Борис Федорович Ломов в современных междисциплинарных исследованиях

 
Код статьиS020595920024339-8-1
DOI10.31857/S020595920024339-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник лаборатории психологии познавательных процессов и математической психологии
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 № 1
Страницы16-29
Аннотация

Представлен ряд примеров развития идей Б.Ф. Ломова в исследованиях, касающихся наиболее востребованных областей психологической науки и практики. Показано, что многие из этих идей находятся в общем тренде современных работ. В частности, интегративный подход, построенный на идее системности, дает ответы на многие вопросы интеграции качественных и количественных методов, особенно интенсивно обсуждаемых сейчас в связи с проблемами организации междисциплинарных исследований, поставленных практикой. Развитие идеи системной интеграции разных подходов и методов обеспечило создание детально разработанного и апробированного во многих академических и прикладных исследованиях инструментария. Когнитивно-коммуникативный подход, толчком для развития которого стали идеи Б.Ф. Ломова о взаимосвязи познания и общения, нашел свое воплощение в разработках проблемы совместной деятельности и лег в основу реализации многочисленных проектов, связанных, в частности, с управлением большими техническими системами и с обеспечением научно-организационной деятельности, в том числе с созданием новых информационно-коммуникационных технологий. Парадигма проектирования деятельности продолжает оставаться востребованной для проблематики взаимодействия человека и современной техники и решения вопросов рассогласования целей разработки новых технологий и их использования. Актуальными остаются положения антропоцентрического подхода о том, что любые технологии, в том числе искусственный интеллект, являются средством достижения целей, поставленных человеком. Современные исследования, выполненные в парадигме проектирования деятельности, подтверждают плодотворность этой парадигмы для прогресса в области создания перспективных технологий. Новый ракурс своего развития эти исследования получили в связи с задачами сохранения и передачи когнитивного опыта при решении проблем капитализации знаний и сохранения человеческого капитала. По аналогии с проектированием деятельности эти задачи трактуется как проектирование воспринимаемого качества опыта.

Ключевые словавосприятие, звук, общение, сравнение, свободные вербализации, воспринимаемое качество, вербальный портрет, перцептивная реконструкция
Источник финансированияИсследование выполнено в рамках Госзадания, проект № 0138-2022-0007 “Личностные и коммуникативные детерминанты познавательных процессов”. Министерство науки и высшего образования РФ.
Дата публикации26.02.2023
Кол-во символов39091
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 377

Оценка читателей: голосов 0

1. Ананьева К.И., Носуленко В.Н., Самойленко Е.С., Харитонов А.Н. Когнитивно-коммуникативная парадигма Б.Ф. Ломова: современное состояние и перспективы // Психологический журнал. 2017. Т. 38. №6. С. 17–29.

2. Богданова И.В., Носуленко В.Н. Современные тенденции применения смешанных методов в психологических исследованиях // Познание и переживание. 2021. Т. 2. № 3. С. 6–20.

3. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.

4. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72–80.

5. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986.

6. Кутахов В.П. Проблемы и направления интеллектуализации управления крупномасштабными авиационными системами. // XIV Всероссийская мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2021): материалы XIV мультиконференции (Дивноморское, Геленджик, 27 сентября – 2 октября 2021 г.): в 4 т. Ростов н/Д; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. Т. 3. С. 52–54.

7. Лазурский А.Ф. Об естественном эксперименте // Труды первого всероссийского съезда по экспериментальной психологии. СПб: Издание бюро съезда. 1911.

8. Лалу С., Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Средства общения в контексте индивидуальной и совместной деятельности // Общение и познание. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. С. 407–434.

9. Ломов Б.Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода // Инженерная психология / Под ред. Б.Ф. Ломова, В.Ф. Рубахина, В.Ф. Венды. М.: Наука, 1977.

10. Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 5. С. 26–42.

11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

12. Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 6. С. 8–28.

13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.

14. Ломов Б.Ф., Беляева А.В., Носуленко В.Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. Анализ признаков слухового образа. М.: Наука, 1986.

15. Носуленко В.Н. Психофизика сложного сигнала: проблемы и перспективы // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 2. С. 73–84.

16. Носуленко В.Н. Психофизика восприятия естественной среды. Проблема воспринимаемого качества. М.: ИП РАН, 2007.

17. Носуленко В.Н. Опыт использования информационно‑коммуникационных технологий в проведении научно‑организационных совещаний // Познание и переживание. 2020. Т. 1. № 1. С. 135–148.

18. Носуленко В.Н. Вопросы интеграции качественных и количественных методов в психологическом исследовании // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14. № 3. С. 4–16.

19. Носуленко В.Н. Когнитивно-коммуникативная парадигма Б. Ф. Ломова в изучении совместной деятельности по управлению космическим полетом // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. / Под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева, Ю.В. Бессоновой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. 2021. № 10. C. 155–169.

20. Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. “Познание и общение”: системная исследовательская парадигма // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 4. С. 5–16.

21. Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Исследование организационно-интеллектуальной деятельности // Public Administration. 2017. № 3–4. C. 255–264.

22. Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Распознавание сложных звуков по их вербальным портретам // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 5. С. 25–37.

23. Носуленко В.Н., Самойленко Е.С. Когнитивный опыт в составе человеческого капитала // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 2021–2022 / Под ред. Ю.С. Попкова, В.И. Тищенко и др. М.: ФИЦ ИУ РАН. 2022. № 40. С. 272–295.

24. Носуленко В.Н., Харитонов А.Н. Жизнь среди звуков. Психологические реконструкции. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018.

25. Технологии сохранения и воспроизведения когнитивного опыта / Под ред. В.Н. Носуленко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.

26. Щербинин И.П., Батайщиков А.А. Особенности применения распределенных децентрализованных систем контроля и управления в современных летательных аппаратах // XIV Всероссийская мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2021): материалы XIV мультиконференции (Дивноморское, Геленджик, 27 сентября — 2 октября 2021 г.): в 4 т. Ростов н/Д; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. Т. 3. С. 60–64.

27. Abric J.‑C. Psychologie de la communication : théories et méthodes. Paris: Armand Colin, 1999. (In French)

28. Åkerblad L., Seppänen-Järvelä R., Haapakoski K. Integrative Strategies in Mixed Methods Research // Journal of Mixed Methods Research. 2021. V. 15. № 2. P. 152–170.

29. Borys B.-B. Evaluation of auditory displays supporting aircraft approach and landing // Automated Systems Based on Human Skill: Symposium – Joint Design of Technology and Organization 2003 / Eds. J. Stahre, L. Mårtensson. Elsevier, 2004. P. 129–134.

30. Creswell J.W. Research design: qualitative, quantitative, and mixed method approaches. Thousand Oaks, CA.– L.: Sage Publications, 2002.

31. Ehn P. Scandinavian Design: On Participation & Skill // Usability: Turning technologies into tools / Eds. P.S. Adler, T.A. Winograd. New York: Oxford University Press. 1992. P. 96–132.

32. Fetters M., Molina-Azorin J. The Journal of Mixed Methods Researchstarts a new decade: The mixed methods research integration trilogy and its dimensions // Journal of Mixed Methods Research. 2017. V. 11. №. 3. P. 291–307.

33. Gourgand P. Les techniques de travail en groupe. Paris: Privat, 1989.

34. Handbook of mixed methods in social and behavioral research / Eds. A.M. Tashakkori, C.B. Teddlie. Thousand Oaks: SAGE Publications, 2003.

35. Hasbrook A.H., Rasmussen P.G. Aural Glide Slope Cues: Their Effect on Pilot Performance during In-Flight Simulated ILS Instrument Approaches. Department of Transportation, Federal Aviation Administration, Office of Aviation Medicine, Washington, D.C. 1971.

36. Hesse-Biber S. Mixed methods research: the “thingness” problem // Qualitative Health Research. 2015. V. 26. № 6. P. 775–788.

37. Lahlou S., Nosulenko V., Samoylenko E. Numériser le travail. Théories, méthodes, expérimentations. Paris: Lavoisier, 2012. (In French)

38. Le Bellu S., Lahlou S., Nosulenko V., Samoylenko E. Studying activity in manual work: A framework for analysis and training // Le Travail Humain. 2016. V. 79. № 1. P. 7–29.

39. Morgan D.L. Integrating qualitative and quantitative methods. A Pragmatic Approach. London: Sage Publications. 2013.

40. Morgan D.L. After Triangulation, What Next? // Journal of Mixed Methods Research. Apr. 6, 2022, OnlineFirst.

41. Morse J.M., Niehaus L. Mixed method design: Principles and procedures. Walnut Creek: Left Coast Press, 2009.

42. Norman D.A., Draper S. (Eds.). User centered system design: New perspectives in Human Computer Interaction. Hillsdale; NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 1986.

43. Nosulenko V. Communication in problems involving the evaluation of signals // Soviet Education, 1979. V. 21. № 3. P. 71–88.

44. Nosulenko V., Samoylenko E. Approche systémique de l’analyse des verbalisations dans le cadre de l’étude des processus perceptifs et cognitifs. // Social Science Information. 1997. V. 36. № 2. P. 223–261. (In French)

45. Nosulenko V., Samoylenko E. Evaluation de la qualité perçue des produits et services: approche interdisciplinaire // International Journal of Design and Innovation Research, 2001, V. 2. № 2. P. 35–60. (In French)

46. Samoylenko E., McAdams S., Nosulenko V. Systematic analysis of verbalizations produced in comparing musical timbres // International Journal of Psychology, 1996. V. 31. № 6. P. 255–278.

47. Strauss A., Corbin J. Basics of Qualitative Research. Techniques and Procedures for Developing Grounded Theory. 2nd ed. Thousand Oaks; CA: Sage, 1998.

48. Tashakkori A., Johnson R.B., Teddlie C. Foundations of Mixed Methods Research: Integrating Quantitative and Qualitative Approaches in the Social and Behavioral Sciences (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2021.

49. Titscher S., Meyer M., Wodak R., Vetter E. Methods of Text and Discourse Analysis. London: Sage, 2000.

50. Thomas D.R. A general inductive approach for analyzing qualitative evaluation data // American Journal of Evaluation. 2006. V. 12. № 2. P. 237–246.

51. Uprichard E., Dawney L. Data diffraction: Challenging data integration in mixed methods research // Journal of Mixed Methods Research. 2019. V. 13. № 1. P. 19–32.

52. Waller M.R., Nepomnyaschy L., Miller D.P., Mingo M. Using a narrative approach to analyze longitudinal mixed methods data // Journal of Mixed Methods Research. 2021. V. 15. № 2. P. 261–283.

53. Willig C. Introducing Qualitative Research in Psychology. Adventures in Theory and Method. Buckingham: Open University Press, 2001.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх