Связь ценностей и планируемого эмиграционного поведения у студенческой молодежи трех стран. Часть II. Мультигрупповой анализ

 
Код статьиS020595920027084-8-1
DOI10.31857/S020595920027084-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник Центра социокультурных исследований
Аффилиация: ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования
Аффилиация: ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Аспирант кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования
Аффилиация: ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 № 4
Страницы38-48
Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного анализа взаимосвязей компонентов планируемого эмиграционного поведения с ценностями у студенческой молодежи 18–25 лет из Беларуси (n = 208, 25% юношей, средний возраст 19.8), Казахстана (n = 200, 26% юношей, средний возраст 20.5) и России (n = 250, 25% юношей, средний возраст 20.0). В первой части статьи в предыдущем номере журнала опубликованы результаты тестирования мультигрупповой модели авторского опросника “Планируемое эмиграционное поведение”, а также кросскультурного анализа выраженности компонентов планируемого эмиграционного поведения и ценностей, диагностированных с помощью сокращенной версии “Опросника портретных ценностей” Ш. Шварца (“PVQ–21 — ESS”), у студентов трех стран. В данной части статьи обсуждаются результаты мультигруппового путевого анализа взаимосвязи ценностей и компонентов планируемого эмиграционного поведения у студентов-граждан Беларуси, Казахстана и России. Выявлены общие и культурно-специфические связи. Общекультурным трендом является невключенность ценностей Самопреодоления в процесс формирования планируемого эмиграционного поведения студенческой молодежи. У россиян ценности Самоутверждения положительно связаны с позитивными установками в отношении эмиграции, а ценности Открытости изменениям — с воспринимаемым контролем. У казахстанцев компоненты планируемого эмиграционного поведения положительно связаны с ценностями Самоутверждения (установки и воспринимаемые нормы) и низкой значимостью ценностей Сохранения (установки, воспринимаемый контроль, воспринимаемые нормы). У белорусов нивелирование значимости ценностей Сохранения позитивно связано с установками и воспринимаемыми нормами в отношении эмиграции.

Ключевые словатеория планируемого поведения, модель планируемого эмиграционного поведения, эмиграционное намерение, индивидуальные ценности, студенческая молодежь, мультигрупповой анализ
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-013-00156 “Социально-психологическое пространство эмиграционных намерений молодежи: кросс-культурный анализ”
Получено12.08.2023
Дата публикации02.10.2023
Кол-во символов25058
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 108

Оценка читателей: голосов 0

1. Дырина А. Беларусь после президентских выборов 2020 г. // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2020. Т. 58. № 74. С. 8–11.

2. Молодежь и ценности. Алматы: Изд-во “DELUXE Printery”, 2021.

3. Муращенкова Н.В. Взаимосвязь ценностей и эмиграционных намерений студенческой молодежи г. Смоленска // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 1. C. 77–93.

4. Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Ефременкова М.Н. Связь ценностей и планируемого эмиграционного поведения у студенческой молодежи трех стран. Часть I. Введение в проблему // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 3. С. 49–60.

5. Ромашева Ж.Ж., Калиниченко О.В., Малышев И.В. Связь базовых ценностей с эмиграционными установками российской молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10. № 4 (40). С. 323–333.

6. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43–70.

7. Ajzen I. Constructing a TPB questionnaire: Conceptual and methodological considerations. 2002. URL: http://www.people.umass.edu/aizen/pdf/tpb.measurement.pdf (accessed: 10.08.2022).

8. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. V. 50. № 2. Р. 179–211.

9. Fishbein M., Ajzen I. Predicting and changing behaviour: The reasoned action approach. N.Y.: Psychology Press, 2010.

10. Francis J., et al. Constructing questionnaires based on the theory of planned behaviour: A manual for health services researchers. Newcastle upon Tyne, UK: Centre for Health Services Research, University of Newcastle upon Tyne. 2004. URL: https://openaccess.city.ac.uk/id/eprint/1735 (accessed: 28.11.2022).

11. Kline R.B. Principles and practice of structural equation modeling. 3rd ed. N.Y.: The Guilford Press, 2011.

12. Schwartz S.H. Basic individual values: Sources and consequences // Handbook of value: perspectives from economics, neuroscience, philosophy, psychology and sociology / Eds. D. Sander, T. Brosch. Oxford University Press, 2015. P. 63–84.

13. Schwartz S.H., et al. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2001. V. 32. № 5. P. 519–542.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх