Великий психолог: К. Д. Ушинский как методолог психологии

 
Код статьиS020595920024913-0-1
DOI10.31857/S020595920024913-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой общей и социальной психологии
Аффилиация: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Адрес: Российская Федерация, Ярославль
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 № 2
Страницы116-127
Аннотация

Статья приурочена к 200-летнему юбилею великого русского педагога и психолога К.Д. Ушинского, вклад которого в развитие педагогики и психологии неоспорим. Указывается, что психологическая составляющая творчества и наследия ученого и новатора остается в значительной степени недооцененной. В российских учебниках и учебных пособиях по истории психологии уделяется недостаточно внимания психологическим исследованиям К.Д. Ушинского, при этом в аналогичных зарубежных учебных изданиях эти исследования вовсе не упомянуты. Утверждается, что одним из основных достижений ученого является методология обоснования научной психологии. Несмотря на то, что К.Д. Ушинский не определял себя как психолога, он разрабатывал научные основы и систему психологии в рамках построения научной педагогики. Психологии как науки на то время не существовало, поэтому разработка системы психологии была средством решения его главной задачи. Решение Ушинским поставленной задачи представляло собой уникальное достижение мировой психологической науки, абсолютно оригинальное, поскольку проект был фактически ориентирован на разработку практической психологии для педагогов. Приведен анализ причин недооценки научным сообществом проекта Ушинского — как объективных (традиции рассмотрения психологии и общественные ожидания), так и субъективных (позиционирование Ушинским себя исключительно как педагога и занижение своего вклада в психологию). Указывается, что на вклад Ушинского в создание оригинальной системы психологии обращал внимание Б.Г. Ананьев, называвший русского ученого “великим психологом”, но оценка классика советской психологии не стала общепринятой. Анализируются причины отсутствия резонанса публикации Ушинского, среди которых главными являются идеологические и социокультурные, связанные с неопределенным статусом психологии в начале 1950-х гг. после сессии двух академий, когда определяющим фактором стали близость к физиологическому учению И.П. Павлова и материализм концепции. Дается очерк методологической концепции К.Д. Ушинского, позволяющий утверждать, что Ушинским был предложен проект научной психологии, первый в истории мировой психологии практико-ориентированный проект психологической науки.

Ключевые словаК.Д. Ушинский, научная педагогика, педагогическая антропология, система психологии, научная психология, Б.Г. Ананьев, история психологии
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00089.
Дата публикации29.03.2023
Кол-во символов37388
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 283

Оценка читателей: голосов 0

1. Ананьев Б.Г. “Педагогическая антропология” К.Д. Ушинского и ее современное значение // Избранные труды по психологии. Т. 2. Развитие и воспитание личности / Под ред. Н.А. Логиновой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 531–546.

2. Ананьев Б.Г. Проблемы педагогической антропологии // Избранные труды по психологии. Т. 2. Развитие и воспитание личности / Под ред. Н.А. Логиновой. СПБ: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 499–514.

3. Ананьев Б.Г. К.Д. Ушинский — великий русский психолог // Избранные труды по психологии. Т. 1. Очерки психологии. История русской психологии / Gод ред. Н.А. Логиновой. СПБ: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 388–409.

4. Ананьев Б.Г. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. 1969. № 2. С. 3–14.

5. Вундт В. Основания физиологической психологии. М.: Типогр. М.Н. Лаврова и Ко, 1880.

6. Ждан А.Н. История психологии от Античности до наших дней. М.: МГУ, 2004.

7. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 6. М.: Мысль, 1966.

8. Кольцова В.А. Методологические проблемы истории психологии в трудах Б.Г. Ананьева // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 4. Методологические проблемы историко-психологического исследования: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28–29 января 2002 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2002. C. 80–99.

9. Корнилов К.Н. К.Д. Ушинский как психолог // Памяти К.Д. Ушинского. Ученые записки Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. Т. 33 / Под ред. Е.Н. Медынского. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1946. С. 30–37.

10. Мазилов В.А. Проект практической психологии К.Д. Ушинского // Человек. 2015. № 6. С. 107–117.

11. Мазилов В.А. Разработка практической психологии: непонятый и неоцененный проект К.Д. Ушинского // Ярославский педагогический вестник. Т. II (Психолого-педагогические науки). 2014. № 3. С. 191–199.

12. Мазилов В.А. К.Д. Ушинский в Ярославле: формирование методологических взглядов // Педагогическое наследие К.Д. Ушинского: материалы научно-практической конференции “Чтения Ушинского” (4– 5 марта 2014 г.). Ч. 2. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. С. 24–39.

13. Мазилов В.А. Становление метода эксперимента в научной психологии // Современная экспериментальная психология. В 2-х тт. Коллективная монография. Т. 1 / Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011. С. 139–159.

14. Мазилов В.А. Теория и метод в психологии. Ярославль: МАПН, 1998.

15. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. М.: Гардарики, 2008.

16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т. 1. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

17. Рамуль К.А. К.Д. Ушинский и западноевропейская психология // Вопросы психологии. 1956. № 5. С. 113–124.

18. Ушинский К.Д. Сочинения. Т. 8. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.

19. Ушинский К.Д. Сочинения. Т. 9. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.

20. Ушинский К.Д. Сочинения. Т. 10. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.

21. Brentano F. Psychologie vom empirische Standpunkte. Bd. 1. Leipzig: Duncker & Humblot, 1874.

22. Drobish M. Empirische Psychologie nach naturwissenschaftlicher Methode. Leipzig: Voss, 1842.

23. Lange F.A. Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart. Serlohn; Leipzig: J. Baedeker, 1887.

24. Mill J.S. A System of logic. New York: Harper, 1846.

25. Wundt W. Vorlesungen über die Menschen und Thiereseele. Leipzig: Boss, 1863-1864. Bd.1.XIV, 491 S.; Bd.2. VII, 463 S.

26. Wundt W. Grundzüge der physiologischen Psychologie. Leipzig: Engelmann, 1874.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх