Экономико-психологическая зрелость личности в разных условиях вторичной экономической социализации: разработка проблемы и результаты исследований

 
Код статьиS020595920016015-2-1
DOI10.31857/S020595920016015-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 4
Страницы40-49
Аннотация

Целью теоретического анализа, изложенного в статье, является разработка проблемы экономико-психологической зрелости личности в разных условиях вторичной экономической социализации. Обосновывается возможность изучения данного феномена как внутреннего фактора, способствующего успешному функционированию и адаптации личности к изменяющимся условиям социально-экономической среды. Обсуждаются отечественные и зарубежные исследования экономического сознания и поведения личности в условиях вторичной экономической социализации. Экономико-психологическая зрелость личности трактуется как интегративное образование, включающее феномены зрелости в системе отношений с другими людьми, в сфере материального, финансового самообеспечения и обеспечения своей семьи, а также личностной зрелости. Анализируются показатели экономико-психологической зрелости личности в разных условиях вторичной экономической социализации: атрибуция ответственности за свое материальное благосостояние и материальное благосостояние своей семьи; финансовая независимость, самостоятельность; уровень экономических притязаний, толерантность к представителям экономических групп и т.п. Показано, что признаки изучаемого вида зрелости отличаются в зависимости от условий экономической жизни (кризисные или относительно стабильные). Описываются функции экономико-психологической зрелости в таких ситуациях как потеря работы, совладание с угрозой бедности, конструирование образа будущего экономического благосостояния своей семьи, повышение финансовой грамотности. Предложено направление будущих исследований экономико-психологической зрелости.

Ключевые словаэкономическая психология, экономико-психологическая зрелость личности, вторичная экономическая социализация, готовность к самообеспечению, финансовое самообеспечение, материальное самообеспечение
Источник финансированияРабота подготовлена в рамках Государственного задания № 0138–2021–0010 “Социально-психологические факторы поведения личности и группы в условиях глобальных изменений”
Получено31.07.2021
Дата публикации14.08.2021
Кол-во символов30924
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Проблемы изучения вторичной экономической социализации (ЭС) в рамках социально-психологического подхода ранее уже рассматривались в наших публикациях [3, 5–6, и др.]. В результате проведенной работы вторичная ЭС личности (или группы) была определена как процесс интернализациинового и (или) перестройка (частичная трансформация) ранее интернализированного экономического знания, экономического опыта, элементов экономической культуры (ценностей, норм, традиций и т.п.) и т.п. с целью эффективного функционирования в качестве экономического субъекта в системе экономических отношений в обществе.
2 Разделяя взгляды исследователей на ЭС как процесс становления и развития личности как субъекта экономических отношений, экономической деятельности, который длится в течении всей жизни человека (Н.В. Азарёнок, А.П. Лобанов, М.Н. Стельмашук, М.Г. Шапиро, C.B. Burgoyne, E.K. Nyhus, St.E.G. Lea, P. Webley, B.M. Young, и мн. др.), следует отметить, что процессы вторичной ЭС в большей степени характеризуют экономическое сознание и поведение уже сформировавшегося экономического субъекта1. Взрослый человек, материально и финансово обеспечивающий себя и свою семью, в разных ситуациях повседневной жизни сталкивается с множеством задач, связанных с принятием решений о сбережении, потреблении, инвестировании, с выбором способов повышения и поддержания актуального уровня материального благосостояния, и т.п. Успешность их решения связана с проявлением им субъектных свойств, которыми обладает прежде всего зрелая в экономико-психологическом плане личность. Однако в настоящее время отсутствуют какие-либо данные о критериях и признаках данного вида зрелости. Актуальность выделения понятия экономико-психологической зрелости для последующей научной разработки обусловлена изучением многоуровневой системы внешних и внутренних факторов вторичной ЭС, обеспечивающей функционирование личности как экономического субъекта. 1. В нашем понимании экономический субъект (субъект экономических отношений, экономической деятельности) — это личность или группа (групповой, коллективный субъект), обладающая свойствами субъектности, которые она проявляет в направлении саморазвития и преобразования социально-экономической реальности в условиях объективно складывающихся отношений между людьми при производстве, распределении, обмене, потреблении материальных и нематериальных благ.
3 По нашему мнению, успешность вторичной ЭС в разных ситуациях экономической жизни определяется несколькими факторами: сформированностью ответственности личности за свое материальное и финансовое благосостояние; ее стремлением к экономической независимости, самостоятельности; наличием экономических притязаний, нравственно регулируемых установок на экономическую мобильность и т.п. Однако данное суждение требует проведения соответствующего анализа исследований и разработки проблемы.
4 Целью настоящей работы является разработка проблемы экономико-психологической зрелости личности в разных условиях вторичной ЭС. Для реализации данной цели был предпринят анализ серии исследований автора, выполненных совместно с коллегами, а также отечественных и зарубежных теоретико-эмпирических исследований.
5 РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 966

Оценка читателей: голосов 0

1. Бендюков М.А. Психология профессионального кризиса у безработных. Дисс. … док. психол. наук. СПб., 2010.

2. Дёмин А.Н., Ожиганова Л.Н., Киреева О.В., Педанова Е.Ю. Трудные жизненные ситуации и кризисы, связанные с гендерной социализацией и экономической активностью личности: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т., 2018.

3. Дробышева Т.В. Факторы и механизмы экономической социализации личности в группах работающих и неработающих пенсионеров // Наука. Культура. Общество. 2015. №4. С. 115–129.

4. Дробышева Т.В. Представления о бедности и богатстве на разных стадиях первичной экономической социализации: содержание и факторы развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 3. С. 49–61. DOI: 10.18384/2310-7235-2016-3-49-61.

5. Дробышева Т.В., Емельянова Т.П., Тихонова Э.В. Совладание с ситуацией потери работы: региональные отличия // Инновационный ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики. Сб. науч. тр. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017. С. 208–214.

6. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Вторичная экономическая социализация: постановка проблемы и перспективы исследования // Психологический журнал. 2018. T. 39. №4. C. 61–71. DOI: 10.31857/S020595920000071-4

7. Дробышева Т.В., Ларина Г.Н., Оболенская А.Г., Каблова Л.В. Экономико-психологическая зрелость личности в системе отношений с другими людьми: различия в толерантности к бедным и богатым в группе учащейся молодежи // Вестник Московского гос. областного ун.-та. Серия: Психологические науки. 2019. №4. С. 16–27. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-4-16-27

8. Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Образ будущего благосостояния в обыденном сознании россиян // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 5. С. 16–32.

9. Емельянова Т.П., Дробышева Т.В. Структурно-функциональный подход к анализу социальных представлений о бедности (на примере работников бюджетной сферы) // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 250–262. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.21

10. Журавлев А.Л. Социально-психологическая зрелость: обоснование понятия // Психологический журнал. 2007. Т. 28. №. 2. С. 44–54.

11. Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Экономическая социализация формирующейся личности: теоретическая модель и экспериментальное исследование (на примере ценностных ориентаций личности // Психологический журнал. 2011. Т. 32. №. 2. С. 59–81.

12. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №. 4. С. 24–32.

13. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социальная психология и экономические реформы в России // Психологический журнал. 2018. Т. 39. №. 1. С. 15–25. DOI: 10.7868/S0205959218010026

14. Корокошко И.О. Особенности экономического сознания у лиц с разными жизненными ориентациями. Дисс ... канд. психол. наук. Саранск, 2011.

15. 1Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологию М.: Наука, 1984.

16. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2001.

17. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости. Дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004.

18. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1998.

19. Danigelis N.L., McIntosh B.R. Resources and the productive activity of elders: race and gender as contexts // Journal of Gerontology: Social Sciences. 1993. V. 48. P. 192–203.

20. Knabe A., Rätzel St., Schöb R., Weimann J. Dissatisfied with life, but having a good day: time-use and well-being of the unemployed // The Economic Journal. 2010. V.120. № 547. P. 867–889. DOI: 10.1111/j.1468-0297.2009.02347.x

21. Loke V., Choi L., Libby M. Increasing youth financial capability: an evaluation of the MyPath savings initiative // Journal of Consumer Affairs. 2015. Vol. 49. № 1. P. 97–126. DOI: 10.1111/joca.12066

22. Lucey T.A., Grant M.M., Giannangelo D.M., Heath J.A., Hawkins J.M. Influences interpreting a technology component to financial education for grades K-4: another dimension of the digital divide // Citizenship, Social and Economics Education. 2007. V.7. № 1. P. 42–55. DOI: 10.2304/csee.2007.7.1.42

23. Tyszka T. Transformation in Eastern Europe // The Elgar companion to consumer research and economic psychology / Ed. P. Earl, S. Kemp. Cheltenham; Northampton, MA, USA: Edward Elgar, 1999. P. 570–575.

24. Webley P., Burgoyne C.B., Lea St. E.G. Young B.M. The economic psychology of everyday life / Ed. W.P. Robinson. Hove, East Sussex: Psychology Press Ltd, 2001.

25. Webley P., Nyhus E.K. Life‐cycle and dispositional routes into problem debt // British journal of psychology. 2001. V. 92(3). P. 423–446.

26. Willemse R.Ph. The perceived impact of unemployment on psychological well-being among unemployed young people in Worcester: Thesis for the degree of Master Psychology. University of South Africa, 2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх