К 70-летию Павловской сессии: американская историография советской психологии

 
Код статьиS020595920013342-2-1
DOI10.31857/S020595920013342-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии
Аффилиация: Иркутский государственный университет
Адрес: Иркутск, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 1
Страницы122-131
Аннотация

Проведено историографическое исследование проходившей в 1950 г. знаковой для психологии сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова. Противоречивый характер и неполнота представлений о сессии в историко-психологических работах отечественных исследователей при том значении, которое она имела для советской психологии, обусловливают актуальность разработки ее историографии. Проанализированы результаты сравнительно-диахронического исследования историографических представлений американских авторов о месте сессии в истории советской психологии. Приводится анализ содержания монографий Р.А. Бауэра (1952), Л. Грэхэма (1972), Л. Рамани (1973), А. Козулина (1984) и Д. Джоравски (1989), изданных в США за годы существования Советского Союза. Определяются особенности описания сессии как события научно-социальной жизни и этапа в развитии научных представлений советских психологов. Обнаружено, что при анализе интеллектуальной истории советской психологии данная сессия в большей степени оценивается положительно, тогда как при обращении к социальной истории советской психологии данная сессия оценивается в основном отрицательно. Американские исследователи представляют Павловскую сессию как событие внешне заданное и выбивающееся из единой логики развития советской психологии как науки о человеке и его психике. Вместе с тем, они вскрывают противоречие, обнаружившееся в ходе стимулированных сессией обсуждений: идеологический заказ ориентировал ученых на построение одновременно и марксистской (социологизаторской), и монистической (материалистической) психологии. Данные проведенного исследования позволяют обогатить историографию советской психологии альтернативными исследовательскими интерпретациями и свидетельствуют о перспективности разработки нового направления историко-психологическогоисследования — американской историографии советской психологии.

Ключевые словаистория психологии, советская психология, Павловская сессия, историография советской психологии, идеологические дискуссии, научная политика, научное сообщество
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00675
Получено10.01.2021
Дата публикации20.01.2021
Кол-во символов31778
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 911

Оценка читателей: голосов 0

1. Артемьева О.А. Научное сообщество как субъект научной деятельности // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 4. С. 67–75.

2. Артемьева О.А. “Оружием критики” (Анализ рецензий отечественных психологов первой половины ХХ столетия) // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 123–132.

3. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской науке. М.: Наука, 1972.

4. Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991.

5. Гусельцева М.С. Изучение идентичности в контексте культуры: методология латентных изменений // Психологические исследования. 2018. № 58. С. 2.

6. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004.

7. Кожевников А.Б. Игры сталинской демократии и идеологические дискуссии в советской науке: 1947-1952 гг.// ВИЕТ. 1997. № 4. С. 26–58.

8. Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова. 28 июня – 4 июля 1950 г. Стенографический отчет. М.: Издательство Академии наук СССР, 1950.

9. Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. М.: Просвещение, 1967.

10. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / отв. ред. А.В. Брушлинский. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.

11. Репрессированная наука / Сост. А.И. Мелуа, В.М. Орел; под общ. ред. М.Г. Ярошевского. Л.: Наука, 1991.

12. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975.

13. Сталин И.В. Относительно марксизма в языкознании // Правда. 1950. 20 июня. С. 3–5.

14. Bauer R.A. The New Man in Soviet Psychology. 3rd ed. Cambridge: Harvard University Press, 1968.

15. Gergen K.J. Toward a Postmodern Psychology // Psychology and Postmodernism / Ed. by S. Kvales. L.: Sage Publications, 1994. P. 17–30.

16. Graham L.R. Science and Philosophy in the Soviet Union. N.Y.: Knopf, 1972.

17. Joravsky D. Russian Psychology. A Critical History. Oxford: Basil Blackwell, 1989.

18. Kozulin A. Psychology in Utopia: Toward a Social History of Soviet Psychology. Cambridge (Mass.); L.: The MIT Press, 1984.

19. Rahmani L. Soviet Psychology. Philosophical, Theoretical and Experimental Issues. N.Y.: International Universities Press, 1973.

20. Scientific Session on the Physiological Teaching of Academician I.P. Pavlov. M., 1951.

21. Woody W.D., Viney W. A History of Psychology: The Emergence of Science and Applications. 6th Edition. N.Y.: Routledge, 2017.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх