Склонность к экстремизму в контексте социально-психологической дезадаптации личности

 
Код статьиS020595920026155-6-1
DOI10.31857/S020595920026155-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Преподаватель
Аффилиация: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Адрес: Российская Федерация, Владивосток
Должность: доцент
Аффилиация: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Адрес: Российская Федерация, Владивосток
Должность: доцент, заведующий кафедрой
Аффилиация: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Адрес: Российская Федерация, Владивосток
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 № 3
Страницы36-48
Аннотация

Исследование посвящено определению индивидуально-психологических характеристик склонности к экстремизму в контексте социально-психологической дезадаптации. Привлекательность субкультуры колумбайн и экстремистских течений связана с социально-психологической дезадаптацией личности. Это актуализирует задачу раннего выявления группы риска для оказания психологической помощи в целях предотвращения радикализации личности. Гипотеза исследования: студенты, имеющие склонность к экстремизму, обладают индивидуально-психологическими характеристиками личности, указывающими на специфику их социально-психологической дезадаптации. Было исследовано 578 студентов 1–6 курсов обучения в вузах Приморского края, Хабаровского края, Республики Дагестан и г. Москвы. Были использованы следующие методики: Скрининг-метод для диагностики склонности к экстремизму; 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 PF), форма А; Тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ); Шкала враждебности Кука–Медлей (CMHS); методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса и проективная методика 12 Архетипов плюс (12А+) Р.В Кадырова., Т.В. Капустиной. Обнаружено, что специфика социально-психологической дезадаптации студентов, склонных к экстремизму, определяется следующими индивидуально-психологическими характеристиками: недооценка собственных возможностей, болезненная чувствительность к критике, замкнутость, отчуждённость, склонность подвергать других строгой оценке, отказывая им в доверии, низкий порог эмоциональной устойчивости, эмоциональная лабильность, подозрительность и раздражительность, желание действовать в своих интересах, пренебрегая социальными нормами, правилами и стандартами, а также сочетание самомнения и самокритики, сочетание низкой толерантности к фрустрирующим ситуациям с преувеличением своей стрессоустойчивости. У этих студентов наблюдаются признаки депрессивности: подавленность, тревожность, склонность к самобичеванию, погруженность в мрачные переживания.

Ключевые словаэкстремизм, склонность к экстремизму, социально-психологическая дезадаптация, выявление экстремизма, студенты
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-32151.
Получено20.06.2023
Дата публикации28.06.2023
Кол-во символов35026
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 167

Оценка читателей: голосов 0

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Академический проект, 2015.

2. Беличева С.А., Белинская А.Б. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2023.

3. Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии. М.: Юрайт, 2019.

4. Гржибовский А.М., Иванов С.В., Горбатова М.А. Сравнение количественных данных трех и более независимых выборок с использованием программного обеспечения STATISTICA и SPSS: параметрические и непараметрические критерии // Наука и Здравоохранение. 2016. № 4. С. 5–37.

5. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). С. 62–76.

6. Двойникова Е.Ю. Психологические особенности адаптации студентов с разной стратегией решения учебно-профессиональных задач: Автореферат дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2016.

7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: 2-е изд., доп. М.: Юрайт, 2019.

8. Кадыров Р.В., Эльзессер А.С., Капустина Т.В. Краткосрочная программа психологической коррекции студентов, имеющих склонность к экстремизму. Ульяновск: Зебра, 2022.

9. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Стресс-менеджмент. 3-е изд. СПб.: Питер, 2012.

10. Капустина Т.В. Разработка и апробация скрининг-метода для диагностики склонности к экстремизму // Психолог. 2022. № 1. С. 29–52.

11. Капустина Т.В. Экспресс-диагностика типов личности: проективный метод: Дисс. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2019.

12. Козлов В.В., Мазилов В.А., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2018. С. 477–480.

13. Мещерякова Э.И., Ларионова А.В. Детерминация молодежного экстремизма как деструктивного способа самореализации // Молодежный экстремизм: интегрированный подход с позиции гуманитарных наук. Томск: Издательство ТГУ, 2019.

14. Михайлова Е.В. Криминологическая характеристика вооруженных нападений в образовательных учреждениях Российской Федерации (schoolshooting) // Научный вестник Омской Академии МВД России, 2021. № 1. С. 20–25.

15. Молодцова Т.Д., Кобышева Л.И., Шалова С.Ю. Подготовка студентов вуза к работе с дезадаптированными детьми и подростками: монография. М.: Директ-медиа, 2017. 149 с.

16. Никишин В.Д. Колумбайн (скулшутинг): сущность, правовая квалификация, криминалистическая диагностика // Lex russica. 2021. № 11. С. 62–76.

17. Письмо Минобрнауки России «Оценка приемлемости для использования в Российской Федерации “Методического пособия по предотвращению насильственного экстремизма” (ЮНЕСКО, 2016)» от 27 апреля 2017 г. № 09-921. URL: https://ppt.ru/docs/pismo/minobrnauki/n-09-921-185о940 (дата обращения: 12.04.2022).

18. Плотников В.В., Самойлов С.Ф. Проблема скулшутинга (колумбайна) в российской науке // Общество и право. 2021. № 2 (76). С. 163–168.

19. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Кеттелла: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2020.

20. Рягузова Е.В. Разрыв связей в репрезентациях взаимодействия “Я – Другой”: детерминанты и предпосылки (на примере экстремистских групп) // Известия Саратовского университета. 2021. № 3. С. 220–228.

21. Тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ): методическое руководство / под ред. В.В. Плотников, Л.А. Северьянова, Д.В. Плотников, Д.В. Бердников. Издание 3-е. СПб.: ИМАТОН, 2016.

22. Федеральный закон “О противодействии экстремистской деятельности” от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/18939 (дата обращения: 14.02.2023).

23. Эльзессер А.С., Капустина Т.В. Апробация скрининг-метода для диагностики склонности к экстремизму у несовершеннолетних правонарушителей // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. Сборник научных статей XI Международной научно-практической конференции, 08–10 июля 2022 год. Ульяновск, 2022. С. 74–79.

24. Aldahadha B. Disputing Irrational Beliefs Among Convicted Terrorists and Extremist Beliefs // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 2018. № 36. P. 404–417.

25. Bhui K., et al. Extremism and common mental illness: cross-sectional community survey of White British and Pakistani men and women living in England // The British Journal of Psychiatry. 2020. № 4. P. 547–554.

26. Harpviken A.N. Psychological vulnerabilities and extremism among Western youth: a literature review // Adolescent Research Review. 2020. № 5. P. 1–26.

27. Hassan B., Khattak A.Z., Qureshi M.S., Iqbal N. Development and Validation of Extremism and Violence Risk Identification Scale // Pakistan Journal of Psychological Research. 2021. № 1. P. 51–70.

28. Miconi D., Oulhote Y., Hassan G., Rousseau C. Sympathy for violent radicalization among college students in Quebec (Canada): The protective role of a positive future orientation // Psychology of Violence. V. 10. № 3. P. 344–354.

29. Ozer S., Bertelsen P. The moral compass and life skills in navigating radicalization processes: Examining the interplay among life skills, moral disengagement, and extremism // Scandinavian Journal of Psychology. 2020. № 10. P. 1–10.

30. Pisou D., et al. Factors of Individual Radicalization into Extremism, Violence and Terror – the German Contribution in a Context // International Journal of Conflict and Violence. 2020. № 2. P. 1–12.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх