Совещание по вопросам психологии 1952 г. (к 70-летию проведения)

 
Код статьиS020595920022785-9-1
DOI10.31857/S020595920022785-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор, научный руководитель Института психологии РАН
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1
Должность: Доцент кафедры психологии управления
Аффилиация: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Адрес: пр. Гагарина, 23
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 5
Страницы71-80
Аннотация

Авторами предпринята попытка по-новому взглянуть и оценить значимое для российской психологической науки событие — Совещание по психологии, созванное по инициативе Президиума Академии педагогических наук РСФСР (30 июня — 5 июля 1952 г.), семидесятилетие которого отмечается в 2022 г. Совещание организовали через два года после Объединенной научной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова (28 июня — 4 июля 1950 г.); перед психологами была поставлена задача: ответить на вопрос: «что сделано для перестройки психологии в свете учения И.П. Павлова и работы И.В. Сталина “Марксизм и вопросы языкознания”». Проведен анализ выступлений его участников, опубликованных в специально изданных материалах совещания, проанализированы статьи из периодических изданий, предварявших начало данного памятного мероприятия. Впервые рассмотрены доклады выступавших — преподавателей психологии, приехавших из периферийных вузов — с точки зрения тех проблем, которые их волновали: преподавание психологии в школе и вузе, вопросы преемственности психологического знания, т. е. преддверие истории психологии как научной отрасли, расширение проблемного поля психологической науки. Важным итогом проведенного анализа материалов, отраженных в материалах совещания, можно считать то, что и в текстах выступлений, и в постановлении совещания намечены реалистичные шаги по развитию психологии, большая часть которых была осуществлена. Показано, что совещание вызвало большой интерес психологов, способствовало укреплению методологических позиций психологии и ее научно-организационных структур.

Ключевые словаистория психологии, Совещание по психологии 1952 г., Академия педагогических наук РСФСР, перестройка психологии, учение И.П. Павлова, предмет психологии, методика преподавания психологии, учебники по психологии
Дата публикации16.11.2022
Кол-во символов30189
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 305

Оценка читателей: голосов 0

1. Ананьев Б.Г. Тридцать лет советской психологии // Советская педагогика. 1947. № 11. С. 41–55.

2. Ананьев Б.Г. Успехи советской психологии. Стенограмма публичной лекции, прочитанной 12 декабря 1947 г. в Ленинграде. Л.: Лениздат, 1948.

3. Артемьева О.А. К 70-летию Павловской сессии: американская историография советской психологии // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 1. С. 122–131.

4. Архив РАН. Ф. 82. Оп. 1. Д. 164.

5. Бойко Е.И. Некоторые вопросы перестройки психологии на основе учения И.П. Павлова в психологии // Вопросы философии. 1952. № 1. С. 161–168.

6. Варнакова Е.Д., Сахарова Т.А. О защищенных диссертациях по психологии // Вопросы философии. 1952. № 1. С. 220–224.

7. Гоноболин Ф. О дальнейшем развитии психологической науки // Учительская газета. 1951. № 69. 29 августа. С. 2.

8. Добренко Е. Поздний сталинизм: эстетика политики. В 2-х тт. Т. 2. М.: Новое литературное обозрение, 2020.

9. Журавлев А.Л., Почебут Л.Г. Направления и проблемы развития отечественной психологии в послевоенные годы (по материалам конференции в Ленинградском университете в 1947 г.) // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 2. С. 88–97.

10. Журавлев А.Л., Стоюхина Н.Ю. “Павловская” сессия глазами психологов (к 70-летию проведения) // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 5. С. 4–12.

11. Журавлев А.Л., Стоюхина Н.Ю. Б.М. Теплов и Б.Г. Ананьев в юбилейных докладах к тридцатилетию советской власти // Международная конференция, посвященная 125-летию со дня рождения Б.М. Теплова “Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм” / Под ред. М.К. Кабардова, Ю.П. Зинченко, А.К. Осницкого. М.: ПИ РАО, 2021. 570 с. С. 73–77.

12. Козева Т.А. Против проявлений дуализма в физиологии и психологии // Вопросы философии. 1952. № 5. С. 248–249.

13. Левентуев П. Почему же отстает психологическая наука? // Учительская газета. 1951. № 46. 9 июня. С. 2.

14. Леонтьев А. Преодолеть отставание психологической науки // Учительская газета. 1951. № 17. 28 февраля. С. 2.

15. Мансуров Н.С. За применение и развитие учения И.П. Павлова в психологии // Вопросы философии. 1952. № 1. С. 153–160.

16. Материалы совещания по психологии. Стенографический отчет. Известия Академии педагогических наук РСФСР. Вып. 45. М.: АПН РСФСР, 1953.

17. Менчинская Н.А., Соколов В.А., Шемякин Ф.Н. К итогам Совещания по вопросам психологии // Советская педагогика. 1952. № 8. С. 88–99.

18. Почебут Л.Г. Актуальные проблемы психологии в послевоенный период (1945-1946 гг.) // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2022. Том 7. № 1(25). С. 129–147.

19. Преодолеть отставание психологии! // Литературная газета. 1952. 28 июня. № 78. С. 3.

20. Рубинштейн С.Л. Пути и достижения советской психологии (О сознании и деятельности человека) // Вестник Академии наук СССР. 1945. № 4. С. 67–84.

21. Рубинштейн С.Л. Учение И.П. Павлова и некоторые вопросы перестройки психологии // Вопросы философии. 1952. № 3. С. 197–210.

22. Самарин Ю. За творческое развитие психологии // Учительская газета. 1951. № 42. 26 мая. С. 2.

23. Стоюхина Н.Ю. Взаимодействие и противостояние психологии и физиологии в школьных учебниках в СССР в 1950-х гг. // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Вып. 2. С. 76–86.

24. Стоюхина Н.Ю. Психология в послевоенной советской школе: забота партии о детях // История российской психологии в лицах: дайджест. 2018. № 3. С. 49–69.

25. Стоюхина Н.Ю., Журавлев А.Л. “Павловская” сессия: новое прочтение // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 5. С. 49–58.

26. Творческая сила советской науки // Правда. 1951. 3 февраля. № 36. С. 1.

27. Теплов Б.М. Советская психологическая наука за 30 лет. Стенограмма публичной лекции, прочитанной 13 октября 1947 года в Доме Союзов в Москве. М.: Изд-во “Правда”, 1947.

28. Шемякин Ф.Н. Вопрос о представлениях в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова // Вопросы философии. 1952. № 2. С. 98–111.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх