Динамика умственной работоспособности. ч.1. психологические особенности месячных и однолетних циклов

 
Код статьиS020595920005470-3-1
DOI10.31857/S020595920005470-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник Лаборатории психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии.
Аффилиация: Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Ул. Ярославская, д. 13
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 4
Страницы57-72
Аннотация

Приводятся результаты лонгитюдного исследования контроля умственной работоспособности (УРС) субъекта умственного труда на протяжении 34 лет. Выделяются закономерности УРС: существование не менее шести типов динамики УРС в 1-летнем цикле; каждая отдельная годовая имеет вид пилообразно изменяющейся кривой; типичные “кванты” УРС составляют 40–60 минут при их вариативности в течение недели и месяца — от 15 до 120 минут и др. Повторяемость 6–7 типов динамики УРС в 1-летних периодах — при сочетании состояния внешних и “внутренних условиях”  субъекта, разных жизненных событий, — указывает на высокую согласованность в деятельности физиологических и психологических систем человека. Динамика УРС в разных циклах связана с субъективно значимыми событиями жизни, условиями социальной среды и “внутренними условиями” субъекта (состоянием физического и духовного здоровья, перспективами профессионального роста, с социальными достижениями и др.). В модуляциях УРС 1-месячные цепочки “возрастание-понижение” составляют около 2/3 всех возможных комбинаций; 2-месячные сдвоенные цепочки — около 1/4 всех комбинаций месячной динамики УРС в продолжение года; в годовой динамике УРС — аналогичное доминирование 1-летних модуляций “возрастания-понижения” УРС (61%) и 2-летних (9%). В динамике УРС имеет место тенденция самоорганизации, восстановления “правильного порядка”, его самоподдержания. Сделан вывод о том, что строго ритмические чередования фаз “возрастание-понижение” УРС являются ее фундаментальными закономерностями. 

Ключевые словаУмственная работоспособность (УРС), субъект, динамика, лонгитюдное исследование, детерминанты работоспособности, 1-месячные 2-месячные и 1-летние циклы, самоорганизация, самоподдержание
Источник финансированияИсследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ, тема № 0159-2018-0001 “Психологические проблемы профессионального менталитета в условиях организационных и технологических инноваций”
Получено12.06.2019
Дата публикации26.06.2019
Кол-во символов48953
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1555

Оценка читателей: голосов 0

1. Анализ образовательной ситуации в Центральном районе г. Тольятти (по материалам социологического исследования 1998–1999 уч. г.). Тольятти: Изд-во Фонда “Развитие через образование”, 1999.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

3. Бодров В.А. Профессиональное утомление. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.

4. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. СПб: Изд-во СПбГУ, 2011.

5. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41 – 46 л.) / Отв. Ред. Я.И.Петров. М.: АПН СССР, 1984.

6. Городецкий И.Г., Якимович Н.В. К проблеме использования инструментальных методов диагностики работоспособности операторов // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. Вып.3. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2012.С. 287–305.

7. Гранин Д.А. Эта странная жизнь. М.: Сов. Россия, 1982.

8. Дом как жизненная среда человека: психологическое исследования / Отв. Ред. С.К. Нартова-Бочавер. М.: Памятники исторической мысли, 2016.

9. Егоров А.С., Загрядский В.П. Психофизиология умственного труда. Л.: Наука, 1973.

10. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: деятельность и состояния. М.: Просвещение, 1980.

11. Леман Г. Практическая физиология труда. М.: Изд-во “Медицина”, 1967. С. 336 .

12. Медведев В.И. Предисловие // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. С. 5–9.

13. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: ИЦ “Академия”, 2004.

14. Мойкин Ю.В. Физиологические основы научной организации труда. М.: Медицина, 1971.

15. Нойман Й., Тимпе К.-П. Организация труда. Психофизиологические проблемы контроля и управления. М.: Экономика, 1975.

16. Попов А.К. Общие и частные аспекты проблемы работоспособности человека. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. Отв. ред. Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин. М.: Наука, 1985. С. 90–103.

17. Попов А.Ю. Оценка учебного и профессионального потенциала. Пермь: ПГГПУ, 2015.

18. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. Саратов: Изд-во СГПУ, 2013.

19. Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Питер, 2003.

20. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Кн. 1. / Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой. М.: Педагогика, 1972.

21. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М.: Изд-во “Физкультура и спорт”, 1983.

22. Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы YI международной научно-практической конференции, 19–21 ноября 2013., г. Ярославль / Под ред. Ю.П.Поваренкова. Ярославль: Изд-во “Канцлер”, 2013.

23. Слоним А.Д. Очерк истории развития физиологии труда // Физиология трудовой деятельности СПб.: Наука, 1993. С. 10–24.

24. Теплов Б.М. Ум полководца // Избранные труды. В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. С. 223–305.

25. Толочек В.А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017.

26. Толочек В.А., Денисова В.Г. Динамика профессионального становления в представлениях субъекта: самооценки как самодостаточные эмпирические данные // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 6. С. 29–39.

27. Толочек В.А., Денисова В.Г., Журавлева Н.И. Динамика и условия становления субъекта в социономических профессиях // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 6. С. 41–48.

28. Толочек В.А., Тимашкова Н.А., Денисова В.Г. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности: позитивные и негативные изменения // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. № 1. 2014. С. 16–32.

29. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности М.:. Изд-во “Институт психологии РАН”, 2011.

30. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха / Под ред. В.И.Медведева. Л.: Наука, 1984.

31. Физиологические механизмы оптимизации деятельности / Под ред. В.И.Медведева. Л.: Наука, 1985.

32. Dovey K. Home and Homelessness // Home Environment / Eds. I. Altman, C. Werner. – New York: Plenum, 1985. P. 33–64.

33. Holmes T.H., Rahe R.H. The Social Readjustment Rating Scale. Journal of Psychosomatic Rearch. 1967. № 11. P. 213–218.

34. McNaughton N.C. Housing, homelessness and capabilities // Housing, Theory and Society. 2010 . Vol. 27. № 1. P. 23–41.

35. Wrighr P.A., Bret K. Housing Environment and mental, health outcomes: A levels of analysis perspective // Journal of Environment Psychology. 2007. Vol. 27. P. 79-89.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх