Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации

 
Код статьиS020595920009326-4-1
DOI10.31857/S020595920009326-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой кафедры педагогики и педагогической психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова
Адрес: Ярославль, ул. Советская, д. 14
Должность: Проректор по организационно-методической деятельности
Аффилиация: Институт развития образования Ярославской области
Адрес: ул. Богдановича, д. 16
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 3
Страницы43-52
Аннотация

Обобщены представления о надситуативном мышлении как о когнитивном ресурсе личности. Представлены результаты цикла эмпирических исследований, характеризующие роль личностных, средовых (профессиональная среда) и ситуационных факторов (нововведений в системе образования, ситуации критики и дефицита времени) в проявлениях надситуативного мышления как когнитивного ресурса. Выявлено, что вариативность реализации надситуативного взгляда на проблемную ситуацию и способ решения задач определяется как средовыми, так и ситуационными факторами. На выборке студентов (N = 180) показано, что к концу обучения в вузе появляются взаимосвязи надситуативности мышления и личностных особенностей, которые не наблюдались в начале обучения. На выборке специалистов сферы образования (N = 150) было выявлены связи средовых факторов с надситуативным мышлением: нововведения (снижают роль ресурса надситуативности, оперативность и глубину осмысления принятия решений), критика (снижает метакогнитивные признаки надситуативного мышления), дефицит времени (снижает оригинальность и др. показатели принятия решений). Выявлены различия в показателях надситуативного мышления менеджеров по данным срезов 2003 г. (N = 66) и 2018 г. (N = 120), что может быть объяснено изменением роли бизнес-образования и особенностей профессиональной среды. 

Предлагается в дальнейшем рассматривать феномен надситуативности как когнитивный ресурс реализации структурно-функциональных и процессуально-результативных позиций

 

Ключевые словаПрофессиональное мышление, надситуативное мышление, проблемные ситуации, профессионализация, ресурcность мышления, когнитивный ресурс, средовые и ситуационные факторы, личность, субъект
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта. Разработка концепции профессионализации мышления субъекта” (грант № 19-013-00102а)
Получено23.04.2020
Дата публикации08.05.2020
Кол-во символов23715
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1424

Оценка читателей: голосов 0

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Пер Сэ, 2006.

2. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Понятие “контекст” в категориальном строе психологической науки // Педагогика и психология образования. 2015. №4. С. 90–99.

3. Воронин А.Н., Горюнова Н.Б. Когнитивный ресурс. Структура, динамика, развитие. М.: “Институт психологии РАН”, 2016.

4. Дружинин В.Н. Психология способностей: Избранные труды. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007.

5. Журавлев А.Л. Развитие методологических и теоретических исследований в Институте психологии РАН // Национальный психологический журнал. 2007. № 1 (2). С. 75–80.

6. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социальная психология российских предпринимателей: Концепция психологических отношений. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2012.

7. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Принцип развития в психологии: разработка и перспективы // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 4. С. 29–40.

8. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология / Т.П. Зинченко. М.: МОДЭК, 2000.

9. Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.

10. Кашапов М.М. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс личности // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 22. С. 3–9.

11. Кашапов М.М., Серафимович И.В., Огородова Т.В. Метакогнитивное обоснование ситуативности/надситуативности мышления в качестве критерия оценки решения проблемных ситуаций в коммуникациях // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2015. Т. 157. №. 4. С. 189–202.

12. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л., Кашапов А.С., Отставнова И.В. Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 683–694.

13. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб.: Нестор-История, 2016.

14. Митина Л.М. Система “наука-образование-профессия” как стратегический ресурс и инновационная реализация развития человеческого капитала в обществе XXI века // Сборник статей “Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход” / Под общ. ред. Л.М. Митиной. М.: Перо, 2019. С. 5–12.

15. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. №4. C. 62–78.

16. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010.

17. Поваренков Ю.П. Психологическая теория становления профессионала: основные подходы и тенденции развития // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 2 / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011. С. 475–498.

18. Позняков В.П., Вавакина Т.С. Ресурсно-ценностный подход к анализу социального взаимодействия субъектов совместной жизнедеятельности // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 257–268.

19. Серафимович И.В. К вопросу о показателях интегрированности метакогнитивных процессов и социально-психологических особенностях профессионализации субъекта (на примере анализа видеоматериалов этапа кейса областного конкурса “Педагог-психолог года”) // Психология обучения. 2017. № 4. С. 91–105.

20. Сергиенко Е.А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 5–17.

21. Толочек В.А. “Психологические ниши”: топос и хронос в детерминации профессиональной специализации субъекта // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 1. С. 195–213.

22. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2019.

23. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013.

24. Baron J. Individual Mental Abilities vs. the World’s Problems // Journal of Intelligence. 2018. V. 6 (2). P. 23.

25. Brown J.D., Poulton E.C. Measurement the spare “mental capacity” of cardrivers by a subsidiary task // Ergonomics. 1961. Vol. 4. P. 35–40.

26. Fangjing Li Analysis and Quantitative Research on Early Warning Model for Enterprise Human Resource Based on Extension Theory// Revista de la Facultad de Ingeniería U.C.V., 2017. V. 32. № 2. P. 507–514.

27. Foster S.L., Lloyd P.J. Positive psychology principles applied to consulting psychology at the individual and group level // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 2007. Vol. 59 (1). P. 30–40.

28. Jackson S.E., Schuler R.S. Understanding human resource management in the context of organizations and their environments. Annual Review Psychology 1995. Vol. 46 (1). P. 237–264.

29. Kashapov M.M., Serafimovich I.V., Poshekhonova Y.V. Components of metacognition and metacognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. № 10 (1). P. 80–94.

30. Kaufman J. Creativity as a Stepping Stone Toward a Brighter Future // Journal of Intelligence. 2018. Vol. 6. P. 21.

31. Lavy S., Eshet R. Spiral effects of teachers’ emotions and emotion regulation strategies: Evidence from a daily diary study // Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies. 2019. Vol. 73(1). P. 151–161.

32. Mayer J.D., David R. C., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates // Emotion Review. 2016. Vol. 8. № 4. P. 290–300.

33. Prytula M.P. Teacher Metacognition within the Professional Learning Community // International Education Studies. 2012. Vol. 5. °№ 4. P. 112–121.

34. Stewart P.W., Cooper S.S., Moulding L.R. Metacognitive development in professional educators. // The Researcher. 2007. 21 (1). P. 32–40.

35. Tucha L, Koerts J. Gum Chewing and Cognition: An Overview // Neuroscience and Medicine. 2012. Vol. 3 №. 3. P. 243–250.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх