Айтрекинг исследование дефицита совместного внимания в дошкольном возрасте

 
Код статьиS020595920017070-3-1
DOI10.31857/S020595920017070-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры общей и прикладной психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Барнаул
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 6
Страницы46-59
Аннотация

Статья посвящена исследованию дефицита совместного внимания при разных формах атипичного развития методом регистрации движений глаз. Для исследования участвовали дошкольники в возрасте 5−7 лет из разных клинических групп: типично развивающиеся (n = 20), с задержкой психического развития (по МКБ-10 класс F83) (n = 20), дошкольники с задержкой речевого развития (по МКБ-10 класс R47) (n = 20), с нарушением слуха (сенсоневральной тугоухостью, по МКБ-10 класс H90) (n = 10) и с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие, по МБК-10 класс H53) (n = 20). Анализ контрастных групп позволил выделить как специфичные, так и универсальные проявления симптомов дефицита совместного внимания при разных формах атипичного развития. С помощью метода слежения за направлением взора проанализированы длительность и частота фиксаций, распределение фиксаций, зоны интереса, и выделены маркеры дефицита совместного внимания, препятствующие продуктивному взаимодействию ребёнка со взрослым. Описаны потенциальные механизмы атипичного совместного внимания: атипичная направленность взора; изменения в динамике оперативного поля зрения, длительности зрительного сосредоточения и точности фиксации элементов объекта. Показано, что время фиксаций в эпизодах совместного внимания может быть рассмотрено как прогностический маркер нарушения совместного внимания: совместное внимание связано не только с пространственными характеристиками зон интереса, но и с длительностью фиксаций на объекте (уменьшение/увеличении длительности фиксации).

Ключевые словасовместное внимание, разделённое внимание, движения глаз, дошкольный возраст, атипичное развитие, айтрекер
Источник финансированияРезультаты исследований получены при финансовой поддержке гранта президента МК-307.2020.6 “Айтрекинг исследование нарушений координации социального внимания в дошкольном возрасте”.
Дата публикации16.12.2021
Кол-во символов38657
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В современной науке к отклонениям социально-когнитивного развития относят дефицит совместного внимания. Совместное внимание (shared attention, joint attention) – это навык координации визуального внимания с другим человеком в сторону общего объекта или события [19], который часто рассматривается как процесс отслеживания направления взгляда (gaze following) коммуникативного партнёра, аналог процессора отбора релевантной информации, необходимой для выдвижения и проверки человеком своих гипотез относительно поведения и состояния других людей [2].
2 Совместное внимание задействует распределенную и параллельную системы обработки социальной информации: (1) обработку информации о собственном фокусе визуального внимания, (2) обработку информации о фокусе зрительного внимания других людей (3) параллельную обработку информации о собственном фокусе внимания и фокусе зрительного внимания других людей [12, 14, 19, 24, 35]. Мониторинг такого динамического мультимодального потока событий для человека сложен. Этот набор навыков необходим для того, чтобы сделать выводы о психических состояниях и целях других людей [33].
3 В предыдущих исследованиях показана связь развития совместного внимания с последующим овладением речью [1, 4, 19, 31, 33], когнитивным развитием и уровнем IQ, способностью к символическому мышлению [5], эффективностью процесса обучения [7], способностью к имитации, социальной компетентностью, саморегуляцией, развитием исполнительных функций, состоянием функции программирования и контроля [18, 21, 28, 30]. В свою очередь дефицит совместного внимания может спровоцировать каскад нарушений данных функций и процессов.
4 Отдельной областью изучения онтогенеза является дефицит совместного внимания [1, 2, 9, 23, 27, 31]. Как проявления дефицита совместного внимания отмечают трудности следящего взгляда, нетипичность фокусировки внимания и реакции на сигналы привлечения совместного внимания [10, 11], снижение чувствительности и точности (reduced responsiveness) ответной реакции на привлечение совместного внимания [20].
5 Основные исследования дефицита совместного внимания проведены на детях с расстройством аутистического спектра. Неоднократно показано, что прогностическим маркером аутизма (в том числе у их братьев и сестёр) является нарушение реакции на привлечение совместного внимания [3, 23, 36]. Некоторые исследования показали, что, по сравнению с обычно развивающимися людьми, люди с РАС более склонны смотреть на объекты, отличные от социально значимых стимулов [10, 13, 34], детям с аутизмом не удаётся предсказывать социальные события на основании оценки направления взгляда людей [25, 27, 34]. Недостатки в распознавании были связаны с несбалансированным вниманием в восприятии ключевых черт лица другого человека: люди с аутизмом чаще смотрю на губы, чем область глаз [6, 17], отмечено нетипичное визуальное сканирование по принципу “смотреть, но не видеть” [6]. Дефицит совместного внимания может приводить к вторичному дефициту, отражающему ограниченные знания о социальных партнерах.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 3, всего просмотров: 621

Оценка читателей: голосов 0

1. Adams R.B., Kleck R.E. Effects of direct and averted gaze on the perception of facially communicated emotion // Emotion. 2005. № 5. P. 3–11.

2. Baron-Cohen S. The extreme male brain theory of autism // Trends in Cognitive Sciences. 2002. № 6. P. 248–254.

3. Bruinsma Y., Koegel R.L., Koegel L.K. Joint attention and children with autism: a review of the literature // Ment Retard Dev Disabil Res Rev. 2004. № 10. P. 169–175.

4. Carpenter M., Nagell K., Tomasello M. Social cognition, joint attention, and communicative competence from 9- to 15-months of age // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1998. P. 1–63.

5. Charman T., Swettenham J., Baron-Cohen S., Baird G., Cox A., Drew A. Testing joint attention, imitation, and play as infancy precursors to language and theory of mind // Cognitive Development. 2001. № 15. P. 481–498.

6. Charwarska K., Klin A., Volkmar F. Automatic attention cuing through eye movement in 2-year-old-children with autism // Child Development. 2003. № 74. P. 1108–1122.

7. Dawson G., Jones E.J., Merkle K. Early behavioral intervention is associated with normalized brain activity in young children with autism // Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2012. № 51(11). P. 1150–1159.

8. Dierkes K., Kassner M., Bulling A. A novel approach to single camera, glint-free 3D eye model tting including corneal refraction. Proceedings of the 2018 // ETRA '18: Proceedings of the 2018 ACM Symposium on Eye Tracking Research & Applications. 2018. № 9. P. 1–9.

9. Elsabbagha M., Johnsonb M.H. Autism and the social Brain: the first-year puzzle // Biol Psychiatry. 2016. № 80(2). P. 94–99.

10. Falck-Ytter T., von Hofsten C. How special is social looking in ASD: a review // Prog Brain Res. 2011. № 189. P. 209–222.

11. Gillespie-Lynch K., Elias R., Escudero P., Hutman T., Johnson S.P. Atypical gaze following in autism: a comparison of three potential mechanisms // Autism Dev Disord. 2013. № 43. P. 2779–2792.

12. Grossmann T., Johnson M. The development of the social brain in human infancy // The European journal of neuroscience. 2007. № 25. P. 909–919.

13. Guillon Q., Hadjikhani N., Baduel S., Rogé B. Visual social attention in autism spectrum disorder: Insights from eye tracking studies // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2014. № 42. P. 279–297.

14. Henderson J.M., Williams C.C., Falk R.J. Eye movements are functional during face learning // Mem. Cognit. 2005. № 33. P. 98–106.

15. Jermann P., Nüssli M.-A., Li W. Using dual eye-tracking to unveil coordination and expertise in collaborative Tetris // In T. McEwan, L.M. McKinnon, Proceedings of the 24th BCS Interaction Specialist Group Conference. 2010. Р. 36–44.

16. Johnson L., Sullivan B., Hayhoe M., Ballard D. Predicting human visuomotor behaviour in a driving task. Philosophical Transactions of the Royal Society // Biological Sciences. 2014. № 369(1636). P. 20130044.

17. Klin A., Jones W., Schultz R., Volkmar F., Cohen D. Visual fixation patterns during viewing of naturalistic social situations as predictors of social competence in individuals with autism // Arch Gen Psychiatry. 2002. № 59(9). P. 809–816.

18. Morales M., Mundy P., Crowson M., Neal R., Delgado C. Individual differences in infant attention skills, joint attention, and emotion regulation behavior // International Journal of Behavioral Development. 2005. № 29. P. 259–263.

19. Mundy P. A Review of joint attention and social — cognitive brain systems in typical development and autism spectrum disorder // European Journal of Neuroscience. 2018. № 47(6). P. 497–514.

20. Navab A., Gillespie-Lynch K., Johnson S.P., Sigman M., Hutman T. Eye-tracking as a measure of responsiveness to joint attention in infants at risk for autism // Infancy. 2012. № 17 (4). P. 416–431.

21. Ozonoff S. Components of executive function in autism and other disorders / Autism as an executive disorder (ed.) J. Russell // Oxford: Oxford University Press. 1997. P. 179–211.

22. Pierce K., Conant D., Hazin R., Stoner R., Desmond J. Preference for geometric patterns early in life as a risk factor for autism // Arch Gen Psychiatry. 2011. № 68(1). P. 101–109.

23. Presmanes A.G., Walden T.A., Stone W.L., Yoder P.J. Effects of different attentional cues on responding to joint attention in younger siblings of children with autism spectrum disorders // Autism Dev Disord. 2007. № 37. P. 133–144.

24. Richardson D.C., Dale R., Kirkham N.Z. The art of conversation is coordination // Psychological Science. 2007. № 18(5). P. 407–413.

25. Ruffman T., Garnham W., Rideout P. Social understanding in autism: eye gaze as a measure of core insights // Child Psychol Psychiatry. 2001. № 42(8). P. 1083–1094.

26. Salvucci D.D., Goldberg J.H. Identifying fixations and saccades in eye-tracking protocols // Proceedings of the 2000 symposium on Eye tracking research & applications (ETRA '00). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA. 2000. P. 71–78.

27. Senju A., Csibra G. Gaze following in human infants depends on communicative signals // Curr Biol. 2008. № 18(9). P. 668–671.

28. Sheinkopf S., Mundy P., Claussen A., Willoughby J. Infant joint attention skill and preschool behavioral outcomes in at-risk children // Development and Psychopathology. 2004. № 16. P. 273–293.

29. Shic F., Bradshaw J, Klin A, Scassellati B, Chawarska K. Limited activity monitoring in toddlers with autism spectrum disorder // Brain Res. 2011. № 1380. P. 246–254.

30. Sigman M., Ruskin E. Continuity and change in the social competence of children with autism, Down syndrome, and developmental delays // Monogr Soc Res Child Dev. 1999. № 64(1). P.100–114.

31. Smith L., Ulvund L. The role of joint attention in later development among preterm children: Linkages between early and middle childhood // Social Development. 2003. № 1. P. 222–234.

32. Swirski L., Dodgson N.A. A fully-automatic, temporal approach to single camera, Glint-Free 3D Eye Model Fitting // Proceedings of ECEM 2013. 2013. P. 1–10.

33. Tomasello M. A Natural History of Human Morality. Cambridge, MA: Harvard University Press. 2016.

34. von Hofsten C. Action, the Foundation for Cognitive Development // Scandinavian Journal of Psychology. 2009. № 51. P.1–7.

35. Weigelt S., Koldewyn K., Kanwisher N. Face identity recognition in autism spectrum disorders: a review of behavioral studies // Neurosci Biobehav Rev. 2012. № 36(3). P. 1060–1084.

36. Yoder P., Symons F.J. Observational Measurement of Behavior. New York: Springer. 2010.

37. Yu C., Smith L.B. Hand–eye coordination predicts joint attention // Child Development. 2017. № 88(6). P. 2060–2078.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх