Ресурсно-ориентированнй подход в психоакустике

 
Код статьиS020595920004601-7-1
DOI10.31857/S020595920004601-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Должность: ассоциированный научный сотрудник
Аффилиация: ФГБУН Институт психологии РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 3
Страницы77-88
Аннотация

Предлагается ресурсно-ориентированный подход к объяснению переживания акустических явлений, с опорой на понимание ресурса с позиций теории функциональных систем П.К. Анохина. Вслед за Э. Куртом недостаток ресурсов, необходимых для переживания акустических явлений, воспринимается как напряжение, тогда как их достаточный уровень – как расслабление. В поддержку описанного подхода приводятся результаты серии экспериментальных исследований. Исходя из того, что такие физические характеристики звука, как набор частот сигнала, их интенсивность и длительность влияют на восприятие совместно, остается неясно, какие именно из характеристик реального звука в большей степени влияют на его восприятие и оценивание в каждом конкретном случае. Для углубленного изучения психофизиологических механизмов восприятия звука предложен принцип изолированного варьирования отдельных параметров звука при экспериментальном контроле остальных. Представлены примеры и результаты исследований в трех направлениях: а) субъективная локализация воспринимаемых акустических стимулов в человеческом теле б) интенсивность и темп акустических стимулов в их совместном влиянии на человеческий организм в) изучение феномена тональности, поиск психофизиологических механизмов восприятия мажора и минора. Показано, что все три основные характеристики звука совместно влияют на его восприятие, однако роль каждой из них различна; описаны психофизиологические особенности восприятия при варьировании указанных характеристик. Полученные результаты обсуждаются с позиций предложенного ресурсно-ориентированного подхода.

Ключевые словапсихоакустика, психофизиология, телесная локализация звуков
Источник финансированияС 2016 года работы поддерживаются грантом РФФИ № 16-06-00487
Получено03.04.2019
Дата публикации25.04.2019
Кол-во символов32655
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2032

Оценка читателей: голосов 0

1. Алмаев Н.А. Семантика звука // Вопросы психолингвистики. 2012. №2. С. 76–83.

2. Алмаев Н.А. Элементы психологической теории значения. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.

3. Афтанас, Л.И., Рева Н.В., Варламов А.А. Анализ вызванной синхронизации и десинхронизации ЭЭГ при эмоциональной активации у человека: временные и топографические характеристики // Журнал высшей нервной деятельности. 2003. Т. 53. №4. С. 485–487.

4. Букзайн В. Использование электрической активности кожи в качестве индикатора эмоций // Иностранная психология. 1994. Т 2. №2. С. 56–66.

5. Гуссерль Э. Лекции по феноменологии внутреннего сознания-времени. М.: Гнозис, 1994.

6. Жежелевская А.А. Точность распознавания эмоциональной экспрессии в устном иноязычном сообщении. Автореферат дисс. …канд. псих. наук. М., 2015.

7. Кожухова Ю.А. Восприятие эмоций по выражениям лица: роль эмоциональных характеристик наблюдателя. Автореферат дисс. …канд. псих. наук. М., 2017.

8. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. М.: МГК им. П.И. Чайковского, Изд-во “Институт психологии РАН”, Центр “Искусство и наука”, 2008.

9. Ратанова Т.А. Психологические основы индивидуальности. Москва-Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. 128 с.

10. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.

11. Холодная М.А., Ожиганова Г.В. Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования. Материалы тертьего международного симпозиума (Москва, 20–21 Откября 2016 г.). М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016.

12. Almayev N.A., Skorik S.O., Medincev A.A., Bessonova Yu.V., Sadov V.A., Murasheva O.V. Resource-based Approach to Music Psychology // The 6th Conference of The Asia-Pacific Society for the Cognitive Sciences of Music (APSCOM 6). 2017. P. 35–41.

13. Almayev N. A., Skorik S.O. Expectations and tensions induced by the primitive rhythms // Ninth Triennial of the European Society of Cognitive Sciences of Music. 2015. P. 168–171.

14. Almayev, N. A. How meanings might be induced by the music. Sixth International Conference On Music Perception And Cognition Keele, UK // Proceedings / Edited By C. Woods, G. B. Luck, R. Brochard, F. Seddon & J. A. Sloboda. 2000 http://www.escom.org/proceedings/ICMPC2000/alpalist.htm

15. Gendolla, G. Comment: Emotions Are Functional – So... ? Emotion Review 6(4). 2014. P. 317–318.

16. Juslin P.N., Laukka P. Communication of emotion in vocal expression and music performance: different channels same code? // Psychological Bulletin. 2003. V. 129. №5. P. 770–814.

17. Kahneman D. Attention and effort. Prentice-hall. NJ.: 1973.

18. Kawakami, A., Furukawa, K., Katahira, K. & Okanoya, K. Sad music induces pleasant emotion // Frontiers in Psychology. 2013. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2013.00311

19. Koelsh, S. Towards a neural basis of music-evoked emotions // Trends in cognitive sciences. V14. №3. 2010. P. 131–137.

20. Kurth E. Musicpsychologie. Berlin, 1947.

21. Lerdahl F., Krumhansl S.L. Modeling tonal tension // Music perception 24(4) 329–366.

22. Lerdahl, F. Calculating tonal tension. Music Perception, 13(3), 319–363.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх