Времяпрепровождение детей и подростков как показатель их благополучия

 
Код статьиS020595920016034-3-1
DOI10.31857/S020595920016034-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБНУ “Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины”
Адрес: Новосибирск, улица Тимакова, 4
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБНУ “Научно-исследовательский институт нейронаук и медицины”
Адрес:  Новосибирск-117, а/я 237 ул. Тимакова, д. 4
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 4
Страницы74-85
Аннотация

Времяпрепровождение детей и подростков является одним из факторов психологического благополучия и здоровья детей, действие которого основано на переживании положительных эмоций и установлении отношений с другими людьми, а также на смягчении стресса и его последствий. В современном мире все большее распространение получают дистанционные формы обучения детей, отмечается значительное разнообразие кружков и секций, сокращение времени, проводимого на свежем воздухе, и стремительный рост времени перед экранами мобильных устройств. Понимание того, как дети проводят свое время, и как это связано с их здоровьем и благополучием, является актуальной проблемой современного научного знания, изучение которой дает возможность оценивать качество жизни детей в современном обществе, а также прогнозировать их успешное развитие по мере взросления и вырабатывать рекомендации для родителей и педагогов с целью профилактики и коррекции. Целью исследования выступает обобщение результатов исследований, посвященных изучению структуры и факторов времяпрепровождения детей и подростков как показателя их благополучия. Показано, что занятия детей и подростков в свободное время являются важным фактором благополучного развития. Структура и особенности времяпрепровождения детей различаются в зависимости от социально-демографических характеристик семьи и пола ребенка, а сами досуговые занятия связаны с такими показателями благополучного развития как эмоциональные и поведенческие проблемы, академические достижения, соматическое здоровье, когнитивные способности, удовлетворенность жизнью и самооценка. Однако природа выявленных закономерностей и причинно-следственные связи все еще изучены недостаточно. Также открытым остается вопрос о роли индивидуально-психологических особенностей детей во взаимосвязи времяпрепровождения с показателями благополучного развития.

Ключевые словавремяпрепровождение, дети, подростки, семья, благополучие детей, здоровье детей, досуг
Источник финансированияРабота частично поддержана грантами РНФ № 16-18-00003 (подготовка статьи) и РФФИ № 19-013-00034 (анализ данных)
Получено02.08.2021
Дата публикации14.08.2021
Кол-во символов30271
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В последние годы исследователи все больше признают важность изучения множества социальных сред, в которых растут и проводят время дети и подростки, отмечая их влияние на благополучное развитие [12, 20, 26]. На сегодняшний день в мировой литературе достаточно хорошо изучены такие факторы благополучия детей как индивидуальные особенности ребенка, характеристики ближайшего семейного окружения, в особенности отношения с родителями, характеристики домашней среды, опыт жизни в детском саду и школе [3, 7, 37, 42], однако в последнее время все больше осознается важность изучения еще одного контекста жизни детей и подростков – их занятий в свободное время [20]. Российские исследования малочисленны, носят фрагментарный характер и не раскрывают в полной мере структуры занятий детей и их связи с благополучным развитием; в целом, имеющейся русскоязычной литературы недостаточно для всестороннего изучения проблемы времяпрепровождения детей и подростков. Имеются социологические исследования о структуре досуга [1, 2], в том числе внутрисемейного [4, 9], есть данные о взаимосвязи внутрисемейных занятий с удовлетворенностью жизнью детей [6], но не изучены связи с показателями психического здоровья и благополучия.
2 Под досугом подразумевают добровольную деятельность, как активную, так и пассивную, которой занимаются в свободное от работы или обучения время для развлечения, восстановления физических и психических сил, развития, творчества и самосовершенствования [5, 9, 24]. В данной работе понятия “досуг” и “времяпрепровождение” будут использоваться как синонимичные. Досуг предполагает свободно выбранные занятия, исходя из индивидуальных интересов [24], однако детские занятия часто выбирают родители, что является значимой отличительной особенностью времяпрепровождения детей в отличие от взрослых [26]. Досуг, включая его социальные аспекты, такие как дружба, играет важную роль с точки зрения чувства собственного достоинства детей [23], вносит прямой вклад в психологическое благополучие и здоровье, основанный на переживании положительных эмоций и установлении отношений с другими людьми, а также смягчает стресс и его последствия [22].
3 Исследователи из европейских и североамериканских стран активно изучают времяпрепровождение детей и предлагают различные классификации занятий в свободное время [24, 25, 26], исследуют взаимосвязи времяпрепровождения с такими важными результирующими показателями как психическое здоровье [17, 19, 20, 25, 32, 40, 43], адаптивные способности [25], соматическое здоровье [39], когнитивные способности [18], академическая успеваемость [25, 32], субъективное благополучие [6, 26]. Открытым остается вопрос, имеется ли прямая связь между временем организованной досуговой активности и благополучием ребенка или наилучшим вариантом является средний уровень занятости ребенка [23]; данный вопрос приобретает особую остроту в связи с тем, что вид и насыщенность досуговых занятий детей во многом определяется их родителями, что влечет за собой некоторые отличительные особенности. Исследователи также изучают факторы, влияющие на различия в занятиях детей: пол ребенка, уровень образования и профессиональный статус родителей, тип семьи, социально-экономический статус семьи и уровень дохода, полная или частичная занятость матери, культурная принадлежность, тип населенного пункта и развитость социально-культурной инфраструктуры места проживания [9, 13, 21, 25].

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1622

Оценка читателей: голосов 0

1. Бочавер А.А., Корзун А.Н. Поливанова К.Н. Уличный досуг детей и подростков // Психология. Журн. Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. №. 3. С. 470–490.

2. Вишнякова А.А. Свободное время молодежи крупного города и основные формы его использования в современных условиях: дис. … канд. соц. наук. Улан-Удэ, 2014. 160 с.

3. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия: практическое руководство. М.: ТриадаX, 2008. 349 с.

4. Кудренко Т.В. Социально-культурные особенности формирования ценностных приоритетов семейного досуга // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 11. №. 151. С. 73–78.

5. Лаврецова С.В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга: дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2007. 230 с.

6. Лето И.В., Варшал А.В., Петренко Е.Н., Слободская Е.Р. Субъективное благополучие детей младшего школьного возраста: значение семейных факторов // Психологический журн. 2019. Т. 40. №. 6. С. 18–30.

7. Логинова С.В. Взаимодействие индивидуально-психологических и семейных факторов психологического благополучия детей дошкольного возраста: дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2018. 153 с.

8. Мамченко Т.В. Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений // Вестник Таганрогского института имени АП Чехова. 2016. №. 1. С. 246–250.

9. Федотова Н.Д. Современное состояние проблем детства в республике Саха (Якутия): к вопросу о досуге детей //Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №. 11.

10. Auhuber L., Vogel M., Grafe N., Kiess W., Poulain T. Leisure activities of healthy children and adolescents International journal of environmental research and public health. 2019. Vol. 16. No. 12. P. 2078.

11. Bianchi S.M., Robinson J. What did you do today? Children's use of time, family composition, and the acquisition of social capital Journ. of Marriage and the Family. 1997. Vol. 59. No. 2. P. 332–344.

12. Bronfenbrenner U., Morris P. The ecology of developmental processes. In: Damon W., Lerner R (eds) Handbook of Child Psychology: Theoretical Models of Human Development. V. 1, 5th ed. New York: John Wiley, 1998, pp. 993–1028.

13. Bruckauf Z., Rees G. Children’s participation in housework: Is there a case of gender stereotyping. Evidence from the International Survey of Children's' Well-Being (ISCWeB). Florence, Italy: UNICEF Office of Research Innocenti Research Brief, 2017. 3 р.

14. Busetta G., Campolo M.G., Di Pino A. Children’s use of time and well-being in ItalyChild Indicators Research. 2019. Vo. 12. No. 3. P. 821–845.

15. Bushman B.J., Anderson C.A. Media violence and the American public: Scientific facts versus media misinformation American Psychologist. 2001. Vo. 56. No. 6-7. P. 477–489.

16. Caldwel L.L. Leisure and health: Why is leisure therapeutic? British Journ. of Guidance and Counselling. 2005. Vo. 33. No. 1. P 7–26.

17. Coyl-Shepherd D.D., Hanlon C. Family play and leisure activities: correlates of parents' and children's socio-emotional well-being International Journ. of Play. 2013. Vo. 2. No 3. P. 254–272.

18. Dworak M., Schierl T., Bruns T., Strüder H.K. Impact of singular excessive computer game and television exposure on sleep patterns and memory performance of school-aged children Pediatrics. 2007. Vo. 120. No. 5. P. 978–985.

19. Eccles J.S., Barber B.L. Student council, volunteering, basketball, or marching band: What kind of extracurricular involvement matters? Journal of adolescent research. 1999. Vo. 14. No. 1. P. 10–43.

20. Fletcher A.C., Nickerson P., Wright K.L. Structured leisure activities in middle childhood: Links to well‐being Journ. of community psychology. 2003. Vo. 31. No. 6. P. 641–659.

21. Gracia P., Garcia‐Roman J., Oinas T., Anttila T. Child and Adolescent Time Use: A Cross‐National Study Journ. of Marriage and Family.2020. Vo. 82. No 4. P. 1304–1325.

22. Han J.S., Patterson I. An analysis of the influence that leisure experiences have on a person's mood state, health and wellbeing Annals of Leisure Research. 2007. Vo. 10. No. 3-4. P. 328–351.

23. Hertting K., Kostenius C. Organized leisure activities and well-being: children getting it just right! Larnet: Cyber Journ. of Applied Leisure and Recreational Research. 2012. Vo. 15. No. 2. P. 13–28.

24. Hills P., Argyle M. Positive moods derived from leisure and their relationship to happiness and personality Personality and individual differences. 1998. Vo. 25. No. 3. P. 523–535.

25. Hofferth S.L., Sandberg J.F. How American children spend their time Journ. of Marriage and Family. 2001. Vo. 63. No. 2. P. 295–308.

26. Holder M. D., Coleman B., Sehn Z.L. The contribution of active and passive leisure to children's well-being Journ. of health psychology. 2009. Vo. 14. No. 3. P. 378–386.

27. Kardefelt-Winther D. How Does the Time Children Spend Using Digital Technology Impact Their Mental Well-being, Social Relationships and Physical Activity?: An Evidence-Focused Literature Review. Florence, Italy : UNICEF Office of Research-Innocenti, 2017, 35 p.

28. Kayany J.M., Yelsma P. Displacement effects of online media in the socio-technical contexts of households Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2000. Vo. 44. No. 2. P. 215–229.

29. Larson R.W. How US children and adolescents spend time: What it does (and doesn't) tell us about their development Current directions in psychological science. 2001. Vo. 10. No. 5.P. 160–164.

30. Larson R.W. Toward a psychology of positive youth development //American psychologist. 2000. Vo. 55. No. 1. P. 170–183.

31. Mauldin T., Meeks C.B. Sex differences in children's time use Sex roles. 1990. Vo. 22. No. 9-10. P. 537–554.

32. McHale S., Crouter A.C. The social contexts of activities in preadolescence: Links with psychosocial adjustment. Paper presented at the Society for Research on Adolescence, Chicago, IL. 2000.

33. Melman S., Little S.G., Akin-Little K.A. Adolescent overscheduling: The relationship between levels of participation in scheduled activities and self-reported clinical symptomology The High School Journal. 2007. Vo. 90. No. 3. P. 18–30.

34. Mullan K. A child's day: trends in time use in the UK from 1975 to 2015The British journ. of sociology. 2019. Vo. 70. No. 3. P. 997–1024.

35. Parfitt G., Eston R.G. The relationship between children's habitual activity level and psychological well‐being ActaPaediatrica. 2005. Vo. 94. No. 12. P. 1791–1797.

36. Persson A., Kerr M., Stattin H. Why a leisure context is linked to normbreaking for some girls and not others: personality characteristics and parent–child relations as explanations Journal of adolescence. 2004. Vo. 27. No. 5. P. 583–598.

37. Pettit G.S., Bates J.E., Dodge K.A. Supportive parenting, ecological context, and children's adjustment: A seven‐year longitudianl study Child development. 1997. Vo. 68. No. 5. P. 908–923.

38. Rees G. Children's activities and time use: Variations between and within 16 countries Children and Youth Services Review. 2017. Vo. 80. P. 78–87.

39. Sacker A., Cable N. Do adolescent leisure-time physical activities foster health and well-being in adulthood? Evidence from two British birth cohorts The European Journ. of Public Health. 2005. Vo. 16. No. 3. P. 331–335.

40. Selfhout M.H.W., Branje S.J.T., Delsing 1. M., terBogt T.F.M., Meeus W.H.J. Different types of Internet use, depression, and social anxiety: The role of perceived friendship quality Journ. of Adolescence. 2009. Vo. 32. P. 819–833.

41. Shaw B., Fagan-Watson B., Frauendienst B., Redecker A., Jones T., Hillman M.Children's independent mobility: a comparative study in England and Germany (1971−2010). London: Policy Studies Institute, 2013. 248 p.

42. Slobodskaya H.R., Akhmetova O.A. Personality development and problem behavior in Russian children and adolescents International Journal of Behavioral Development. 2010. Vo. 34. No. 5. P. 441–451.

43. Twenge J.M., Campbell W.K. Associations between screen time and lower psychological well-being among children and adolescents: Evidence from a population-based study Preventive medicine reports. 2018. Vo. 12. P. 271–283.

44. Ussher M.H., Owen C.G., Cook D.G., Whincup P.H. The relationship between physical activity, sedentary behaviour and psychological wellbeing among adolescents Social psychiatry and psychiatric epidemiology.2007. Vo. 42. No.10. P. 851–856.

45. Van den Bulck J. Television viewing, computer game playing, and Internet use and self-reported time to bed and time out of bed in secondary-school children Sleep. 2004. Vo. 27. No. 1. P. 101–104.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх