Развитие организационной социальной психологии в Санкт-Петербургском (Ленинградском) государственном университете

 
Код статьиS020595920024903-9-1
DOI10.31857/S020595920024903-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры социальной психологии СПбГУ
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: доцент факультета психологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Профессор, научный руководитель Института психологии РАН
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 № 2
Страницы5-14
Аннотация

Отечественная организационная психология начала развиваться в 1920-х гг. Толчком для ее появления стала потребность в ускоренном развитии промышленности. В первые годы своего зарождения организационная психология опиралась на идеи, высказанными в этой области зарубежными учеными и практиками — организаторами производства. Проводились многочисленные конференции по проблемам научной организации труда, постепенно сформировались собственные научные направления и теории. Основными целями организационной психологии являются психологическое сопровождение и поиск путей повышения эффективности трудовой деятельности в различных организациях. Пионерскими работами в этой области были исследования ученых Санкт-Петербургской (Ленинградской) психологической школы. Рассмотрены исторические вехи создания и развития организационной социальной психологии в ЛГУ/СПбГУ. Особое внимание уделено анализу научных и исторических предпосылок формирования и современного состояния организационной социальной психологии на кафедре социальной психологии СПбГУ. Сделан вывод о том, что основными направлениями социально-психологической мысли в области организационной психологии являются: 1) научный анализ и поиск социально-психологических способов повышения эффективности деятельности персонала; 2) обоснование подходов к изучению социально-психологического климата и организационной культуры; 3) исследование социально-психологических процессов, происходящих в трудовых коллективах (удовлетворенность трудом, стимулирование труда, коллективные формы организации труда, адаптация работников, повышение их лояльности и вовлеченности); 4) разработка социально-психологических методов обучения сотрудников организаций (деловые игры, социально-психологический тренинг); 5) теоретическое и методологическое обоснование концепции консолидации социального капитала организаций; 6) изучение проблем карьеры и гендерного неравенства работающей женщины.

Ключевые словаорганизационная/индустриальная социальная психология, направления развития современной организационной психологии
Источник финансированияРабота выполнена при поддержке гранта РНФ № 23-28-00107.
Дата публикации29.03.2023
Кол-во символов20620
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 257

Оценка читателей: голосов 0

1. 18 программ тренингов для профессионалов / Под ред. В.А. Чикер. СПб.: Речь, 2007.

2. Безносов С.П. Об исследовании эталонов личности и руководящих работников // Психология личности и малых групп // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 8. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. С. 114–118.

3. Водопьянова Н.В. Профилактика и коррекция синдрома “выгорания”. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2011.

4. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989.

5. Доминяк В.И. Феномен лояльности в разработках зарубежных исследователей // Персонал-микс. 2016. № 1. С. 107.

6. Емельянов Ю.Н. Деловые игры как средство социально-психологического обучения мастеров промышленного производства // Психология — производству и воспитанию. Л.: Изд-во ЛГУ. 1977. С. 55–61.

7. Захаров В.П. Опыт психографического изучения личности инженера // Психология — производству и воспитанию. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. С. 78–87.

8. Захаров В.П., Векилова С.А., Завьялова Е.К., Сидоренко Е.В. Социально-психологический тренинг как фактор социального развития личности // Психологическое обеспечение социального развития человека // Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. С. 80–84.

9. Искандаров Э.А., Свенцицкий А.Л. Социально-психологические факторы руководства производственным коллективом в условиях нововведений // Психологическое обеспечение социального развития человека // Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. С. 133–137.

10. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Изд-во “Речь”, 2001.

11. Капустина А.Н., Чикер В.А. Вклад Э.С. Чугуновой в развитие комплексного и системного подхода оценки персонала // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции 29–30 сентября 2020 г. / Отв. ред. В.В. Белов. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2020. С. 6–9.

12. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера: Учебное пособие / Под ред. Э.С. Чугуновой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

13. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2021.

14. Кузьмин Е.С., Викторов Н.Ф., Чугунова Э.С. Методология индивидуальной и групповой оценки личности в Автоматизированных системах управления разрабатывающих предприятий (АСУРП) // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1977. С. 157–172.

15. Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ. 1982.

16. Ломов Б.Ф. Человек и техника (очерки инженерной психологии) Л.: Изд-во ЛГУ, 1963.

17. Позитивная психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. М.: Изд-во Проспект, 2017.

18. Почебут Л.Г. Стимулирование труда и проблемы повышения социальной активности трудящихся // Психологическое обеспечение социального развития человека: // Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1989. C. 118–124.

19. Почебут Л.Г, Журавлев А.Л. Становление отечественной социальной психологии в начале 1960-х годов // Историческая преемственность отечественной психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Харитонова, Е.Н. Холодович. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2019. С. 315–321.

20. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. М.: Проспект, 2020.

21. Почебут Л.Г., Чикер В.А., Волкова Н.В. Социально-психологическая модель когнитивного социального капитала организации: концепция и аспекты исследования // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 2. C. 47–71.

22. Промышленная социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, А.Л. Свенцицкого. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

23. Прохватилов А.А., Шалыто А.Ю. Управление процессом адаптации работников в трудовом коллективе // Психологическое обеспечение социального развития человека // Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. C. 124–129.

24. Психология — производству и воспитанию / Под науч. ред. Е.С. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

25. Психологическое обеспечение трудовой деятельности // Экспериментальная и прикладная психология”. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

26. Психология в управлении / Науч. ред. Е.С. Кузьмин. Л.: Лениздат, 1983.

27. Психология и управление // Экспериментальная и прикладная психология: Вып. 9. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

28. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова Харьков: Гуманитарный центр, 2007.

29. Психология менеджмента. Психологический практикум. М.: Проспект, 2021.

30. Русалинова А.А. Применение метода групповых оценок в социально-психологических исследованиях // Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. C. 22–28.

31. Свенцицкий А.Л. Организационная психология. М.: Юрайт, 2014.

32. Сидоренко Е.В., Хрящева Н.Ю. Тренинг в практической подготовке психологов // Актуальные проблемы теории и практики / Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. C. 99–106.

33. Тимофеев Ю.Т., Мастаков А.А. Опыт системного социально-психологического исследования первичных производственных коллективов в изменяющихся условиях хозяйствования // Психологическое обеспечение социального развития человека // Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. C. 129–133.

34. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 4. С. 57–64.

35. Человек и его работа. Социологическое исследование / Под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина, В.А. Ядова. М.: Мысль, 1967.

36. Чикер В.А. Оценка персонала в организациях: современное видение // Социальная и экономическая психология. Сб. науч. трудов. Серия “Труды Института психологии РАН” / Отв. ред.: Т.А. Нестик, Ю.В. Ковалева. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2018. С. 246–253.

37. Чикер В.А. Психологическая диагностика организаций и персонала. СПб.: Изд-во “Речь”, 2003.

38. Gurieva S.D., Kazantseva T.V., Mararitsa L.V., Gundelakh O.E. Social Perceptions of Gender Differences and the Subjective Significance of the Gender Inequality Issue // Psychology in Russia: State of the Art. 2022. V. 15. № 2. P. 65–82.

39. Vorwerg M. Sozialpsychologisches Training. Jena: Wissenschaftliche Beiträge der Friedrich-Schiller-Universität Jena, 1971.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх