Принцип целостности в интеграции психологического знания

 
Код статьиS020595920004051-2-1
DOI10.31857/S020595920004051-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Почетный профессор
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Санкт-Петербург, Российская Федерция
Должность: профессор кафедры психологии человека
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 2
Страницы5-14
Аннотация

Рассмотрены возможности применения принципа целостности в интеграции психологического знания для решения теоретических, методологических и дидактических задач, актуальных для современной психологии. Реализация принципа целостности способствует сущностной дифференциации изучаемых в психологии феноменов и определению понятий, имеющих гносеологический и онтологический статус (“психическая организация человека” и “психология человека”). Тем самым создаются предпосылки для разработки целостных конструктов психической организации человека на основе синтеза достижений различных парадигм психологической науки, обеспечения содержательной валидности психологических исследований и решения проблемы обобщения знаний в процессах преподавания дисциплин психологического цикла.

Ключевые словапсихологическое знание, принцип целостности, интеграция, психическая организация человека, психология человека.
Получено08.03.2019
Дата публикации25.03.2019
Кол-во символов28481
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2418

Оценка читателей: голосов 0

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.

2. Балин В.Д. Интеграция психологического знания и критерии ее завершенности // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В.Н. Дружинина. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2015. С. 22–24.

3. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Per Se, Смысл, 2000.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.

5. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

6. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности. Р/нД.: б.м., 1994.

7. Долганов Д.Н. Метарегуляция учебной деятельности // Психолог. 2017. № 1. С. 45–52. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_21717.html (дата обращения 02.01.2018).

8. Журавлев А.Л. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. С. 15–32.

9. Знаков В.В. Мир человека и современная психология субъекта // Интегративный подход к познанию психологии человека / Под научной редакцией Е.Ю. Коржовой. СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 30–53.

10. Кабрин В.И. Транскоммуникативный подход как постметодология современной психологии // Вестник Томского гос. ун-та. 2005. № 286. С. 15–19.

11. Карицкий И.Н. Интегративная модель психологической практики // Интегративный подход к познанию психологии человека / Под научной редакцией Е.Ю. Коржовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 107–122.

12. Карпов А.В. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2014.

13. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, 1986.

14. Козлов В.В. Интегративная психология – возврат к предмету психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 132–148.

15. Кольцова В.А. Гуманитарное знание: история и перспективы развития // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 37–71.

16. Коржова Е.Ю. Интегративный подход к психологии жизненного пути личности // Интегративный подход к познанию психологии человека / Под научной редакцией Е.Ю. Коржовой. СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 53–68.

17. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

18. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31–46.

19. Мазилов В.А. Интеграция психологического знания: методологические проблемы. М.: Изд-во МАПН, 2008.

20. Мазилов В.А. Разработка теории комплексных и междисциплинарных исследований в психологии // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 201–212.

21. Мироненко И.А. Об интеграции психологического знания // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 153–155.

22. Никандров В.В. Пространственная модель функциональной структуры психики человека // Вестник СПбГУ. Сер. 3. 1999. №3 (20). С. 73–80.

23. Панферов В.Н., Безгодова С.А. Методология интегрального синтеза в психологической науке // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 20–33.

24. Панферов В.Н., Микляева А.В., Волохонская М.С. Общая психология: теоретические основы. М.: Юрайт, 2016.

25. Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. СПб.: Речь, 2009.

26. Петраш Е.А., Никишина В.Б. Норма и патология социальной идентичности: метасистемный подход. Курск: КГМУ, 2017.

27. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия 2003.

28. Пешкова В.Е. Системный подход как объяснительный принцип теоретического описания психики человека // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2015. Т. 13. С. 2521–2525. URL: http://e-koncept.ru/2015/85505.htm (дата обращения 02.01.2018).

29. Полещук И.А. Принцип целостности // Современные инновации. 2015. № 2 (2). С. 64–67.

30. Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Высшая школа, 1969.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

32. Сергиенко Е.А. От дифференциации к интеграции подходов и категорий в современном психологическом знании // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 308–332.

33. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 120–132.

34. Смит Н. Современные системы психологии / Пер. с англ. Под общ. ред. А.А. Алексеева. СПб.: Прайм Еврознак, 2003.

35. Уилбер К. Интегральная психология / Пер. с англ. Под ред. А. Киселева. М.: ACT и др., 2004.

36. Ушаков Д.В. Анатомия психологического знания // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 71–115.

37. Юревич А.В. Перспективы парадигмального синтеза // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 3–15.

38. Юревич А.В. Состав и структура психологического знания // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 9–37.

39. Янчук В.А. К построению социокультурно-интердетерминистской диалогической метатеории интеграции психологического знания // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете. Сборник материалов юбилейной конференции. В 5 томах: Том 1 / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015. С. 136–139.

40. Healy P. Toward an integrative, pluralistic psychology: On the hermeneutico-dialogical conditions of the possibility for overcoming fragmentation // New Ideas in Psychology. 2012. V. 30 (3). Р. 271–280.

41. Valsiner Y. Becoming Integrative in Science: Rebuilding Contemporary Psychology through Interdisciplinary and International Collaboration // Integrative Psychological and Behavioural Science. 2007. V. 41. Р. 1–5.

42. Yanchar S.C., Slife B.D. Putting it all together: toward a hermeneutic unity of psychology // Journal of Mind and Behavior. 2000. V. 21 (3). P. 315–326.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх