Эмоциональная регуляция: факторы ее развития и связанные с ней виды поведения

 
Код статьиS020595920011083-7-1
DOI10.31857/S020595920011083-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 5
Страницы63-76
Аннотация

Проведены информационно-аналитический обзор литературы и теоретический анализ исследований эмоциональной регуляции человека. Описаны основные этапы развития эмоциональной регуляции, общие направления изменений, происходящих в онтогенезе. Рассматриваются внешние и внутренние факторы, влияющие на становление эмоциональной регуляции. В качестве внутренних факторов рассматриваются темперамент и исполнительные функции, в качестве внешних ― отношение родителей к детям, стиль воспитания в семье, способы саморегуляции родителей. Отдельно рассмотрены области исследований, тесно примыкающие к изучению эмоциональной регуляции: просоциальное поведение и его связь с эмоциональной регуляцией и эмоциональным интеллектом.

Ключевые словаэмоциональная регуляция, развитие эмоциональной регуляции, темперамент, детско-родительское взаимодействие, исполнительные функции, просоциальное поведение, эмоциональный интеллект
Источник финансированияФинансирование: отчетное исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-113-50594
Получено08.09.2020
Дата публикации13.09.2020
Кол-во символов29005
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 9, всего просмотров: 4444

Оценка читателей: голосов 0

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23−34.

2. Виленская Г.А. Регуляция поведения в раннем возрасте // Психология сегодня: теория, образование и практика / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, А.В. Карпова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. С. 70−86.

3. Виленская Г.А., Сергиенко Е.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте // Психологичекий журнад. Т. 22. № 3. 2001. С. 68−85.

4. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2003.

5. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1986.

6. Изард К.Е. Психология эмоций. СПб: Питер, 2002.

7. Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1 (81). С. 65−76.

8. Ильин Е.П., Липина А.Н. Динамика характеристик эмоциональной сферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости // Вестник практической психологии образования. 2007. № 4 (13). С. 42–46.

9. Карабущенко Н.Б., Зорина Н.Н. Возрастные особенности эмоционального интеллекта у женщин разного возраста // Вестник Оренбургского Государственного университета. 2018. № 4 (216). С. 108−114.

10. Карелина И.О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс: монография. Прага: Vědeckovydavatelské centrum “Sociosféra-CZ”, 2017.

11. Леонова А.Б. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. № 1. С. 87−103.

12. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004. С. 29−36.

13. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010

14. Мухамедрахимов Р.Ф. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб: СПбГУ, 2003.

15. Падун М.А. Регуляция эмоций и эмоциональная безопасность ребенка в семье // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 17−35.

16. Прохоров А.О. Образ психического состояния. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.

17. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.

18. Сергиенко Е.А. Эмоциональный интеллект – разработка понятия // Разработка понятий в современной психологии. Т.2. Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленской. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019. С. 201−254.

19. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Контроль поведения // Разработка понятий в современной психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. C. 343−378.

20. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2010.

21. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.В. Модель психического и ее развитие в детском возрасте. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.

22. Abulizi X., Pryor L., Michel G., Melchior M., van der Waerden J. Temperament in infancy and behavioral and emotional problems at age 5.5: The EDEN mother-child cohort. 2017. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0171971

23. Ahmed S., Bittencourt-Hewitt A., Sebastian C. Neurocognitive Bases of Emotion Regulation Development in Adolescence // Developmental Cognitive Neuroscience. 2015. V. 15. P. 11−25. 10.1016/j.dcn.2015.07.006

24. Bariola E, Hughes E.K., Gullone E. Relationships between parent and child emotion regulation strategy use: A brief report // Journal of Child and Family Studies. 2012. Р. 1–6.

25. Bar-On R. Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. TechnicalManual. Toronto. Canada: Multi-health Systems, 2004.

26. Benita M., Levkovitz T., Roth G. Integrative emotion regulation predicts prosocial behavior through the mediation of empathy // Learning and Instruction. 2017. V. 50. P. 14–20.

27. Blair B.L., Gangle M.R., Perry N.B., O’Brien M., Calkins S.D., Keane S.P., Shanahan L. Indirect Effects of Emotion Regulation on Peer Acceptance and Rejection: The Roles of Positive and Negative Social Behaviors // Merrill Palmer Q. 2016. V. 62(4). P. 415–439.

28. Brethel-Haurwitz K.M., Stoianova M., Marsh A.A. 2019. Empathic emotion regulation in prosocial behavior and altruism //https://psyarxiv.com/ds3gc/ (препринт). 2019.

29. Bridges L.J., Grolnick W.S. The development of emotional self-regulation in infancy and early childhood // Review of personality and social psychology / Ed. N. Eisenberg. Sage Publications, Inc., 1995. P. 185–211.

30. Bucich M., MacCann C. Emotional Intelligence and Day-To-Day Emotion Regulation Processes: Examining Motives for Social Sharing // Personality and Individual Differences V. 137/ 2019. P. 22−26.

31. Calkins S.D., Hill A. Caregiver influences on emerging emotion regulation: Biological and environmental transactions in early development. // Handbook of emotion regulation / Ed. J.J. Gross. New York, NY: Guilford; 2007. P. 229–248

32. Cameron C.D., Payne B.K. Escaping Affect: How Motivated Emotion Regulation Creates Insensitivity to Mass Suffering // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. V.100(1). P. 1−15.

33. Campos J.J., Frankel C.B., Camras L. On the Nature of Emotion Regulation // Child Development. 2004. V. 75. № 2. P. 377−394.

34. Casey B.J., Heller A.S., Gee D.G., Cohen A.O. Development of the emotional brain // Neuroscience Letters, 2019. V. 693. P. 29−34.

35. Cassano M., Perry-Parrish C., Zeman J. Influence of gender on parental socialization of children’s sadness regulation // Social Development. 2007. V. 16. P. 210−231.

36. Cassidy J. Emotion regulation: Influences of attachment relationships // Monographs of Social Research Child Development. 1994. V.59. N 2−3. P. 228−249.

37. Cicchetti D., Cohen D.J. Developmental psychopathology: Theory and method (2nd ed.). John Wiley & Sons Inc, 2006.

38. Côté S., DeCelles K.A., McCarthy J.M., van Kleef G.A., Hideg I. The Jekyll and Hyde of emotional intelligence: emotion-regulation knowledge facilitates both prosocial and interpersonally deviant behavior // Psychological Science. 2011. V.22. Iss. 8. P. 1073−1080.

39. Diamond L., Aspinwall L.G. Emotion Regulation Across the Life Span: An Integrative Perspective Emphasizing Self-Regulation, Positive Affect, and Dyadic Processes // Motivation and Emotion. 2003. V. 27. N 2. P. 125−156.

40. Diener M., Mangelsdorf S., McHale J., Frosch C. (2002). Infants' behavioral strategies for emotion regulation with fathers and mothers: Associations with emotional expressions and attachment quality // Infancy. 2003. N 3 (2). P. 153–174.

41. Eisenberg N. Temperamental Effortful Control (Self-Regulation). In: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, eds. Rothbart MK, topic ed. Encyclopedia on Early Childhood Development [online]. http://www.child-encyclopedia.com/temperament/according-experts/temperamental-effortful-control-self-regulation. Updated April 2012. Accessed April 30, 2020.

42. Eisenberg N., Eggum N., Vaughan J., Edwards A. Relations of self-regulatory/control capacities to maladjustment, social competence, and emotionality // Hoyle R, ed. Handbook of personality and self-regulation. New York: Wiley; 2010. P. 21−46.

43. Eisenberg N., Smith C., SpinradT.L. Effortful control: Relations with emotion regulation, adjustment, and socialization in childhood // Vohs K.D. Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications / Ed. Baumeister R.F. New York: Guilford, 2011. Р. 263−283.

44. Eisenberg N., Spinrad T.L., Eggum N.D. Emotion-Related Self-Regulation and Its Relation to Children’s Maladjustment // Annual Review of Clinical Psychology. 2010 27; 6: 495–525.

45. Ferrier D.E., Bassett H.H., Denham S.A. Relations between executive function and emotionality in preschoolers: Exploring a transitive cognition–emotion linkage // Frontiers in Psychology. 2014.5:487. 2014.

46. Fonagy P, Gergely G, Jurist E.L., Target M. Affect regulation, mentalization, and the development of the self. London: H. Karnac (Books) Ltd, 2004.

47. Garnefski N.,Kraaij V. Relationships between cognitive emotion regulation strategies and depressive symptoms: A comparative study of five specific samples // Personality and Individual Differences. 2006. V. 40. N 8.P. 1659–1669.

48. Goldsmith H.H., Pollak S.D., Davidson R.J. Developmental neuroscience perspectives on emotion regulation // Child Developmental Perspectives. 2008. 2(3). P. 132–140.

49. Gross J.J., Thompson R.A. Emotion Regulation: Conceptual Foundations // Handbook of emotion regulation / Ed. J.J. Gross. The Guilford Press, 2007. P. 3–24

50. Graziano P.A., Garcia A. Attention-deficit hyperactivity disorder and children's emotion dysregulation: A meta-analysis // Clinical Psychology Review. 2016. V. 46. P. 106−123.

51. Hein S., Röder M., Fingerle M. The role of emotion regulation in situational empathy-related responding and prosocial behaviour in the presence of negative affect // International Journal of Psychology. 2018. V. 53 N 6. P. 477−485.

52. Hoeksma J. B., Oosterlaan J., Schipper E. M. Emotion Regulation and the Dynamics of Feelings: A Conceptual and Methodological Framework // Child Development. 2004. V. 75. № 2. P. 354−360.

53. Isaacowitz D.M., Livingstone K.M., Castro V.L. Aging and emotions: experience, regulation, and perception // Current Opinions in Psychology. 2017. V. 17. P. 79−83.

54. Kiel E.J., Kalomiris A.E. Current themes in understanding children’s emotion regulation as developing from within the parent–child relationship // Current Opinion in Psychology. 2015. V. 3. P. 11–16.

55. KochanskaG. Emotional development in children with different attachment histories: The first three years // Child Development. 2001. V. 72. N 2. P. 474–490.

56. Kochanska G., Philibert R.A., Barry R.A. Interplay of genes and early mother-child relationship in the development of self-regulation from toddler to preschool age // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2009. V. 50. P. 1331−1338.

57. Kochanska G., Coy K.C., Murray K.Y. The development of self-regulation in the first four years of life // Child Development. 2001. V. 72. N 4. P. 1091–1111

58. Kopp C. Antecedents of Self-Regulation: A developmental perspective // Developmental Psychology. 1982. V. 18. P. 199–208.

59. Kopp C. Regulation of distress and negative emotions: A developmental view // Developmental Psychology. 1989. V. 25. P. 343–354.

60. Kopp C.B., Neufeld S.J. Emotional development during infancy // Goldsmith.Series in affective science. Handbook of affective sciences / Eds. R.J. Davidson, K.R. Scherer, H.H. Oxford University Press, 2003. P. 347−374.

61. Lantrip C., Huang J.H. Cognitive Control of Emotion in Older Adults: A Review // Clinical Psychiatry (Wilmington). 2017. 3(1):9.

62. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping.N.Y.: Springer, 1984.

63. Leve L.D., Harold G.T., Ge X., Neiderhiser J.M., Shaw D., Scaramella L.V., Reiss D. Structured parenting of toddlers at high versus low genetic risk: Two pathways to child problems // Journal of the American Academy of Child & AdolescentPsychiatry. 2009. 48(11). P. 1102–1109.

64. Lockwood P.L., Seara-Cardoso A., Viding E. Emotion Regulation Moderates the Association between Empathy and Prosocial Behavior // PLoS ONE 9(5): e96555. 2014.

65. Luna B., Padmanabhan A., O'Hearn K. What has fMRI told us about the development of cognitive control through adolescence? // Brain and Cognition. 2010. V. 72. N 1. P. 101–113.

66. Morris A., Criss M.M., Silk J.S., Houltberg B.J. The Impact of Parenting on Emotion Regulation During Childhood and Adolescence // Child Development Perspectives. 2017. V.11(4). P. 233−238.

67. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. 27(4). P. 267–298.

68. Ochsner K.N., Gross J.J. The neural architecture of emotion regulation // Handbook of emotion regulation. New York: Guilford, 2007. P. 87−109.

69. Peña-Sarrionandia A., Mikolajczak M., Gross J.J. Integrating emotion regulation and emotional intelligence traditions: a meta-analysis // Frontiers in Psychology. 2015; 6. 160.

70. Phillips K.F.V., Power M.J. A new self-report measure of emotion regulation in adolescents: The regulation of emotions questionnaire // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2007. V. 14. P. 145–156.

71. Phillips K., Power M. Emotional regulation // Encyclopedia of Adolescence / Ed. Roger J.R. Levesque. Springer, 2011.

72. Power T.G. Stress and coping in childhood: the parents' role // Parenting: Science and Practice. 2004. V. 4. N 4. P. 271–317.

73. Pulkkinen L., Kokko K. Human Development from Middle Childhood to Middle Adulthood: Growing Up to be Middle-aged. Routledge, 2017.

74. Roth G., Assor A., Niemiec C.P., Deci E.L., Ryan R.M. The emotional and academic consequences of parental conditional regard: comparing conditional positive regard, conditional negative regard, and autonomy support as parenting practices // Developmental Psychology. 2009. V. 45 N 4. P. 1119−1142.

75. Rothbart M.K., Sheese B.E., Posner M.I. Temperament and emotion regulation // Handbook of emotion regulation / Ed. J.J. Gross. Guilford Press, 2014. P. 305−320.

76. Rothbart M.K., Sheese B.E., Rueda M.R., Posner M.I. Developing Mechanisms of Self-Regulation in Early Life // Emotional Review. 2011. V. 3(2). P. 207–213.

77. Rutherford H.J.V., Wallace N.S., Laurent H.K., Mayes L.C. Emotion Regulation in Parenthood // Developmental Review. 2015. V. 36. P. 1–14.

78. Séguin D.G., MacDonald B. The role of emotion regulation and temperament in the prediction of the quality of social relationships in early childhood // Early Child Development and Care. 2018. V. 188. Iss. 8. P. 1147−1163.

79. Shaver P.R., Mikulincer M. Adult attachment strategies and the regulation of emotion. Handbook of Emotion Regulation. 2007. P. 446–465.

80. Stegge H. Terwog M.M. Awareness and regulation of emotion in typical and atypical development // Handbook of Emotion Regulation / Ed. J.J. Gross. New York: Guilford Press, 2007. P. 269−286.

81. Sudikoff E.L., Bertolin M., Lordo D.N., Kaufman D.A.S. Relationships between Executive Function and Emotional Regulation in Healthy Children // Journal of Neurology and Psychology. 2015; S(2):8.

82. Suri G., Gross J.J. Emotion regulation and successful aging // Trends in Cognitive Sciences. 2012. V. 16(8). P. 409–410.

83. Thomas J.C., Letourneau N., Campbell T.S., Tomfohr-Madsen L., Giesbrecht G.F., APrON Study Team Developmental origins of infant emotion regulation: Mediation by temperamental negativity and moderation by maternal sensitivity // Developmental Psychology. 2017. V. 53(4). P. 611−628.

84. Trentacosta J.C., Shaw D.S. Emotional Self-Regulation, Peer Rejection, and Antisocial Behavior: Developmental Associations from Early Childhood to Early Adolescence // Journal of Applied Developmental Psychology. 2009. V. 30(3). P. 356–365.

85. Van Beveren M.-L., McIntosh K., Vandevivere E., Wante L., Vandeweghe L., Van Durme K., Vandewalle J., Verbeken S., Braet C. Associations Between Temperament, Emotion Regulation, and Depression in Youth: The Role of Positive Temperament // Journal of Child and Family Studies. 2016. V. 25. P. 1954–1968.

86. Xiao S.X., Spinrad T., Carter D.B. Parental emotion regulation and preschoolers’ prosocial behavior: The mediating roles of parental warmth and inductive discipline // Journal of Genetic Psychology. 2018. V. 179 N 5. P. 246−255.

87. Zarra-Nezhad M., Aunola K., Kiuru N., Mullola S., Moazami-Goodarzi A. Parenting Styles and Children’s Emotional Development during the First Grade: The Moderating Role of Child Temperament // Journal of Psychology and Psychotherapy. 2015. V. 5Iss. 5:206.

88. Zysberg L., Raz S. Emotional intelligence and emotion regulation in self-induced emotional states: Physiological evidence // Personality and Individual Differences. V. 139. 2019. P. 202−207.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх