Ориентированность на социальное сравнение и субъективное отношение к моде

 
Код статьиS020595920015131-0-1
DOI10.31857/S020595920015131-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН. Лаборатория познавательных процессов и математической психологии
Адрес: москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1
Должность: Главный научный сотрудник лаборатории когнитивных процессов и математической психологии
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии РАН
Адрес: Ярославская ул., д. 13, корп. 1
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 3
Страницы16-26
Аннотация

Статья посвящена изучению взаимосвязи показателей общей ориентированности на социальное сравнение и ориентированности на сравнение по внешности с особенностями субъективного отношения к моде. Для оценки общей ориентированности на социальное сравнение использован “Русскоязычный опросник ориентированности на социальное сравнение”, для оценки ориентированности на сравнение по внешности — “Шкала сравнения физической внешности”, для изучения субъективного отношения к моде — опросник “Шкала отношения к моде”.<strong >В исследовании участвовали 166 московских студентов, получающих образование по специальностям “психология”, “товароведение”, “менеджмент и сервис”, “социология”, “экономическая безопасность”, “искусствоведение”. Гипотеза заключалась в том, что отношение к моде, задающей постоянно меняющиеся нормы оформления внешности в определенном социокультурном контексте, взаимосвязано с тем, насколько человек склонен к социальному сравнению. Обнаружено, что чем более выражена ориентированность на сравнение по внешности, общая ориентированность на социальное сравнение, а также специфические виды ориентированности на сравнение себя со знакомыми и с незнакомыми людьми, тем более выражено отношение к моде как к значимому многоаспектному социокультурному феномену. Выявлено, что такие показатели как ориентированность на сравнение себя с другими по внешности, общая ориентированность на социальное сравнение и ее отдельные виды связаны с оценками, отражающими разные аспекты восприятия моды. Наибольшее количество статистически значимых взаимосвязей обнаружено для участников, обучающихся специальностям “Социология” и “Менеджмент и сервис”.

Ключевые словаориентированность на социальное сравнение, сравнение внешности, психология моды
Источник финансированияРабота выполнена в соответствии с Государственным заданием № 0138-2021-0006
Получено28.05.2021
Дата публикации12.06.2021
Кол-во символов25075
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1140

Оценка читателей: голосов 0

1. Артемцева Н.Г., Грекова Т.Н. Методика “Шкала отношения к моде” (ШОМ) как диагностика личностных представлений о моде // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. М.: Министерство образования и науки РФ; Московский государственный университет дизайна и технологии. 2016. С. 18–24.

2. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: КДУ. 2015.

3. Журавлев А. Л., Ушаков В. Д., Юревич А. В. Менталитет, общество и психосоциальный человек (ответ участникам дискуссии) // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 1. 2017. С.107–112.

4. Килошенко М.И. Мода и Я-концепция // Психология моды / Под ред. И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. С. 34–47.

5. Лабунская В.А. Особенности самоотношения девушек – участниц кастингов, отличающихся оценками красоты внешнего облика // Психолог. 2017. № 5. С. 33–45.

6. Психология моды / Под ред. И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019.

7. Рамендик Д.М. Восприятие одежды и моды: когнитивные и социально-психологические факторы // Психология моды / Под ред. И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. С. 47–56.

8. Самойленко Е.С., Савченко Т.Н., Корбут А.В. Методический инструмент измерения ориентированности на виды социального сравнения // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, В.А. Кольцовой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017. С. 532–541.

9. Buunk A.P., Gibbons F.X., Dijkstra P., Krizan Z. Individual differences in social comparison. The complex effects of social comparison orientation // Social comparison, judgment, and behavior / Eds. J. Suls, R.L. Collins, L. Wheeler. Oxford: Oxford University Press, 2020. P. 77–104.

10. Buunk A.P., Peiro J.M., Griffioen C. A positive role model may stimulate career-oriented behavior // Journal of Applied Social Psychology. 2007. V. 37. № 7. P. 1489–1500.

11. Entwistle J. The fashioned body: Fashion, dress and social theory. – John Wiley & Sons, 2015.

12. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human relations. 1954. 7. P. 117–140.

13. Gibbons F.X., Buunk A.P. Individual differences in social comparison: development and validation of a measure of social comparison orientation // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. V. 76. № 1. P. 129–142.

14. Klein W.M., Weinstein N.D. Social comparison and unrealistic optimism about personal risk // Health, coping and well-being: Perspectives from social comparison theory / Eds. A.P. Buunk, F.X. Gibbons. Mahwah, N.J.: Erlbaum, 1997. P. 25–61.

15. Kruglanski A.W., Mayseless O. Classic and current social comparison research: expanding the perspective // Psychological Bulletin. 1990. V. 108. № 2. P. 195–208.

16. Litt D.M., Stock M.L., Gibbons F.X. Adolescent alcohol use: Social comparison orientation moderates the impact of friend and sibling behavior // British Journal of Health Psychology. 2015. V. 20. № 3. P. 514–533.

17. Mair C. The Psychology of Fashion. Routledge, 2018.

18. McNeill L. S. Fashion and women’s self-concept: a typology for self-fashioning using clothing // Journal of Fashion Marketing and Management: An International Journal. 2018. Т. 22. №1. P. 82–98.

19. O’Brien K.S., Caputi P., Minto R., Peoples G., Hooper C., Kell S., Sawley E. Upward and downward physical appearance comparisons: Development of scales and examination of predictive qualities // Body Image. 2009. № 6. P. 201–206.

20. Schaefer L.M. The Development and Validation of the Physical Appearance Comparison Scale-Revised (PACS-R) // A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Department of Psychology, College of Arts and Sciences. University of South Florida. 2013.

21. Semerjian T., Stephens D. Comparison style, physical self-perceptions, and fitness among older women // Journal of Aging and Physical Activity. 2007. V. 15. № 2. P. 219–235.

22. Sun Y., Guo S. Predicting fashion involvement by media use, social comparison, and lifestyle: An interaction model // International Journal of Communication. 2017. Т. 11. P. 4559–4582.

23. Thompson J.K., Heinberg L.J., Altabe, M., Tantleff-Dunn S. Exacting Beauty. Washington DC: American Psychological Association. 1999.

24. Thompson J.K., Heinberg L., Tantleff S. The physical appearance comparison scale (PACS) // The Behavior Therapist. 1991. № 14. P. 174.

25. White J.B., Langer E.J., Yariv L., Welch J C., IV. Frequent social comparisons and destructive emotions and behaviors: The dark side of social comparisons // Journal of Adult Development. 2006. № 13. P. 36–44.

26. Wood J.V. What is social comparison and how should we study it? // Personality and social psychology bulletin. 1996. V. 22. № 5. P. 520–537.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх