От избыточного потребления к “избыточному потребителю”

 
Код статьиS020595920009332-1-1
DOI10.31857/S020595920009332-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заместитель директора Института психологии РАН
Аффилиация: Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 3
Страницы104-112
Аннотация

Рассматриваются вопросы, актуализируемые понятием “иметь” для современного человека. Выстраивается картина такого явления как шопомания, имеющая два активных проявления: демонстрация материальных средств и острота потребности их тратить. Обсуждаются символическая нагрузка избыточного потребления, “инновационное” потребление, первичные и вторичные материальные потребности, лежащие в основе избыточного потребления, рациональные и иррациональные мотивы избыточного потребления, а также типы современных потребителей. Формулируется вывод о том, что с шопоманией бессмысленно бороться, но можно придать ей рациональную форму путем оптимизации расходов личности.

Ключевые словаИзбыточное потребление, личность “избыточного потребителя”, причины шопоголизма, первичные и вторичные материальные потребности потребителей, конец истории
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 17-78-30035 “Психологические факторы экономической и социальной конкурентоспособности России”
Получено25.04.2020
Дата публикации08.05.2020
Кол-во символов33252
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1383

Оценка читателей: голосов 0

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структура. М.: Республика, 2006.

2. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001.

3. Дейнека О.С. Экономическая психология. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2000.

4. Кассер Т. Быть или иметь? М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2015.

5. Лунт П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, завтра // Иностранная психология. 1997. № 9. С. 8–16.

6. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Канон-Пресс, 2003.

7. Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей. Калуга: Изд-во КГУ имени К.Э. Циолковского, 2012.

8. Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1999.

9. Талер Р. Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. М.: Эксмо, 2018.

10. Талер Р., Санстейн К. Архитектура выбора: как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2018.

11. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

12. Шиллер Р. Иррациональный оптимизм, М.: Альпина, 2013.

13. Durning A. How Much is Enough: The Consumer Society and the Future of the Earth. New York: W.W. Norton, 1992.

14. Eisingerich A.B., Bhardwaj G., Miyamoto Y. Behold the Extreme Consumers and Learn to Embrace Them // Harvard Business Review. April 2010. Vol. 88. P. 30–31.

15. Miles, S. Consumerism as a Way of Life. London: SAGE Publications, 1998.

16. Stearns P. Consumerism in World History. London and New York: Routledge, 2001.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх