Привязанность у детей с опытом институционализации. Часть I. Особенности привязанности у детей, проживающих в детских домах и домах ребенка

 
Код статьиS020595920010419-6-1
DOI10.31857/S020595920010419-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Российская Федерация
Должность: аспирантка
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Санкт-Петербург, Российская Федерация
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Университетская набережная, д. 7–9
Должность: доцент
Аффилиация: Адыгейский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 5
Страницы77-85
Аннотация

Установлено, что у детей с опытом проживания в депривационных условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, присутствуют нарушения распределения паттернов привязанности и их улучшение в случае нахождения ребенка в замещающей семье (приемной, усыновителей). При этом частота проявлений разных типов привязанности зависит от множества факторов, требующих изучения. Актуальность настоящего информационно-аналитического обзора определяется значительным увеличением в Российской Федерации числа детей, проживающих в замещающих семьях и важностью, в связи с этим, исследования влияния ранней депривации на развитие у них привязанности, а также необходимостью знакомства профессионалов и родителей с особенностями привязанности детей с опытом институционализации. Цель первой части обзора ― анализ исследований привязанности у детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих в организациях для сирот, проведенных с использованием валидных методов, основанных на наблюдении. Результаты исследований свидетельствуют о негативных изменениях в процессе формирования привязанности у детей в депривационных условиях. У них, по сравнению со сверстниками из биологических семей, значительно снижается частота проявлений безопасной и повышается частота проявлений дезорганизованной привязанности. Позитивные изменения распределения типов привязанности у детей, воспитывающихся в сиротских организациях, наблюдаются при улучшении их социально-эмоционального окружения. 

Ключевые словаПривязанность, дети, организация для сирот, социально-эмоциональное окружение
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-113-50402\19 “Привязанность у детей с опытом институализации, проживающих в замещающих семьях”.
Получено18.07.2020
Дата публикации13.09.2020
Кол-во символов14190
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1411

Оценка читателей: голосов 0

1. Асламазова Л.А., Мухамедрахимов Р.Ж., Вершинина Е.А. Опыт институционализации и уровень здоровья как факторы поведения привязанности у детей в замещающих семьях // Психологический журнал. 2019. Т.39. № 1. С. 47–58.

2. Кочерова О.Ю., Антышева Е.Н., Чубаровский В.В., Филькина О.М. Факторы риска и прогнозирование формирования ненадежной привязанности к приемной матери у детей раннего возраста через год воспитания в замещающей семье // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2018. Т. 18. № 3. С. 15–21.

3. Мухамедрахимов Р.Ж., Асламазова Л.А., Вершинина Е.А. Роль программы психологического сопровождения в динамике поведенческих проявлений привязанности у детей, воспитывающихся в замещающих семьях  // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 3. С. 53–63.

4. Плетенёва М.В., Мухамедрахимов Р.Ж. Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2013. №. 3. С. 22–31.

5. Плешкова Н.Л., Мухамедрахимов Р.Ж. Отношения привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Эмоции и отношения на ранних этапах его развития / Под ред. Мухамедрахимова Р.Ж. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 220–240.

6. Число детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей по состоянию на 31 декабря 2018 года [Электронный ресурс] // Усыновите.ру: Интернет-проект Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2018/ (дата обращения: 03.01.2020).

7. Чубаровский В.В., Антышева Е.Н., Кочерова О.Ю., Филькина О.М. Распространенность, структура и динамика психических расстройств и расстройств поведения у детей раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях // Здоровье населения и среда обитания. 2017. №7. С. 37–40.

8. Ainsworth M.D.S., Blehar M., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the Strange Situation. Hillsdale. N.J.: Erlbaum, 1978.

9. Bakermans-Kranenburg M.J. Bunkers K.M., Dobrova-Krol N.A., Engle P., Fox N.A., Gamer G., ... Zeanah C.H. The development and care of institutionally-reared children // Child Development Perspectives. 2012. V. 6. № 2. P. 174–180.

10. Bakermans-Kranenburg M.J., Steele H., Zeanah C.H., Muhamedrahimov R.J., Vorria P., Dobrova-Krol N.A., Steele M., Van IJzendoorn M.H., Juffer F., Gunnar M.R. Attachment and emotional development in institutional care: characteristics and catch up // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2011. V. 76. № 4. P. 62–91.

11. Burlingham D.T., Freud A. Infants without Families. N.Y.: International University Press. 1944.

12. Chisholm K. A three year follow-up of attachment and indiscriminate friendliness in children adopted from Romanian orphanages // Child Development. 1998. V. 69. № 4. P. 1092–1106.

13. Crittenden P.M. A dynamic-maturational model of attachment // Australian and New Zealand Journal of Family Therapy. 2006. V. 27. № 2. P. 105–115.

14. Dobrova-Krol N.A., Bakermans-Kranenburg M.J., Van IJzendoorn M.H., Juffer F. The importance of quality of care: Effects of perinatal HIV infection and early institutional rearing on preschoolers’ attachment and indiscriminate friendliness // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2010. V. 51. № 12. P. 1368–1376.

15. Dozier M., Bernard K. Coaching parents of vulnerable infants: attachment and biobehavioral catch-up approach. N.Y.: Guilford Press, 2019.

16. Eurochild. Opening doors for Europe’s children. Ending the era of institutional care in Europe. Brussels, Belgium: Eurochild, 2017. URL: http://www.openingdoors.eu/wp-content/uploads/2017/06/OD-call-toaction-02062017.pdf (accessed at November 27, 2019).

17. Juffer F., Bakermans-Kranenburg M. J., Van IJzendoorn M. H. The importance of parenting in the development of disorganized attachment: Evidence from a preventive intervention study in adoptive families // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2005. V. 46. № 3. P. 263–274.

18. Kumsta R., Schlotz W., Golm D., Moser D., Kennedy M., Knights N., Kreppner J., Maughan B., Rutter M., Sonuga-Barke E. HPA axis dysregulation in adult adoptees twenty years after severe institutional deprivation in childhood // Psychoneuroendocrinology. 2017. V. 86. P. 196–202.

19. Main M., Hesse E. Parents’ unresolved traumatic experiences are related to infant disorganized attachment status: Is frightened and/or frightening parental behavior the linking mechanism? // Attachment in preschool years: Theory, research and intervention / Eds. Greenberg M.T., Cicchetti D., Cummings E.M. Chicago: University of Chicago Press, 1990. P. 161–184.

20. Main M., Solomon J. Procedure for identifying infants as disorganized/disoriented during the Ainsworth Strange Situation // Attachment in preschool years: Theory, research and intervention / Eds. Greenberg M.T., Cicchetti D., Cummings E.M. Chicago: University of Chicago Press, 1990. P. 121–160.

21. McCall R.B., Van IJzendoorn M.H., Juffer F., Groark C.J., Groza V.K. Children without permanent parents: Research, practice, and policy // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2011. V. 76. P. 1–280.

22. McDermott J.M., Troller-Renfree S., Vanderwert R., Nelson C.A., Zeanah C.H., Fox N.A. Psychosocial deprivation, executive functions, and the emergence of socio-emotional behavior problems // Frontiers of Human Neuroscience. 2013. V. 7. P. 1–11.

23. Muhamedrahimov R.J., Agarkova V.V., Vershnina E., Palmov O.I., Nikiforova N.V., McCall R.B., Groark C.J. Behavior problems in children transferred from a socioemotionally depriving institution to St. Petersburg (Russian Federation) families // Infant Mental Health Journal. 2014. V. 35. № 2. P. 111–122.

24. Naumova O.Y., Rychkov S.Y., Kornilov S.A., Odintsova V.V., Anikina V.О., Solodunova M.Y., Arintcina I.A., Zhukova M.A., Ovchinnikova I.V., Burenkova O.V., Zhukova O.V., Muhamedrahimov R.J., Grigorenko E.L. Effects of early social deprivation on epigenetic statuses and adaptive behavior of young children: A study based on a cohort of institutionalized infants and toddlers // PloS ONE. 2019. V. 14. № 3. P. 1–29.

25. Nelson C.A., Bos K., Gunnar M.R., Sonuga‐Barke E.J.S. Children without permanent parents: Research, practice, and policy: V. The neurobiological toll of early human deprivation // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2011. V. 76. № 4. P. 127–146.

26. Palacios J., Adroher S., Brodzinsky D.M., Grotevant H.D., Johnson D.E., Juffer F., Martínez-Mora L., Muhamedrahimov R.J., Selwyn J., Simmonds J., Tarren-Sweeney M. Adoption in the service of child protection. An international interdisciplinary perspective // Psychology, Public Policy, and Law. 2019. V. 25. № 2. P. 57–72.

27. Rutter M., Beckett C., Castle J., Colvert E., Kreppner J., Mehta M., Stevens S., Sonuga-Barke E. Effects of profound early institutional deprivation: An overview of findings from a UK longitudinal study of Romanian adoptees // International advances in adoption research for practice / Eds. Wrobel G., Neil B. Chichester: John Wiley & Sons, 2009. P. 147–168.

28. Shirtcliff E.A., Coe C.L., Pollak S.D. Early childhood stress is associated with elevated antibody levels to herpes simplex virus type 1 // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2009. V. 106. №. 8. P. 2963–2967.

29. Smyke A.T., Zeanah C.H., Fox N.A., Nelson C.A., Guthrie D. Placement in foster care enhances quality of attachment among young institutionalized children // Child Development. 2010. V. 81. P. 212–223.

30. Stevens A. Attachment and polymatric rearing. A study of attachment formation, separation anxiety and fear of strangers in infants reared by multiple mothering in an institutional setting // The origins of human social relations / Eds. Schaffer H.R. London: Academic Press, 1975.

31. The St. Petersburg–USA Orphanage Research Team. The effects of early social-emotional and relationship experience on the development of young orphanage children // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. V.73. №. 3. St. Petersburg: Blackwell Publishing Ltd, 2009.

32. UN General Assembly (UNGA). Guidelines for the Alternative Care of Children: Resolution. Adopted by the General Assembly, A/RES/64/142, 2010. URL: http://www.refworld.org/docid/ (accessed at November 27, 2019).

33. UN General Assembly (UNGA). Promotion and protection of the rights of children. Report of the Third Committee. Seventy-fourth session, A/74/395, 2019. URL: https://www.hopeandhomes.org/news-article/unga/ (accessed at November 27, 2019).

34. Van den Dries L., Juffer F., Van IJzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J., Alink L.R. Infants' responsiveness, attachment, and indiscriminate friendliness after international adoption from institutions or foster care in China: application of Emotional Availability Scales to adoptive families // Developmental Psychopathology. 2012. V. 24. №. 1. P. 49–64.

35. Van den Dries L., Juffer F., Van IJzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J. Fostering security? A meta-analysis of attachment in adopted children // Child Youth Services Review. 2009. V. 31. P. 410–421.

36. Van IJzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J., Juffer F. Plasticity of growth in height, weight and head circumference: Meta-analytic evidence of massive catch-up of children’s physical growth after adoption // Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics. 2007. V. 28. № 4. P. 334–343.

37. Van IJzendoorn M.H., Schuengel C., Bakermans-Kranenburg M.J. Disorganized attachment in early childhood: Meta-analysis of precursors, concomitants, and sequelae // Development and Psychopathology. 1999. V. 11. P. 225−249.

38. Van IJzendoorn M.H., Vereijken C.M.J.L., Bakermans-Kranenburg M.J., Riksen-Walraven J.M. Assessing attachment security with the attachment Q Sort: Meta-Analytic evidence for the validity of the observer AQS // Child Development. 2004. V. 75. № 4. P. 1188–1213.

39. Vorria P., Papaligoura Z., Dunn J., Van IJzendoorn M.H., Steele H., Kontopoulou A., Sarafidou Y. Early experiences and attachment relationships of Greek infants raised in residential group care // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2003. V. 44. №. 8. P. 1208–1220.

40. Waters E., Deane K. Defining and assessing individual differences in attachment relationships: Q-methodology and the organization of behavior in infancy and early childhood // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1985. V. 50. P. 41–65.

41. Zeanah C.H., Gleason M.M. Annual Research Review: Attachment disorders in early childhood – clinical presentation, causes, correlates and treatment // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2015. V. 56. № 3. P. 207–222.

42. Zeanah C.H., Smyke A.T., Koga S.F., Carlson E., The BEIP Core Group. Attachment in institutionalized and community children in Romania // Child Development. 2005. V. 76. № 5. P. 1015–1028.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх