«Новые вести» раннего Нового времени: социокультурные особенности немецких иллюстрированных листовок XVI—XVII вв.

 
Код статьиS207987840012817-7-1
DOI10.18254/S207987840012817-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается специфика уникального исторического источника раннего Нового времени — немецких иллюстрированных листовок, односторонних листов, сочетавших текст с гравюрой в верхней части листа. Вызовы эпохи стали важным катализатором для изменения в корпусе источников, а технические новшества позволили перейти от рукописной к печатной традиции. Листовки превратились в самый популярный печатный медиум, расширивший границы «общества» и перешагнувший социальные сословные границы. Иллюстрированные листовки оказались, с одной стороны, своеобразным символом эпохи конфессионализации, отражая кризисное сознание современников, их страх перед Апокалипсисом. С другой стороны, они сами подогревали упаднические настроения, давая тем, кто участвовал в процессе восприятия информации, «новые вести», удовлетворяя, часто за счет нагнетания, спрос на сенсации и вообще новости. Потребность в новостях, которые передавали листовки, стала характерной особенностью раннего Нового времени. Благодаря относительно невысокой цене их покупали представители разных сословий. Несмотря на низкий уровень грамотности населения, листовки оказались неотъемлемой частью рынка печатной продукции, в основном из-за картинки-гравюры, обеспечивавшей им особую привлекательность. Многотиражность превратила гравюру с листовки в «искусство для всех» и способствовала удовлетворению эстетических запросов широких слоев. Тематика иллюстрированных листовок позволяет воссоздать основные сюжеты, волновавшие современников. Наибольшее количество памятников, в которых отразились главные противоречия раннего Нового времени, сохранилось от эпохи Реформации и Тридцатилетней войны. 

Ключевые словаРеформация, Тридцатилетняя война, иллюстрированные листовки, визуальная печатная продукция, Германия
Получено11.08.2020
Дата публикации30.11.2020
Кол-во символов52311
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 372

Оценка читателей: голосов 0

1. Журов А. П., Третьякова К. М. Гравюра на дереве. М., 1977.

2. Звонцов В. М., Шистко В. И. Офорт. Техника. История. СПб., 2004.

3. Имдаль М. Опыт другого видения. Киев, 2011.

4. Лазарева А. В. Идеи Реформации в немецкой публицистике эпохи Тридцатилетней войны (1618—1648) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. Выпуск 9 (73). URL: https://history.jes.su/s207987840002479-5-1 DOI: 10.18254/S0002479-5-1

5. Медяков А. С. Изучение визуальной истории в Германии: основные подходы в историографии и методике // Вестник Московского университета. Серия 8. История. М., 2018. №6. С. 121—145.

6. Панофскии? Э. Этюды по иконологии. СПб., 2009.

7. Belting H. Bild und Kult. Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. Munchen, 1990.

8. Alexander D. German single-leaf woodcut.1600—1700. N. Y., 1977.

9. Benjamin W. Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit. Frankfurt am Main, 2003.

10. Blickle P., Holenstein A., Schmidt H. R. (Hg.) Macht und Ohnmacht der Bilder. Reformatorischer Bildsturm im Kontext der europaischen Geschichte. Munchen, 2002.

11. Briggs A., Burke P. (Ed.) A Social History of the Media: from Gutenberg to the Internet. Cambridge, 2002.

12. Bruckner W. Populare Druckgraphik Europas: Deutschland, vom 15. Bis zum 20. Jahrhundert. Munchen, 1975.

13. Burke P. Augenzeugenschaft. Bilder als historische Quellen. Berlin, 2003.

14. Burke P. Worter machen Leute. Gesellschaft und Sprachen im Europa der fruhen Neuzeit. Berlin, 2006.

15. Burkhard J. Das Reformationsjahrhundert. Deutsche Geschichte zwischen Medienrevolution und Institutionenbildung 1517—1617. Stuttgart, 2002.

16. Cavallo G., Chartier R. (Hg.) Die Welt des Lesens. Von der Schriftrolle zum Bildschirm. Frankfurt am Main. 1999. S. 9—57.

17. Emich B. Bildlichkeit und Intermedialitat in der Fruhen Neuzeit. Eine interdisziplinare Spurensuche // Zeitschrift fur historische Forschung, 35. 2008. S. 31—56.

18. Flood J.L. „Omnium totius orbis emporiorum compendium”: the Frankfurt fair in the early modern period // Myers R., Harris M., Mandelbrote G. (Ed.) Fairs, Markets and the itinerant Book Trade. New Castle; L., 2007. P. 1—42.

19. Flugschriften als Massenmedium der Reformationszeit / hg. von H.-J. Kohler. Stuttgart, 1981.

20. Francois E. Alphabetisierung und Lesefahigkeit in Frankreich und Deutschland um 1800 // Deutschland und Frankreich im Zeitalter der Franzosischen Revolution / hg. von H. Berding, E. Francois, H.-P. Ullmann. Frankfurt am Main, 1989. S. 407—425.

21. Gloning T. Bestandaufnahme zum Untersuchungsbereich „Wortschatz“ // Die Sprache der ersten deutschen Wochenzeitungen im 17. Jahrhundert / hg. von G. Fritz und E. Stra?ner Tubingen, 1996. S. 141—195.

22. Habermas J. Strukturwandel der Offentlichkeit. Untersuchungen zu einer Kategorie der burgerlichen Gesellschaft. Frankfurt am Main, 1990.

23. Harms W. Das illustrierte Flugblatt in Verstandigungsprozessen innerhalb der fruhneuzeitlichen Kultur // Wahrnehmungsgeschichte und Wissensdiskurs im illustrierten Flugblatt der Fruhen Neuzeit (1450—1700) / hrsg. von W. Harms und A. Messerli. Basel, 2002. S. 11—21.

24. Harms W. Illustrierte Flugblatter aus den Jahrhunderten der Reformation und der Glaubenskampfe. Coburg, 1983.

25. Hoffman-Randal Ch. Monster, Wunder und Kometen. Sensationsberichte auf Flugblattern des 16. bis 18. Jahrhunderts. Eine Ausstellung der Universitatsbibliothek 19. November — 12. Dezember 1999. Erlangen, 1999.

26. Hohendahl P.U. u.a. Offentlichkeit — Geschichte eines kritischen Begriffs. Stuttgart/Weimar. 2000.

27. Kramer S. Medium, Bote, Ubertragung. Kleine Metaphysik der Medialitat. Frankfurt am Main, 2008.

28. Krisenbewu?tsein und Krisenbewahltigung in der Fruhen Neuzeit — Crisis in Early Modern Europe. Festschrift fur Hans-Christoph Rublack / hg. von M. Hagenmaier und S. Holtz. Frankfurt am Main u.a., 1992.

29. Kunast H.-J. „Getruckt in Augspurg“. Buchdruck und Buchhandel in Augsburg zwischen 1468 und 1555. Tubingen, 1999.

30. Mauelshagen F. Was ist glaubwurdig? Fallstudie zum Zusammenspiel von Text und Bild bei der Beglaubing au?erordentlicher Nachrichten im illustrierten Flugblatt // Wahrnehmungsgeschichte und Wissensdiskurs im illustrierten Flugblatt der Fruhen Neuzeit (1450—1700) / hrsg. von W. Harms und A. Messerli. Basel, 2002. S. 309—337.

31. Melot M. (Hg.). Die Graphik. Entwicklungen, Stilformen, Funktion. Genf/Stuttgart, 1981.

32. Messerli A. War das illustrierte Flugblatt ein Massenlesestoff? Uberlegungen zu einem Paradigmawechsel in der Erforschung seiner Rezeption // Wahrnehmungsgeschichte und Wissensdiskurs im illustrierten Flugblatt der Fruhen Neuzeit (1450—1700) / hrsg. von W. Harms und A. Messerli. Basel, 2002. S. 23—31.

33. Mitterauer M. Warum Europa? Mittelalterliche Grundlagen eines Sonderwegs. Munchen, 2003.

34. Morke O. Die Reformation. Voraussetzungen und Durchsetzung. Munchen, 2005.

35. Niemeier S. Funktionen der Frankfurter Buchmesse im Wandel. Von den Anfangen bis heute. Wiesbaden, 2001.

36. Parschall P., Schoch R. (Hg.) Die Anfange der europaischen Druckgraphik. Holzschnitte des 15. Jahrhunderts und ihr Gebrauch. Nurnberg, 2005;

37. Petegree A, Hall M. The Reformation and the Book: A Reconsideration // Historisches Jahrbuch. 47, 2004. P. 785—808.

38. Roeck B. Visual turn? Kulturgeschichte und die Bilder // Geschichte und Gesellschaft 29, 2003. S. 294—315.

39. Schilling M. Allegorie und Satire auf illustrierten Flugblattern des Barock // Formen und Funktionen der Allegorie. Stuttgart, 1979. S.405—418.

40. Schilling M. Bildpublizistik in der fru?hen Neuzeit. Aufgaben und Leistungen des illustrierten Flugblatts in Deutschland bis um 1700. Tubingen, 1990.

41. Schilling M. Flugblatt und Kriese in der Fruhen Neuzeit // Wahrnehmungsgeschichte und Wissensdiskurs im illustrierten Flugblatt der Fruhen Neuzeit (1450—1700) / hrsg. von W. Harms und A. Messerli. Basel, 2002. S. 33—56.

42. Schlogl R. Politik beobachten. Offentlichkeit und Medien in der Fruhen Neuzeit // Zeitschrift fur historische Forschung, 35. 2008. S. 581—616.

43. Schmidt G. Geschichte des Alten Reiches. Staat und Nation in der Fruhen Neuzeit 1495—1806. Munchen, 1999.

44. Schon E. Geschichte des Lesens // Handbuch Lesen / hg. von B. Franzmann u.a. Munchen, 1999. S. 1—85.

45. Scribner R. W. Fort the sake of simple folk: popular propaganda for the German Reformation. Cambridge, 1981.

46. Strober R. Mediengeschichte. Die Evolution “neuer Medien” von Gutenberg bis Gates. Eine Einfuhrung. Bd. 1: Presse — Telekomunikation. Wiesbaden, 2003.

47. Te Heesen K. Das illustrierte Flugblatt als Wissensmedium der Fruhen Neuzeit. Bochum, 2009.

48. Warncke C. P. Der visuelle Mehrwert. Uber die Funktion des Bildes im illustrierten Flugblatt // Die Intermedialitat des Flugblatts in der Fruhen Neuzeit / hg. von A. Messerli und M. Schilling. Stuttgart, 2015. S. 47—60.

49. Warncke C. P. Symbol, Emblem, Allegorie: die zweite Sprache der Bilder. Koln, 2005.

50. Wittmann R. Geschichte des deutschen Buchhandels. Munchen, 1999.

51. Wurgler A. Medien in der Fruhen Neuzeit. Munchen, 2013.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх