Идеализация тела в социальных медиа

 
Код статьиS020595920018771-4-1
DOI10.31857/S020595920018771-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры клинической психологии и психотерапии
Аффилиация: Московский государственный психолого-педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Московский государственный психолого-педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 2
Страницы128-141
Аннотация

Рассмотрены социокультурные риски, психологические последствия и инструменты идеализации тела, а также типы контента в социальных сетях, связанные с презентацией телесных идеалов. Социокультурные риски определены через широко обсуждаемую тенденцию объективации/сексуализации женского тела, которая подвергается критике во многих исследованиях из-за неблагоприятных последствий как для психического здоровья, так и межличностных отношений в целом. Следствием объективации выступает самообъективация — нарушение субъектной позиции в отношении тела. Самообъективация вносит вклад в формирование психологической уязвимости из-за внешнего вида (отчуждение от тела, стыд тела, негативная оценка внешности, чувствительность к отвержению из-за внешности), что может привести к депрессии и расстройствам пищевого поведения. В социальных медиа самообъективация оказывается в основе поведения, сфокусированного на внешности. В качестве одного из инструментов идеализации тела рассматривается автопортрет (селфи). Описаны два типа контента социальных медиа, ориентированных на достижение идеального тела: “#thinspiration” (букв. “вдохновение худобой”, мотивирует к похудению) и “#fitspiration” (букв. “вдохновение стройностью”, мотивирует к достижению спортивного телосложения). В обоих случаях идеалы физической привлекательности ассоциируются с их сексуализированной демонстрацией, призывом к ограничениям питания и физическим нагрузкам, репрессивным по отношению к биологическим потребностям и сигналам тела, следствием чего оказывается сфокусированность на внешности в ущерб физическому и психическому здоровью. 

Ключевые словаидеализация тела, неудовлетворенность телом, социальные медиа, объективация, самообъективация, социальные сравнения, чувствительность к отвержению из-за внешности, нарушения психического здоровья
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-013-00429.
Получено25.04.2022
Дата публикации11.05.2022
Кол-во символов27790
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1808

Оценка читателей: голосов 0

1. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 1. С. 66–83.

2. Гаранян Н.Г. Теория социального сравнения в клинической психологии // Психологический журнал. 2015. Т. 36. №4. С. 36–49.

3. Григорьева Д.А., Польская Н.А. Идеализация тела в социальных сетях как фактор риска нарушений пищевого поведения у девушек // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) “Возможности и риски цифровой среды”. Сборник материалов конференции (тезисов). Т. 2. / ред. Басилова Т.А. и др. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 346–348.

4. Знаков В.В. Психология возможного: Новое направление исследований понимания. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2021.

5. Лабунская В.А. Взаимовлияние самооценок привлекательности внешнего облика, его вклада в положение человека в обществе и самоотношения студентов // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. C. 37–46. DOI: 10.17759/pse.2019240504

6. Лабунская В.А. Отношение к внешнему облику, его ценность и значимость как факторы субъективного благополучия молодых людей // Социальная психология и общество. 2019. Т.10. № 3. С. 51–66. DOI: 10.17759/sps.2019100304

7. Никифорова Е.Ф., Хухлаева О.В. Особенности самопрезентации посредством селфи // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы III Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева (10–11 мая 2018 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. C. 62–65.

8. Польская Н.А., Цейтлина М.Д., Якубовская Д.К. Чувствительность к отвержению и психическое здоровье // Вопросы психологии. 2020. №5. Т. 66. С. 119–129.

9. Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 156–174. DOI: 10.17759/cpp.20192703010

10. Разваляева А.Ю., Польская Н.А. Русскоязычная адаптация методик “Чувствительность к отвержению из-за внешности” и “Страх негативной оценки внешности” // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 4. С. 118–143. DOI: 10.17759/cpp.2020280407

11. Самойленко Е.С. Проблемы сравнения в психологическом исследовании. М.: Институт психологии РАН, 2010.

12. Холмогорова А.Б., Тарханова П.М. Стандарты внешности и культура: роль физического перфекционизма и его последствия для здоровья подростков и молодежи // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 52–64.

13. Якубовская Д.К., Польская Н.А. Идеал “худого тела” и самообъективация в социальных медиа // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) “Возможности и риски цифровой среды”. Сборник материалов конференции (тезисов). Т. 2. / ред. Басилова Т.А., и др. М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 368–371.

14. Alberga A.S., Withnell S.J., von Ranson K.M. Fitspiration and thinspiration: a comparison across three social networking sites // Journal of Eating Disorders. 2018. Vol. 6 (1). P. 1-10. DOI: 10.1186/s40337-018-0227-x

15. American Psychological Association, Task Force on the Sexualization of Girls. Report of the APA task force on the sexualization of girls. Washington, DC: American Psychological Association, 2007. Retrieved from http://www.apa.org/pi/women/pro grams/girls/report-full.pdf (дата обращения: 13.04.2021).

16. Aubrey J. S., Gerding A. The cognitive tax of self-objectification: Examining sexually objectifying music videos and female emerging adults’ cognitive processing of subsequent advertising // Journal of Media Psychology: Theories, Methods, and Applications. 2015. Vol. 27 (1). P. 22–32. DOI: 10.1027/1864-1105/a000128

17. Bearman S.K., Martinez E., Stice E. et al. The skinny on body dissatisfaction: A longitudinal study of adolescent girls and boys //Journal of youth and adolescence. 2006. Vol. 35 (2). P. 217–229.

18. Boepple L., Thompson J. K. A content analytic comparison of fitspiration and thinspiration websites //International Journal of Eating Disorders. 2016. Vol. 49 (1). P. 98–101. DOI:10.1002/eat.22403

19. Calogero R.M. Operationalizing self-objectification: Assessment and related methodological issues / In R.M. Calogero, S. Tantleff-Dunn, & J.K. Thompson (Eds.) // Self-objectification in women: Causes, consequences, and counteractions. Washington, DC: American Psychological Association, 2011. Р. 23–50. DOI: 10.1037/12304-002

20. Chang L., Li P., Loh R. S. M. et al. A study of Singapore adolescent girls’ selfie practices, peer appearance comparisons, and body esteem on Instagram // Body image. 2019. Vol. 29. P. 90–99. DOI:10.1016/j.bodyim.2019.03.005

21. Cohen R., Newton-John T., Slater A. ‘Selfie’-objectification: The role of selfies in self-objectification and disordered eating in young women //Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 79. P. 68–74. DOI:10.1016/j.bodyim.2019.03.005

22. de Vries D. A., Peter J., Nikken P. et al. The effect of social network site use on appearance investment and desire for cosmetic surgery among adolescent boys and girls //Sex Roles. 2014. Vol. 71 (9–10). P. 283–295. DOI:10.1007/s11199-014-0412-6

23. Deighton-Smith N., Bell B.T. Objectifying fitness: A content and thematic analysis of# fitspiration images on social media //Psychology of Popular Media Culture. 2018. Vol. 7(4). P. 467–483. DOI:10.1037/ppm0000143

24. Dhir A., Pallesen S., Torsheim T., et al. Do age and gender differences exist in selfie-related behaviours? Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 63. P. 549–555. DOI:10.1016/j.chb.2016.05.053

25. Fardouly J., Willburger B. K., Vartanian L. R. Instagram use and young women’s body image concerns and self-objectification: Testing mediational pathways //New Media & Society. – 2018. – Т. 20. – №. 4. – С. 1380-1395. DOI: 10.1177/1461444817694499

26. Fox J., Vendemia M.A., Smith M.A. et al. Effects of taking selfies on women’s self-objectification, mood, self-esteem, and social aggression toward female peers //Body image. 2021. Vol. 36. P. 193–200. DOI: 10.1016 / j.bodyim.2020.11.011

27. Fredrickson B., Roberts T., Noll S. et al. That swimsuit becomes you: sex differences in self-objectification, restrained eating, and math performance // Journal of personality and social psychology. 1998. Vol. 75(1). P. 269–284. DOI:10.1037/0022-3514.75.1.269

28. Fredrickson B.L., Roberts T.A. Objectification theory: Toward understanding women's lived experiences and mental health risks // Psychology of women quarterly. 1997. Vol. 21(2). P. 173–206. DOI:10.1111/j.1471-6402.1997.tb00108.x

29. Galdi S., Maass A., Cadinu M. Objectifying media: Their effect on gender role norms and sexual harassment of women //Psychology of Women Quarterly. 2014. Vol. 38(3). P. 398–413. DOI: 10.1177/0361684313515185

30. Ghaznavi J., Taylor L.D. Bones, body parts, and sex appeal: An analysis of# thinspiration images on popular social media // Body image. 2015. Vol. 14. P. 54–61. DOI:10.1016/j.bodyim.2015.03.006

31. Grabe S., Ward L.M., Hyde J.S. The role of the media in body image concerns among women: a meta-analysis of experimental and correlational studies //Psychological bulletin. 2008. Vol. 134 (3). P. 460–476. DOI: 10.1037/0033-2909.134.3.460

32. Groesz L., Levine M., Murnen S. The effect of experimental presentation of thin media images on body satisfaction: A meta-analytic review // The International journal of eating disorders. 2002. Vol. 31 (1). P. 1–16. DOI:10.1002/eat.10005

33. Hanna E., Ward L.M., Seabrook R.C. et al. Contributions of Social Comparison and Self-Objectification in Mediating Associations Between Facebook Use and Emergent Adults’ Psychological Well-Being // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017. Vol. 20 (3). P. 172–179. DOI:10.1089/cyber.2016.0247

34. Hawes T., Zimmer-Gembeck M.J., Campbell S.M. Unique associations of social media use and online appearance preoccupation with depression, anxiety, and appearance rejection sensitivity // Body Image. 2020. Vol. 33. P. 66–76. DOI:10.1016/j.bodyim.2020.02.010

35. Holland E., Koval P., Stratemeyer M. et al. Sexual objectification in women's daily lives: A smartphone ecological momentary assessment study // British Journal of Social Psychology. 2017. Vol. 56 (2). P. 314–333. DOI:10.1111/bjso.12152

36. Holland G., Tiggemann M. A systematic review of the impact of the use of social networking sites on body image and disordered eating outcomes // Body image. 2016. Vol. 17. P. 100–110. DOI: 10.1016/j.bodyim.2016.02.008

37. Jarman H., Marques M., McLean S. et al. Social media, body satisfaction and well-being among adolescents: A mediation model of appearance-ideal internalization and comparison // Body Image. 2021. Vol. 36. P. 139–148. DOI: 10.1016/j.bodyim.2020.11.005

38. Kapidzic S., Herring S.C. Race, gender, and self-presentation in teen profile photographs // New Media & Societу. 2015. Vol. 17(6). P. 958–976. DOI: 10.1177/1461444813520301

39. Karsay K, Knoll J, Matthes J. Sexualizing Media Use and Self-Objectification: A Meta-Analysis // Psychology of Women Quarterly. 2018. Vol. 42(1). P. 9–28. DOI: 10.1177/0361684317743019

40. Lee M., Lee H. Social media photo activity, internalization, appearance comparison, and body satisfaction: The moderating role of photo-editing behavior // Computers in Human Behavior. 2021. Vol.114. DOI:10.1016/j.chb.2020.106579

41. Lewis S. P., Arbuthnott A. E. Searching for Thinspiration: The Nature of Internet Searches for Pro-Eating Disorder Websites // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2012. Vol. 15(4). P. 200–204. DOI:10.1089/cyber.2011.0453

42. Lin L.F., Kulik J.A. Social Comparison and Women’s Body Satisfaction // Basic and Applied Social Psychology. Vol. 24(2). P. 115–123. DOI:10.1207/s15324834basp2402_4

43. Lupton D. Digital media and body weight, shape, and size: An introduction and review // Fat Studies. 2016. Vol. 6(2). P. 119–134. DOI:10.1080/21604851.2017.1243392

44. McLean S.A., Paxton S.J., Wertheim E.H et al. Photoshopping the selfie: Self photo editing and photo investment are associated with body dissatisfaction in adolescent girls // International Journal of Eating Disorders. 2015. Vol. 48(8). P. 1132–1140. DOI:10.1002/eat.22449

45. Mills J.S., Musto S., Williams L. et al. “Selfie” harm: Effects on mood and body image in young women // Body image. 2018. Vol. 27. P. 86–92. DOI: 10.1016/j.bodyim.2018.08.007

46. Muehlenkamp J. J., Saris–Baglama R.N. Self–objectification and its psychological outcomes for college women // Psychology of Women Quarterly. 2002. Vol. 26(4). P. 371–379. DOI: 10.1111/1471-6402.t01-1-00076

47. Noll S.M., Fredrickson B.L. A Mediational Model Linking Self-Objectification, Body Shame, and Disordered Eating // Psychology of Women Quarterly. 1998. Vol. 22(4). P. 623–636. DOI:10.1111/j.1471-6402.1998.tb00181.x

48. Park L.E., DiRaddo A.M., Calogero R.M. Sociocultural influence and appearance-based rejection sensitivity among college students // Psychology of Women Quarterly. 2009. Vol. 33(1). P. 108–119. DOI:10.1111/j.1471-6402.2008.01478.x

49. Perloff R.M. Social media effects on young women’s body image concerns: Theoretical perspectives and an agenda for research // Sex Roles. 2014. Vol. 71(11–12). P. 363–377. DOI: 10.1007/s11199-014-0384-6

50. Robinson L., Prichard I., Nikolaidis A. et al. Idealised media images: The effect of fitspiration imagery on body satisfaction and exercise behaviour // Body image. 2017. Vol. 22. P. 65–71. DOI: 10.1016/j.bodyim.2017.06.001

51. Shin Y., Kim M., Im C. et al. Selfie and self: The effect of selfies on self-esteem and social sensitivity //Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 111. P. 139–145. DOI: 10.1016/j.paid.2017.02.004

52. Slater A., Tiggemann M. The influence of maternal self-objectification, materialism and parenting style on potentially sexualized “grown up” behaviours and appearance concerns in 5–8 year old girls // Eating Behaviors. 2016. Vol. 22. P. 113–118. DOI:10.1016/j.eatbeh.2016.05.002

53. Strelan P., Hargreaves D. Women who objectify other women: The vicious circle of objectification? //Sex roles. 2005. Vol. 52(9–10). P. 707–712. DOI: 10.1007/s11199-005-3737-3

54. Talbot C.V., Gavin J., van Steen T. et al. A content analysis of thinspiration, fitspiration, and bonespiration imagery on social media // Journal of eating disorders. 2017. Vol. 5(1). P. 1–8.

55. Tiggemann M., Anderberg I., Brown Z. Uploading your best self: Selfie editing and body dissatisfaction //Body image. 2020. Vol. 33. P. 175–182. DOI:10.1016/j.bodyim.2020.03.002

56. Tiggemann M., Miller J. The Internet and adolescent girls’ weight satisfaction and drive for thinness // Sex roles. 2010. Vol. 63(1–2). P. 79–90. DOI:10.1093/jpepsy/jsv021

57. Tiggemann M., Slater A. The role of self-objectification in the mental health of early adolescent girls: Predictors and consequences //Journal of pediatric psychology. 2015. Vol. 40(7). P. 704–711. DOI: 10.1093/jpepsy/jsv021

58. Tiggemann M., Zaccardo M. “Strong is the new skinny”: A content analysis of #fitspiration images on Instagram // Journal of Health Psychology. 2016. Vol. 23(8). P. 1003–1011. DOI:10.1177/1359105316639436

59. Trekels J., Eggermont S. Me, myself, and my favorite media figure: An objectification perspective on the role of media and peers in early adolescents’ self-sexualization // Mass Communication and Society. 2021. Vol. 24(1). P. 31–56. DOI: 10.1080/15205436.2020.1817943

60. Vendemia M.A., DeAndrea D.C. The effects of engaging in digital photo modifications and receiving favorable comments on women’s selfies shared on social media // Body Image. 2021. Vol. 37. P. 74–83. DOI: 10.1016 / j.bodyim.2021.01.011

61. Wang T., Brede M., Ianni A. et al. Social interactions in online eating disorder communities: A network perspective //PloS one. 2018. Vol. 13(7): e0200800. DOI:10.1371/journal.pone.0200800

62. Ward L. M. Media and sexualization: State of empirical research, 1995–2015 // The Journal of Sex Research. 2016. Vol. 53(4–5). P. 560–577. DOI: 10.1080/00224499.2016.1142496

63. Yellowlees R., Dingemans A.E., Veldhuis J. et al. Face yourself (ie): Investigating selfie-behavior in females with severe eating disorder symptoms //Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 101. P. 77–83. DOI: 10.1016/j.chb.2019.07.018.

64. Zurbriggen E.L., Ramsey L.R., Jaworski B.K. Self-and partner-objectification in romantic relationships: Associations with media consumption and relationship satisfaction // Sex roles. 2011. Vol. 64(7). P. 449–462. DOI: 10.1007/s11199-011-9933-4

Система Orphus

Загрузка...
Вверх