Взаимосвязь использования цифровых устройств и развития регуляторных функций у дошкольников

 
Код статьиS020595920018769-1-1
DOI10.31857/S020595920018769-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: москва, , ул. Моховая, д. 11
Должность: Доцент, кафедра психологии образования и педагогики факультета психологии
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Моховая ул., 11, стр. 9
Должность: заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 43 № 1
Страницы51-59
Аннотация

Современные дошкольники активно пользуются цифровыми устройствами, что неизбежно влияет на развитие их регуляторных функций. Проведено исследование с участием 417 детей в возрасте 6–7 лет, посещавших детские сады г. Москвы. Показано, что дети, пользующиеся цифровыми устройствами раз в неделю, имеют более высокий уровень развития слуховой рабочей памяти, когнитивной гибкости и сдерживающего контроля, чем дети, пользующиеся цифровыми устройствами 3–4 раза в неделю. Знание о том, что цифровые устройства можно использовать для общения, и опыт личного использования цифровых устройств для общения связаны с более высоким уровнем регуляторных функций. Осведомленность о возможности использовать цифровые устройства как средство для получения информации и передачи ее другим людям связано с более высоким уровнем развития зрительной рабочей памяти. На основе полученных результатов сделан вывод о необходимости контроля со стороны взрослых над использованием цифровых устройств детьми.

Ключевые словадошкольный возраст, цифровые устройства, регуляторные функции, рабочая память, когнитивная гибкость, сдерживающий контроль, экранное время
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, грант 19-29-14088 мк.
Дата публикации01.03.2022
Кол-во символов21276
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современном мире дошкольники активно пользуются цифровыми устройствами (ЦУ): среднее ежедневное экранное время детей старшего дошкольного возраста составляет около 3 часов [7; 8]. Одним из ключевых достижений в старшем дошкольном возрасте является развитие регуляторных функций (РФ), которые служат важным предиктором успешности будущего обучения в школе [6; 28]. В современной зарубежной психологии под РФ понимается группа когнитивных навыков, обеспечивающих целенаправленное решение задач и адаптивное поведение в новых ситуациях [4]. Широко используемой и доказавшей свою применимость к детскому возрасту [1; 17] на данный момент является модель А. Мияке, в которой выделяются три основных взаимосвязанных, но рассматриваемых отдельно, компонента РФ: 1) рабочая память, 2) когнитивная гибкость, 3) сдерживающий контроль [26].
2 Распространенность цифрового досуга среди дошкольников и “чувствительность” этого возраста к развитию РФ обусловливают актуальность изучения взаимосвязи использования ЦУ и развития РФ у современных дошкольников. На данный момент проведено мало исследований об использовании детьми ЦУ, где сведения собирались бы непосредственно от самих дошкольников [9]. Таким образом, новизна исследования заключается в том, что предпочтения в отношении цифровых активностей изучены со слов самих дошкольников.
3 Существует два основных направления исследований взаимосвязи использования ЦУ и развития РФ у детей: связь развития РФ с экранным временем и с контентом. Показано, что длительное время, проведенное у экранов ЦУ, связано с более низким уровнем развития произвольности у дошкольников [8; 11; 24; 25; 27]; а экранное время в раннем детстве отрицательно коррелирует с уровнем РФ в 5–7 лет [15; 16]. Показано, что ранний возраст начала регулярного просмотра телевизора связан с более слабыми РФ в 4–5 лет [27]. Однако в ряде исследований выявлено, что корреляции исчезают при учете контента [11; 24] и участия родителей в использовании ЦУ [13]. Также существуют результаты, говорящие о том, что у детей, не входящих в группы риска по социально-экономическим критериям, экранное время не связано с уровнем РФ, кроме ситуаций критического превышения его суточных норм [21]. Кроме того, показано, что влияние контента на РФ намного более значимо по сравнению с влиянием экранного времени [30]. Так, дети, которые смотрят больше материалов, предназначенных для взрослых, имеют более низкий уровень РФ [11]; а время просмотра детских образовательных программ положительно коррелирует с РФ [24; 30]. В одном из исследований обнаружено положительное влияние использования образовательного мобильного приложения на РФ и не обнаружено после просмотра развлекательного мультфильма [19]. В серии экспериментов показано, что уровень РФ у дошкольников ниже после просмотра фантастических мультфильмов по сравнению с уровнем РФ после просмотра реалистичных мультфильмов или участия в игре или чтении [23].

Всего подписок: 3, всего просмотров: 437

Оценка читателей: голосов 0

1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Диагностика уровня развития регуляторных функций в дошкольном возрасте // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 16 (2). С. 94–109.

2. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А. Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 6. С. 120–130.

3. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 82–92.

4. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А. Применение компьютерных игровых технологий для развития регуляторных функций дошкольников // Российский психологический журнал. 2017. 14(3). С. 106–132.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. / Под. ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

6. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно–историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 9–15. DOI: 10.17759/chp.2015110302

7. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. № 2(34). С. 25–32.

8. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 97–118. DOI:10.17759/cpp.2019270307

9. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78–84.

10. AAP council on communications and media. Media and Young Minds. Pediatrics. 2016. 138(5):e20162591. DOI: 10.1542/peds.2016-2591

11. Barr R., Lauricella A., Zack E., Calvert S. L. Infant and early childhood exposure to adult-directed and child-directed television programming relations with cognitive skills at age four // Merrill-Palmer Quarterly. 2010. V. 56. P. 21–48.

12. Bernier A., Carlson S. M., Whipple N. From external regulation to self-regulation: Early parenting precursors of young children's executive functioning // Child Development. 2010. V. 81(1). P. 326–339. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2009.01397.x

13. Blankson A. N., O’Brien M., Leerkes E. M., Calkins S. D., Marcovitch S. (2015). Do hours spent viewing television at ages 3 and 4 predict vocabulary and executive functioning at age 5? // Merrill-Palmer Quarterly. 2015. V. 61. P. 264–289.

14. Carlson S. M., White, R. E. Executive function, pretend play, and imagination. In M. Taylor (Ed.), Oxford library of psychology. The Oxford handbook of the development of imagination. P. 161–174. New York, NY: Oxford University Press, 2013.

15. Cliff D. P., Howard S. J., Radesky J. S., McNeill J., Vella S. A. Early Childhood Media Exposure and Self-Regulation: Bi-Directional Longitudinal Associations // Academic pediatrics. 2018. V. 18(7). P. 813–819. doi.org/10.1016/j.acap.2018.04.012

16. Corkin M.T., Peterson E.R., Henderson A., Waldie K.E., Reese E., Morton S. Preschool screen media exposure, executive functions and symptoms of inattention/hyperactivity // Journal of Applied Developmental Psychology. 2021. V. 73. doi: 10.1016/j.appdev.2020.101237

17. Diamond A. Executive Functions // Annual Review of Psychology. 2013. V. 64. P. 135–168. doi:10.1146/annurev-psych-113011-143750

18. Dye M.W., Green C.S., Bavelier D. The development of attention skills in action videogame players // Neuropsychologia. 2009. V. 47. P. 1780–1789. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2009.02.002

19. Huber B., Yeates M., Meyer D., Fleckhammer L., Kaufman J. The effects of screen media content on young children’s executive functioning // Journal of Experimental Child Psychology. 2018. V. 170. P. 72–85. DOI: 10.1016/j.jecp.2018.01.006

20. Hubert–Wallander B., Green C.S., Sugarman M., Bavelier D. Changes in search rate but not in the dynamics of exogenous attention in action videogame players // Attention, Perception, & Psychophysics. 2011. V. 73. P. 2399–2412. DOI:10.3758/s13414–011–0194–7

21. Jusienė R., Rakickienė L., Breidokienė R., Laurinaitytė I. SI:EF executive function and screen‐based media use in preschool children // Infant and Child Development. 2020. e2173. doi:10.1002/icd.2173

22. Korkman M., Kirk U., Kemp S.L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation, 2007.

23. Lillard A. S., Drell M. B., Richey E. M., Boguszewski, K., Smith, E. D. Further examination of the immediate impact of television on children’s executive function // Developmental Psychology. 2015. V. 51(6). P. 792–805. doi: 10.1037/a0039097

24. Linebarger D. L., Barr R., Lapierre M. A., Piotrowski J. T. Associations Between Parenting, Media Use, Cumulative Risk, and Childrenʼs Executive Functioning // Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics. 2014. V. 35(6). P. 367–377. doi:10.1097/dbp.0000000000000069

25. McNeill J., Howard S. J., Vella S. A., Cliff D. P. Longitudinal associations of electronic application use and media program viewing with cognitive and psychosocial development in preschoolers // Academic Pediatrics. 2019. doi: 10.1016/j.acap.2019.02.010

26. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A., Wager T. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. 2000. Vol. 41. P. 49–100.

27. Nathanson A. I., Aladé F., Sharp M. L., Rasmussen E. E., Christy K. The relation between television exposure and executive function among preschoolers // Developmental Psychology. 2014. V. 50. P. 1497–1506 DOI: 10.1037/a0035714

28. Schwarz U., Gawrilow C. Measuring and Compensating for Deficits of Self-Regulation in School Children via Ambulatory Assessment // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. V. 12 (4). P. 8–22. DOI: 10.11621/pir.2019.0401

29. Verlinden M., Tiemeier H., Hudziak J. J., Jaddoe V. W., Raat H., Guxens M., Jansen P. W. Television viewing and externalizing problems in preschool children: The Generation R Study // Archives of Pediatric and Adolescent Medicine. 2012. V. 166. P. 919–925

30. Yang X., Chen Z., Wang Z., Zhu L. The Relations between Television Exposure and Executive Function in Chinese Preschoolers: The Moderated Role of Parental Mediation Behaviors // Front. Psychol. 2017. 8:1833. doi: 10.3389/fpsyg.2017.01833

31. Zelazo P.D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children // National Protocols. 2006. № 1. P. 297–301.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх