Августа Викторовна Ярмоленко – видная представительница петербургской психологической школы

 
Код статьиS020595920014247-7-1
DOI10.31857/S020595920014247-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 2
Страницы82-87
Аннотация

Августа Викторовна Ярмоленко – видная представительница Петербургской психологической школы. В статье описаны её профессиональное становление, научная и педагогическая деятельность на разных этапах жизни. Ее биография с самого начала была связана со школой В.М. Бехтерева, у которого она училась в Психоневрологической академии и под руководством которого работала в Институте мозга. Многие годы работая в области дефектологии, она стала ведущим специалист страны по психологии слепоглухонемых. Научные работы А.В. Ярмоленко также посвящены осязанию, многоязычию, общей и экспериментальной психологии. А.В. Ярмоленко работала медсестрой в годы Великой Отечественной войны. В статье освещается роль А.В. Ярмоленко как соратника Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева в становлении и развитии психологического образования и науки в СПбГУ.

Ключевые словаистория психологии, А.В. Ярмоленко, Петербургская психологическая школа, Институт мозга им. В.М. Бехтерева, Великая Отечественная война, ленинградский государственный университет, психология слепоглухих, психология речи и осязания, психологическое образование
Получено22.03.2021
Дата публикации04.04.2021
Кол-во символов14623
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 780

Оценка читателей: голосов 0

1. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. М.: АПН РСФСР, 1959.

2. Военный билет А.В. Ярмоленко // Архив ИП РАН, фонд А.В. Ярмоленко.

3. Временное удостоверение А.В. Ярмоленко // Архив ИП РАН, фонд А.В. Ярмоленко.

4. Журнал протоколов и учета работы лаборатории рефлексологии детства Института мозга // Домашний архив Н.А. Логиновой.

5. Карпова Э.Б., Исурина Г.Л., Журавлев А.Л. Психологическая концепция отношений В.Н. Мясищева: Основы и содержание // Психологический журнал. 2020. Т. 41. №2. С. 5−14.

6. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941−1945). М.: Московский гуманитарный университет, Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.

7. Личный листок слушательницы курсов медсестер // Архив ИП РАН, фонд А.В. Ярмоленко.

8. Логинова Н.А. Об Институте мозга им. В.М. Бехтерева // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №5. С. 110−119.

9. Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. СПб.: СПбГУ, 2005.

10. Логинова Н.А. История Петербургской психологической школы: новые архивные находки (к 100-летию Института мозга им. В. М. Бехтерева) // Историческая преемственность в отечественной психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019. С. 259−267.

11. Мясищев В.Н. Личность и труд аномалийного ребенка // Психические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей (в связи с задачами обучения и воспитания) / Под ред. В.Н. Мясищева. Л.: Институт мозга, 1936. С. 3−21.

12. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. К вопросу о концептуальных основаниях научной школы истории отечественной психологии В.А. Кольцовой // Развитие российской психологии накануне и после русской революции 1917 года: Тенденции, научные школы, персоналии: сборник статей участников Всероссийской научной конференции с международным участием / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Ю.Н. Олейник, Э.В. Тихонова; РФФИ, Арзамасский филиал ННГУ, ИП РАН, МосГУ. Саров: Интерконтакт, 2019. (Арзамасские чтения по истории психологии). С. 93−106.

13. Программа теоретического семинара факультета психологии ЛГУ и психологических лабораторий НИИКСИ. Протокол №11. Сентябрь 1967 г. // Протоколы Ученого совета факультета психологии ЛГУ. ЦГА СПб. Фонд 7240. Опись 22. Дело 81.

14. Свидетельство №65/896 // Архив ИП РАН. Фонд А.В. Ярмоленко.

15. Серебрякова Р.О., Ярмоленко А.В. В.Н. Мясищев – ученый и педагог. // Психология личности и малых групп: Л.: ЛГУ, 1977. С. 4−8.

16. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.: Педагогика, 1972.

17. Соколянский И.А. Письмо Б.Г. Ананьеву 1959 г. // Домашний архив Б.Г. Ананьева.

18. Справка // Архив ИП РАН. Фонд А.В. Ярмоленко.

19. Тематические карточки научных работ (философский факультет) // ЦГА СПб. Фонд 7240. Опись 14, дело 1219, л. 35.

20. Ярмоленко А.В. Обследование движений аномальных детей: Л.: Гос. рефлексологический институт по изучению мозга им. В.М. Бехтерева; М.: Гос. мед. изд-во, 1931. 125 с.

21. Ярмоленко А.В. Представление времени у слепоглухонемых // Вопросы психофизиологии и клиники чувствительности. Сборник экспериментальных исследований. Л.: 1939. С. 174−181.

22. Ярмоленко А.В. Пространственные представления при потере слуха и зрения // Проблемы психологии. Л.: ЛГУ, 1948.

23. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л: ЛГУ: 1961.

24. Ярошевский М.Г. Уникальное сосредоточие психологических знаний // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. С. 120–122.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх