Когнитивно-поведенческая концепция и возможности ее реализации в жизненной активности студентов

 
Код статьиS020595920013324-2-1
DOI10.31857/S020595920013324-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Казань, Республика Татарстан, Россия
Должность: Доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Республика Татарстан, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 42 № 1
Страницы26-35
Аннотация

Представлена концепция когнитивно-поведенческих предикторов жизненной активности личности и ее реализация на примере активности студентов в виртуальном пространстве. В основу концепции положен созерцательно-объяснительный тип знания, что является начальным этапом формирования теории когнитивно-поведенческой активности субъекта, когда допускается ее наполнение элементами существующих теорий (Я.А. Пономарев). Отмечается, что теоретическое обоснование и практическое воплощение когнитивно-поведенческой концепции — это попытка решения “кардинальной” проблемы психологии: соединение аналитичности и целостности (П.К. Анохин). Концепция предусматривает формирование такой активности в условиях новой социальной ситуации развития, где реальное и виртуальное поведение составляют единство мышления и деятельности студенческой личности. Осмысление новой реальности осуществлено в виде создания модели когнитивно-поведенческой активности, включающей необходимые элементы теории функциональных систем с учетом акта “взаимодействия” (П.К. Анохин), психологического механизма творчества (Я.А. Пономарев) с созидательными процессами и “взаимопереходами” внешних действий во внутренние и наоборот (А.Н. Леонтьев), зонами развития (Л.С. Выготский), детерминацией и самодетерминацией (С.Л. Рубинштейн). В отличие от акцентировки западных исследователей жизнедеятельности человека на “реципрокном детерминизме” среды, личности и поведения (А. Бандура), здесь акцент сделан на творческом, созидательном характере когнитивности субъекта, живущего в новых условиях. Сочетание созерцательно-академического и созидательного начал представлено методом анализа когнитивных предикторов успешности, где феномен созидательной активности статистически подтвержден результатами эмпирических исследований на выборке, включающей более 33 000 испытуемых, а взаимодополняющее сочетание аналитичности и целостности показано через применение метода скаффолдинг, где единство мотивации, способностей, личностных качеств и воли создают условия для творческой самореализации субъекта.

Ключевые словакогнитивно-поведенческая психология, жизненная активность, взаимодействие, академическая успешность, социальные сети, предикторы
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №19-18-00253, “Нейросетевая психометрическая модель когнитивно-поведенческих предикторов жизненной активности личности на базе социальных сетей”)
Получено07.01.2021
Дата публикации20.01.2021
Кол-во символов30989
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1057

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров Ю.И., Дружинин В.Н. Теория функциональных систем в психологии // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 6. С. 4–20.

2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избранные труды. М.: Наука, 1978.

3. Бехтерев В.М. Психика и жизнь. М.: Книжный Клуб Книговек, 2012.

4. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В. Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 3. С. 101–115.

5. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 6. С. 5–10.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.

7. Джемс У. Психология /под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.

8. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Психологическое и социально-психологическое пространство личности и группы: понимание, виды и тенденции исследования // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 4. С. 45–56.

9. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 5. С. 35-47.

10. Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Юревич А.В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 году // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 45–64.

11. Ковалева Ю.В. Последствия внедрения новых технологий: взгляд с позиций исторической и глобальной психологий // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 5. С. 124–128.

12. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 5. С. 57–65.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

14. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М. Изд-во Московского университета, 1973.

15. Моросанова В.И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции: исследование действий профессионала // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 3. С. 98–110.

16. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000.

17. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М. Наука, 1983.

18. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии / ред.-сост. А.Л. Журавлев, Т.В. Галкина. М.: ООО “Тидарис”, 2010.

19. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

20. Попов Л.М., Ибрагимова Е.Н., Устин П.Н. Концепция психологии творчества Я.А. Пономарева и ее приложение к изучению психологии саморазвития // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 1. С. 35-47.

21. Попов Л.М., Устин П.Н. Скаффолдинг — метод актуализации интеллектуально-личностного потенциала субъекта научно-образовательной деятельности // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития, 2020. С. 530–534.

22. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Спб.: Питер, 2003.

23. Устин П.Н., Попов Л.М. Проблема прогнозирования жизненной активности личности в социальных сетях // V Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Казань: Центр инновационных технологий. 2020. С. 457–461.

24. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М. Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011.

25. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2 изд-е, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002.

26. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Елизаров С.Г. К вопросу о социально-психологических последствиях внедрения новых технологий и определении перспективных направлений исследований // Психологический журнал. 2020. Т.41. № 4. С. 109–114.

27. Штерн В. Персоналистическая психология // История зарубежной психологии (30-60 гг. ХХ в.). М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 286–200.

28. Jacobs G. Providing the scaffold: A model for early childhood/primary teacher preparation // Early Childhood Education Journal. 2001. V. 29(2). P. 125–130.

29. Kosinski M., Stillwell D., Graepel T. Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. № 110 (15). P. 5802–5805.

30. Valsiner J. Scaffolding within the Structure of Dialogical Self: Hierarchical Dynamics of Semiotic Mediation // New Ideas in Psychology. 2005. V. 23(3). P. 197–206.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх