О психофизическом принципе (предмет психологии)

 
Код статьиS020595920020492-7-1
DOI10.31857/S020595920020492-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры общей и экспериментальной психологии департамента психологии факультета социальных наук
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Москва, Российская Федерация
Должность: Заведующий кафедрой общей и социальной психологии
Аффилиация: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского
Адрес: ул .Республиканская, д.108/1
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 3
Страницы15-24
Аннотация

Предпринят анализ одной из “вечных” проблем в психологии — проблемы психофизического принципа. Отмечается, что в отечественной психологии наиболее глубокая проработка принципа психофизического единства осуществлена выдающимся философом и психологом С.Л. Рубинштейном. Позиция авторов состоит в том, что принцип психофизического единства сохраняет свое значение для современной психологии, но накопившиеся эмпирические данные и теоретические знания позволяют его существенно развить. Отдавая должное взглядам С.Л. Рубинштейна, отталкиваясь от его понимания данного принципа, авторы ставят следующие задачи: рассмотреть роль отражения как основного процесса, определяющего формирование психики; проанализировать роль субъекта в порождении психического; признавая в общей форме утверждения о психофизическом единстве, рассмотреть фундаментальную проблему существования психического как самостоятельной субстанции, тем самым определить онтологический статус психического; рассмотреть вопрос о том, как психическое может определять активность физиологического. В исследовании содержится ответ на поставленные вопросы, что позволяет подойти к решению вопроса о предмете психологии. Отмечается, что актуальность подобного рода вопросов и ответов на них возрастает в связи с ростом популярности нейронаук, интенсивно осваивающих и претендующих на освоение проблемного поля, традиционно относящегося к области психологии.

Ключевые словапсихология, методологические принципы, психофизический принцип, С.Л. Рубинштейн, психофизическое единство, принцип функциональной независимости психики, отражение, предмет психологии, внутренний мир человека
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 18-18-00157.
Дата публикации23.06.2022
Кол-во символов31684
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 562

Оценка читателей: голосов 0

1. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: АСТ, 2013.

2. Дельгадо Х. Мозг и сознание / Пер. с англ. канд. мед. наук Л.Я. Белопольского. М.: Мир, 1971. 263 с.

3. Зинченко В.П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Труды Ярославского методологического семинара: Методология психологии. Ярославль, 2003.

4. Ланге Н.Н. Принципы современной психологии // Научное наследие Н.Н. Ланге в университетской библиотеке: монография / Авт.-сост. В.И. Подшивалкина и др. Одесса: Астропринт, 2010. С. 202–219.

5. Мазилов В.А. Биосоциальная проблема в контексте методологии психологической науки // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 3. С.122–130.

6. Мазилов В.А. Предмет психологии. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. 186 с.

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2003.

8. Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизиологический параллелизм // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1966, №. I, II. С. 185–189.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений и университетов. Изд. 2-е. М.: Госучпедизд., 1946.

11. Рубинштейн С.Л. Основы психологии: Пособие для высших педагогических учебных заведений. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935.

12. Рубинштейн С.Л. Психология / Под ред. А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплого. М.: Учпедгиз, 1956.

13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.: Питер, 2012.

14. Скворцов И.А. Развития нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения). М.: Тривола, 2000.

15. Шадриков В.Д. Возвращение души: теоретические основания и методология психологической науки. М.: Институт психологии РАН, 2021.

16. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект пресс, 2007.

17. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006. 392 с.

18. Шадриков В.Д. Неокогнитивная психология. М.: Университетская книга, 2017.

19. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: Издательство “Институт психологии РАН”, 2019. 274 с.

20. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 411 с.

21. Эшби У.Р. Конструкция мозга (происхождение адаптивного поведения). М.: Иностранная литература, 1962.

22. James W. The Principles of Psychology. London: Macmillan and Co, 1890. V.1. XII, 689 p; V.2. VI, 704 p.

23. Piaget J. L'explication en psychologie et le parallélisme psychophysiologique // P. Fraisse, J. Piaget et M. Reuchlin. Traité de psychologie expérimentale. V. I, Histoire et méthode. Paris: Presses univ. de France, 1963, pp. 121–152.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх