«Негр ленивый и преступный». Особенности современного расизма по отношению к темнокожему населению Эквадора

 
Код статьиS0044748X0009123-4-1
DOI10.31857/S0044748X0009123-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Международное издательство АИРО-XXI
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 5
Страницы53-65
Аннотация

В данной статье анализируются ключевые особенности расизма по отношению к афроэквадорцам — его истоки, основные виды и расовые стереотипы. Тема расизма применительно к афроэквадорцам все еще малоизучена, поскольку долгое время оспаривался сам факт существования расовой дискриминации в стране. Афроэквадорцы находятся в невыгодных социоэкономических условиях. Темнокожее население представляет меньшинство и в соответствии с идеологией элит не только занимает более низкие позиции в структуре эквадорского общества, но зачастую оказывается за пределами социальной и/или государственной архитектуры. Афроэквадорцы сталкиваются с дискриминацией по расовому признаку на бытовом и институциональном уровне, а также в средствах массовой информации. Помимо этого в обществе существуют многочисленные стереотипы. Один из наиболее распространенных — это представление о том, что выходцы из Африки часто бывают преступниками. Значительную роль в распространении подобных стереотипов играют СМИ. Несмотря на определенные законотворческие шаги, сделанные с целью ограничения расовой дискриминации, проблема расизма по отношению к афроэквадорцам далека от разрешения.

Ключевые словаЭквадор, афроэквадорцы, расизм, темнокожее население, «отбеливание», «улучшить расу»
Получено17.12.2019
Дата публикации07.05.2020
Кол-во символов33113
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

В латиноамериканских обществах по-прежнему существуют более или менее ярко выраженные черты, унаследованные из колониальной эпохи. Так, одной из ключевых характеристик таких обществ является не только деление на классы, но и классизм. Например, тот факт, что человек носит ту или иную фамилию, может автоматически причислить его к определенному классу*. В эквадорском обществе принадлежность индивида к какому-либо классу определяется в соответствии с расовыми характеристиками. Так, белые и/или белые метисы (blancos, blancos mestizos) возглавляют социальную структуру, за ними следуют метисы, коренные народы (los indígenas) и на последнем месте находятся афроэквадорцы. Социальная дифференциация также связана с расовой принадлежностью. Среди бедного населения наиболее высок процент местных коренных народов и афроэквадорцев. В соответствии с данными 2016 г. среди этих групп населения зафиксирован экстремальный уровень бедности — 31,9% и 12,4%, соответственно [1, с. 25].

* В качестве примера приведем случай с фамилией Туфиньо — крестьянского происхождения. Когда Мария с испанской фамилией Давила привела знакомить с семьей своего молодого человека по фамилии Туфиньо, ее консервативные представители не хотели принимать его в свой круг, сказав, что несолидно иметь такую фамилию, и «не дай Бог» Мария выйдет за него замуж (интервью О.Ю. Голечковой с Марией, март 2019).
2

История населения Эквадора африканского происхождения началась в XVI в. с прибытием в страну африканских рабов, которые работали на плантациях и на золотых приисках. Расизм по отношению к темнокожему населению уходит корнями в колониальный период [2, с. 106]. После отмены рабства в 1851 г. афроэквадорцы остались в тяжелом положении, так как при освобождении они не получили ни земли, ни денег. Многие были вынуждены продолжать работать на земле бывших хозяев. В расовом отношении во второй половине XIX в. положение афроэквадорцев только ухудшилось [3, с. 325]. В настоящее время многие исторические черты расизма продолжают существовать* хотя, как отмечает мексиканский антрополог Алисия Кастейянос Герреро, «используются другие инструменты расизма и новые формы доминирования» [5, с. 14]. Так, на рубеже нового тысячелетия афроэквадорцы все еще сталкиваются с расизмом в повседневной жизни. Один из ведущих современных исследователей расизма (не только в Эквадоре, но и вообще по отношению к людям с африканскими корнями), американский антрополог Жан Мутэба Райер подчеркивает, что в соответствии с официальной идеологией и идеологией элит (белых и белых местисов, как отмечалось выше) темнокожее население продолжает быть исключенным из эквадорского общества. Для сравнения: местные коренные народы, хоть и находятся в неблагоприятных социоэкономических условиях, но, по крайней мере, могут стать частью общества в процессе «цивилизации» и «окультуривания» [2, с. 78].

* В качестве примера приведем случай с фамилией Туфиньо — крестьянского происхождения. Когда Мария с испанской фамилией Давила привела знакомить с семьей своего молодого человека по фамилии Туфиньо, ее консервативные представители не хотели принимать его в свой круг, сказав, что несолидно иметь такую фамилию, и «не дай Бог» Мария выйдет за него замуж (интервью О.Ю. Голечковой с Марией, март 2019).
3 Далее мы рассмотрим основные черты и особенности расизма по отношению к выходцам из Африки в современном Эквадоре. В частности, будут проанализированы стереотипы поведения членов эквадорского общества по отношению к афроэквадорцам, а также роль СМИ в формировании этих стереотипов. Представляется важным ответить на вопрос, какое место занимает расизм в современном Эквадоре.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 296

Оценка читателей: голосов 0

1. Informe de Desarrollo Social. Quito, 2007-2017, 177 p. (Gráfico 3. Evolución de la Incidencia de Pobreza Extrema por Ingresos por etnia en porcentaje, Ecuador 2006-2016).

2. Rahier J. “Mami, ¿qué será lo que quiere el negro?”: representaciones racistas en la revista Vistazo, 1957–1991”. Ecuador Racista. Cervone E. y Rivera F., ed. Quito, FLACSO Ecuador, pp. 76–109.

3. Mallon F. A Postcolonial Palimpsest: The Work Race Does in Latin America. Histories of race and racism: the Andes and Mesoamerica from Colonial Times to the Present. Laura Gotkowitz, ed. Durham, Duke University Press, 400 p.

4. Quijano A. Wallerstein I. La americanidad como concepto, o América en el moderno sistema mundial. América: 1492–1992. Trayectorias históricas y elementos de desarrollo, 1992, № 134, pp. 583–592.

5. Castellanos Guerrero A. (Coord.). Imágenes del racismo en México. México, Universidad Autónoma Metropolitana – Iztapalapa, Plaza y Valdés, 2003.

6. García Ortiz H. Las Rutas del Futuro. Quito, Casa de la Cultura Ecuatoriana, 1956, 239 p.

7. Hernández K. Discursos hegemónicos y tradición oral sobre los cuerpos de las mujeres ecuatorianas. Quito, FLACSO – Abya Yala, 2010, 159 p.

8. Gotkowitz L. Introduction: racism of the present and the past in Latin America. Histories of Race and Racism: the Andes and Mesoamerica from Colonial Times to the Present. Gotkowitz L., ed. Durham, Duke University Press, 2011, 416 p.

9. Cervone E., Rivera F., ed, Ecuador Racista. Quito, FLACSO Ecuador, 1999, 199 p.

10. Rahier, J. Blackness in the Andes: Ethnographic Vignettes of Cultural Politics in the Time of Multiculturalism. Basingstoke, Palgrave Macmillan US, 2014, 243 p.

11. Yelvington K., ed. Afro-Atlantic Dialogues: Anthropology in the Diaspora. Santa Fe, NM and Oxford, UK, School of American Research Press and James Currey Limited, 2006, 501 p.

12. Torre Espinosa C. de la. Afroquiteños: ciudadanía y Racismo. Quito, CAAP, 2002, 162 p.

13. García F. Geografía de la exclusión y negación ciudadana: el pueblo afrodescendiente de la ciudad de Guayaquil, Ecuador. Hegemonía Cultural y Políticas de la Diferencia. Grimson A. y Bidaseca K., coord. Ciudad Autónoma de Buenos Aires, CLACSO, 2013, 278 p.

14. Mendoza Bennett J.A. Segregación habitacional étnica de la población afroecuatoriana en Guayaquil: 2001-2010. Quito, Flacso, Ecuador, 2015, p. 161.

15. Fernandez-Rasines P. Afrodescendencia en el Ecuador: raza y género desde los tiempos de la colonia. Quito, Ediciones Abya-Yala, 2001, 209 p.

16. Coba L. Políticas de los cuerpos y otras miradas sobre mujeres en distintos contextos: Reseña-debate de algunos textos. Antropología. Cuadernos de Investigación, 2007, No. 7, pp. 192–213.

17. Muñoz R. La tarjeta roja: fútbol y Racismo: la historia de la vida del jugador Agustín Delgado y su probable victimización racial. Quito, FLACSO, Sede Ecuador, 2009.

18. Ayala Congo P. R. Estadio Atahualpa, selección nacional y racismo: el futbolista negro en el imaginario social ecuatoriano. Quito, FLACSO, Sede Ecuador, 2018, 103 p.

19. Antón Sánchez J., García F. Vigilando el racismo: cuatro casos de observación comunitaria al derecho a la no discriminación en comunidades indígenas y afroecuatorianas. Quito, IAEN, 2016, 146 p.

20. Neither Enemies nor Friends. Latinos, Blacks, Afro-Latino. Oboler S., Dzidzienyo A., ed. Palgrave Macmillan US, 2005, 323 p.

21. Handelsman M. Lo afro y la plurinacionalidad: el curso ecuatoriano visto desde su literatura. Quito, Ediciones Abya-Yala, 1999, 153 p.

22. Vallejo Cambindo Sh. E. Las representaciones sobre la población afroecuatoriana en la comedia de televisión ecuatoriano. Quito, FLACSO, Sede Ecuador, 2016, 102 p.

23. Encalada Falconí K. M. Racismo en la administración de justicia en el Ecuador: el caso de Riobamba. Quito, FLACSO, Sede Ecuador, 2011, 133 p.

24. Espinosa Apolo M. Racismo y estigmatización racial en Ecuador. Anaconda Cultura y Arte. 2011, n. 32, Quito, Ecuador, Macshori Ruales Editora, pp. 10–18.

25. Valencia Rodríguez L. Ecuador Racismo, discriminación racial xenofobia. Quito, Abya Yala, 2011, 211 p.

26. Resultados del Censo 2010. INEC. Quito, 18 p.

27. Reporte de pobreza por consumo. Ecuador. INEC. 2006–2014. Banco Mundial, Quito, Eciador, 370 p.

28. Las caras racistas de Ecuador. Plan V. Available at: https://www.planv.com.ec/historias/sociedad/caras-racistas-ecuador-1 (accessed 10.10.2019).

29. Informe Alternativo. Examen de los informes presentados por los Estados partes en virtud del artículo 9 de la Convención. ECUADOR, 2017.

30. Garcìa F. El racismo no tiene base científica. El Comercio. Available at: https://www.elcomercio.com/tendencias/racismo-base-cientifica-discriminacion-reflexion.html (accessed 02.10.2019).

31. Whitten N., Quiroga D. To rescue national identity. Blackness as a quality of national creativity in Ecuador. Blackness in Latin America and the Caribbean: Central America and Northern and Western South America. Whitten N., Torres A., ed. Indiana, Indiana University Press, 1998, 520 p.

32. Jurado Noboa F., Puga M. A. El proceso de blanqueamiento en el Ecuador: de los Puento a los Egas. Quito, Colección Medio Milenio, vol. 3., 1992, 237 p.

33. Instituto Nacional de Pesquisas da Amazônia. 1999, (из интервью).

34. Antón Sánchez J. El proceso organizativo afroecuatoriano: 1979-2009. Quito, FLACSO, Sede Ecuador, 2011, 375 p.

35. Документальный фильм «Sospechosos» («Подозрительные», режиссер Давид Лассо). Available at: https://www.youtube.com/watch?v=ezO1GwmNiK4&t=1112s (accessed 11.03.2019).

36. Ley Orgánica de Comunicación (Art. 67). Available at: https://www.arcotel.gob.ec/wp-content/uploads/2016/03/ley-organica-de-comunicacion.pdf (accessed 14.12.2019).

37. Comentarios racistas hacia afroecuatorianos hechos por G. Jaramillo en su programa “Vamos con Todo” en el canal RTS en 2010. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=hdVzzluM1_E (accessed 11.03.2019).

38. Sanción a Canal Uno por mensaje discriminatorio de Giovanny Dupleint, 23 Octubre 2017. Available at: http://www.supercom.gob.ec/es/sala-de-prensa/noticias/1851-superintendencia-resolucion-faranduleros-cholo-disculpa-discriminatorio (accessed 15.04.2019).

39. SUPERCOM desecha denuncia de actor Mario Cabezas en contra de Teleamazonas y programa «Vivos». Available at: http://www.ecuadorinmediato.com/index.php?module=No-ticias&func=news_user_view&id=2818775473 (accessed 11.05.2019).

40. Передача «Vivos». Vivos y Revuelto - El Genio Matamba. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=bGKY3NrQ1NA (accessed 01.07.2019).

41. Joven afroecuatoriano demandó al Estado. Available at: https://www.elcomercio.com/actualidad/michaelarce-demanda-fuerzasarmadas-odioracial.html (accessed 11.07.2019).

42. Disculpas de Fernando Encalada dejan inconformes a Arce, Fiscalía y Defensoría del Pueblo. Available at: https://www.elcomercio.com/actualidad/disculpas-fernandoencalada-inconformes-fiscalia-defensoria.html (accessed 11.07.2019).

43. Avergüenza al fútbol: Racismo en el Capwell. Available at: http://www.futbolecuador.com/site/noticia/malos-hinchas-de-emelec-entonaron-canticos-xenofobicos-contra-roberto-ordonez/86585 (accessed 11.07.2019).

44. Roberto Ordóñez: “Estoy orgulloso del color de mi piel”. Available at: https://www.extra.ec/deportes/delfin-tucaordonez-entrevista-afroecuatorianos-XG1910440; En contra del racismo. Available at: http://www.eldiario.ec/noticias-manabi-ecuador/457702-en-contra-del-racismo/ (accessed 11.07.2019).

45. Johan Padilla lamenta que los niños aprendan racismo y pide sanciones. Available at: https://www.benditofutbol.com/el-nacional/johanpadilla-racismo-ninos-sanciones-ecuador.html (accessed 13.07.2019).

46. Constitución de 1998. Available at: https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/es/ec/ec016es.pdf (accessed 07.01.2020).

47. Constitución de la República del Ecuador (2008). Available at: https://www.acnur.org/fileadmin/Documentos/BDL/2008/6716.pdf (accessed 07.01.2020).

48. Ng’weno B. Can Ethnicity Replace Race? Afro-Colombians, indigeneity, and the Colombian Multicultural State. Journal of Latin American and Caribbean Anthropology, 12 (2), pp. 414–440.

49. Giovanny Dupleint es reconocido por su defensa de los derechos humanos. Teleamazonas. Available at: http://www.teleamazonas.com/2018/03/giovanny-dupleint-es-reconocido-por-su-defensa-de-los-derechos-humanos/ (accessed 15.12.2019).

50. Granda Vega M.P. El macho sabio: racismo y sexismo en el discurso sabatino del presidente ecuatoriano Rafael Correa. Quito, Ecuador, Ediciones La Tierra, 2017, 130 p.

51. hooks b. Black looks: race and representation. Boston, South End Press, MA, 1992, 200 p.

52. Rahier J. Black social movements in Latin America: From monocultural mestizaje to multiculturalism. New York, Palgrave Macmillan, 2014, 250 p.

53. Más allá del decenio de los pueblos afrodescendientes. Campoalegre Septien R., Bidaseca K., ed. Ciudad Autónoma de Buenos Aires, CLACSO, 2017, 355 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх