Взаимосвязь индивидуальных особенностей и поведенческих проблем детей: опосредующая роль родительского воспитания

 
Код статьиS020595920000420-8-1
DOI10.31857/S020595920000068-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ФГБУН НИИ физиологии и фундаментальной медицины
Адрес: 630117, Новосибирск а/я 237, Россия.
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 39 №5
Страницы26-36
Аннотация

Изучалась опосредующая роль воспитания во взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей ребенка с поведенческими проблемами от раннего дошкольного до младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 1139 родителей детей в возрасте от 2 до 12 лет (51% девочек, 49% мальчиков): 370 дошкольников и 769 школьников. Была выявлена медиирующая роль дисфункционального воспитания: низкий уровень сознательности и уступчивости у детей предрасполагал к применению телесных наказаний родителями, непоследовательному дисциплинированию детей дошкольного возраста и недостаточному присмотру за детьми младшего школьного возраста, а данные воспитательные практики, в свою очередь, вносили вклад в уровень экстернальных проблем. Позитивное воспитание и вовлеченность не играло роли медиатора и переставало выступать фактором защиты поведенческих проблем детей при учете их индивидуально-психологических особенностей. Выявленные паттерны взаимосвязи были одинаковы для детей разного пола. 

Ключевые словаchild individual differences, parenting, parents questionnaires, externalizing problems, preschool and primary school age, mediation.
Источник финансирования Работа выполнена при поддержке грантов : РНФ №16-18-00003 (сбор и анализ данных), РФФИ № 16-06-00022 (подготовка статьи).
Получено19.10.2018
Дата публикации02.11.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2080

Оценка читателей: голосов 0

1. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003.

2. Варшал А.В., Слободская Е.Р. Оценка эффективности тренинга родительской компетентности припроблемах поведения у детей // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. №. 1. С. 80–96.

3. Виленская Г.А. Роль взаимодействия с родителями в раннем онтогенезе контроля поведения // Психологические исследования. 2008. Т. 2. №. 2. С. 1–1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.07.2017).

4. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. М.: ТриадаX, 2008.

5. Логинова С.В., Слободская Е.Р., Козлова Е.А., Корниенко О.С. Адаптация опросника для изучения практик родительского воспитания детей дошкольного возраста (APQ-PR) // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 47. С. 12.

6. Логинова С.В., Слободская Е.Р., Федорова Н.А., Козлова Е.А. Адаптация краткой версии Алабамского опросника методов родительского воспитания (APQ-BF) // Психологический журнал. 2016. Т. 37. 5. С. 79–90.

7. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд. Психологические исследования. 2012. Т. 5. №. 24. С. 1–1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.07.2017).

8. Спирева Е.Н., Лидерс А.Г. Связь стиля семейного воспитания с темпераментом ребенка // Семейная психология и семейная терапия. 2002. № 2.

9. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2006. С. 30.

10. Arbuckle J L. 5. Amos 17.0 User’s Guide. Chicago, IL: SPSS Inc. 2008.

11. Baron R.M., Kenny D.A. The Moderator-Mediator Variable Distinction in Social Psychological Research: Conceptual, Strategic, and Statistical Considerations // Journ of Pers. and Social Psychology. 1986. No. 6. P. 1173–1182.

12. Clerkin S.M. Halperin J.M., Marks D. J., Policaro K.L. Psychometric Properties of the Alabama Parenting Questionnaire–Preschool Revision // Journ. of Clinical Child and Adol. Psychology. 2007. V. 36. No. 1. P. 19–28.

13. Dadds M.R., Maujean A., Fraser J.A. Parenting and conduct problems in children: Australian data and psychometric properties of the Alabama Parenting Questionnaire // Australian Psychologist. 2003. V. 38. P. 238–241.

14. Deal J.E., Halverson C.F., Martin R.P., Victor J., Baker S. The Inventory of Children’s Individual Differences: development and validation of a short version // Journ. of Pers. Assessment. 2007. V. 89. P. 162–166.

15. Frick P.J., Christian R.E., Wootton J.M. Age Trends in the Association Between Parenting Practices and Conduct Problems // Behavior Modification. 1999. V. 23. No.1. 106–128.

16. Ge X., Conger R.D., Cadoret R.J., Neiderhise, J.M., Yates W., Troughton E. et al. The developmental interface between nature and nurture: A mutual influence model of child antisocial behavior and parent behaviors // Devel. Psychology. 1996. V. 32. P. 574–589.

17. Goodman R. Psychometric properties of the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ) // Journ. of the American Academy of Child and Adol. Psychiatry. 2001. V. 40. No. 11. P. 1337–1345.

18. Goodman R., Slobodskaya H.R., Knyazev G.G. Russian child mental health: A cross-sectional study of prevalence and risk factors // European Child and Adol. Psychiatry. 2005. V. 14. No. 1. P. 28–33.

19. Jaffee S. R., Caspi A., Moffitt T. E., Polo-Tomas M., Price T. S., Taylor A. The limits of child effects: evidence for genetically mediated child effects on corporal punishment but not on physical maltreatment // Devel. Psychology. 2004. V. 40. No. 6. Р. 1047.

20. Knyazev G.G., Zupancic M., Slobodskaya H.R. Comparison of personality structure and mean level of traits in Slovenian and Russian children // Journ of CrossCultural Psychol. 2008. V. 39. No. 3. P. 317–334.

21. Mander, W.A., Scholte R.H., Janssens J.M., De Bruyn, E.E. Adolescent personality, problem behavior and the quality of the parent–adolescent relationship // European Journ. of Pers. 2006. V. 20. No. 3. P. 237–254.

22. Prinzie P., Van Der Sluis C.M., De Haan A.D., Dekovic M. The mediational role of parenting on the longitudinal relation between child personality and externalizing behaviour. // J ourn of Pers. 2010. V. 78. No. 4. P. 1301–1323.

23. Shaw D.S., Winslow E.B., Owens E.B., Vondra J.I., Cohn J.F., Bel, R.Q. The development of early externalizing problems among children from low-income families: A transformational perspective // Journal of abnormal child psychology. 1998. V. 26. No. 2. P. 95–107.

24. Slobodskaya H.R., Akhmetova O.A. Personality development and problem behavior in Russian children and adolescents // Intern Journ. Behavioral Development. 2010. V. 34. No 5.

25. Slobodskaya H.R., Zupancic M. Development and Validation of the Inventory of Child Individual Differences- Short Version in Two Slavic Countries // Studia Psychologica. 2010. V. 52. No. 1. P. 23–39.

26. Scott S., Briskman J., Dadds M.R. Measuring parenting in community and public health research using brief child and parent reports // Journ. of Child and Family Studies. 2011. V. 20. No. 3. P. 343–352.

Логинова_1 (Логинова_1.jpg, 29 Kb) [Скачать]

Логинова_2. (Логинова_2.jpg, 33 Kb) [Скачать]

Логинова_3 (Логинова_3.jpg, 33 Kb) [Скачать]

Логинова_4 (Логинова_4.jpg, 39 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх