психология интеллекта и творчества. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010. С. 298–308.

8. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.

9. Журавлев А. Л., Галкина Т. В. Философско-психологическая система научных представлений Я. А. Пономарева: истоки, основные положения, перспективы // История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепций. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. 2016. С. 264–279.

10. Журавлев А. Л., Нестик Т. А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 3–21.

11. Кольцова В. А. Разработка проблемы общения в научной школе Б. Ф. Ломова // Познание в деятельности и общении: от теории и практики к эксперименту. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011. С. 68–76.

12. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

13. Методология комплексного человекознания и современная психология. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008.

14. Найденов М. И. От “первичной модели” группового субъекта творчества – к “побочному продукту” групп-рефлексивной услуги // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 455–481.

15. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Формы организации и стимулирования совместного творчества в современных компаниях // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 190–196.

16. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Педагогика, 1967.

17. Пономарев Я. А. Развитие проблем научного творчества в советской психологии // Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971. С. 46–150.

18. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

19. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решениях задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 79–91.

20. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.

21. Пономарев Я. А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990. С. 13–37.

22. Пономарев Я. А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 145–276.

23. Пономарев Я. А. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии. М.: ООО «ТИД “Арис”», 2010.

24. Пономарев Я. А., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. С. 279–295.

25. Пономарев Я. А., Гаджиев Ч. М. Закономерности общения в творческом коллективе // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990. С. 92–103.

26. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова. М.: ИФ АН СССР, 1988.

27. Растяников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: Пер Сэ, 2002.

28. Растяников А. В., Степанов С. Ю. Методы активизации творческого потенциала // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011. С. 468–499.

29. Семенов И. Н. Современные исследования творческого мышления и креативности личности в научной школе рефлексивной психологии // Человек и мир. Институт психологии РАН. 2017. Т. 1. № 1. С. 121–150.

30. Степанов С. Ю. Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006. С. 482–511.

31. Ушаков Д. В. Современные исследования творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 53–56.

32. Юревич А. В. Социальная психология науки. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх