Официальная помощь КНР развивающимся странам как инструмент защиты инвестиций китайских компаний от политических рисков

 
Код статьиS013128120028881-0-1
DOI10.31857/S013128120028881-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Член научного коллектива проекта РНФ № 23-28-01060
Аффилиация: Институт перспективных стратегических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Адрес: адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №6
Страницы48-58
Аннотация

В статье исследованы подходы Китая к оказанию помощи развивающимся странам для защиты капиталовложений национальных компаний от политических рисков различного происхождения. Опыт Китайской Народной Республики как провайдера содействия международному развитию (СМР) сопоставлен с релевантными практиками ведущих западных государств — членов Комитета содействия развитию ОЭСР по таким критериям, как обусловленность, «связанность» и возмездность официальной помощи. Раскрыта логика инициирования и реализации китайских проектов СМР в целях митигации (от англ. mitigation— «смягчение последствий») политических рисков для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в странах Глобального Юга. В частности, было установлено, что основными инициаторами реализации проектов СМР в целях снижения рисков являются китайские государственные компании. Такие проекты осуществляются исключительно подрядчиками из КНР и направлены на строительство социальной инфраструктуры, подкрепляющее реализацию основного коммерческого контракта реципиента с китайскими компаниями в качестве поощрения. Основную роль в митигации политических рисков играют условия льготных кредитов, в которых прописываются серьезные последствия для реципиентов в случае широко определяемых изменений регуляторного режима и наступления иных форс-мажорных обстоятельств, неблагоприятных для китайских компаний. В целях защиты своих инвестиций от действий реципиента подверженные такому риску госкорпорации КНР могут побудить свое правительство к приостановке конкретных проектов иностранной помощи или просто перестать продвигать новые проекты СМР в Чжуннаньхае (от кит. 中南海— резиденция высшего руководства КНР). Акцент при этом делается исключительно на «легально-правительственные» (регуляторные) риски, в то время «экстралегальные» риски — угрозы террористических атак, забастовок, протестов и т.д., не митигируются китайской помощью напрямую — по причине приверженности КНР принципу невмешательства во внутренние дела.

Ключевые словаКитай, прямые иностранные инвестиции, политический риск, содействие международному развитию, международная помощь
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01060, URL: https://rscf.ru/project/23-28-01060/.
Получено16.11.2023
Дата публикации27.12.2023
Кол-во символов25082
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 7, всего просмотров: 118

Оценка читателей: голосов 0

1. Бартенев В.И. Содействие международному развитию и политические риски для внешнеэкономической деятельности: логика сопряжения тем // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2023. № 15(1). C. 133–163.

2. Бартенев В.И. Влияние международной помощи на политические риски для прямых иностранных инвестиций. Вестник МГИМО-Университета. 2023. № 16(5). С. 155–188. DOI: 10.24833/2071–8160–2023–5–92–155–188

3. Борох О. Н., Ломанов А.В. Новая эпоха Китая: от обогащения к усилению // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 3(62). C. 59–70. DOI: 10.20542/0131–2227–2018–62–3–59–70

4. Gelpern A. et al. How China Lends: A Rare Look into 100 Debt Contracts with Foreign Governments // Center for Global Development. March 31, 2021. URL: https://www.cgdev.org/publication/how-china-lends-rare-look-into-100-debt-contracts-foreign-governments (дата обращения: 06.10.2023).

5. Guillon M., Mathonnat J. What Can We Learn on Chinese Aid Allocation Motivations from Available Data? A Sectorial Analysis of Chinese Aid to African Countries // China Economic Review. 2020. No. 60. Pp. 101–265.

6. Huang X., Wei Q. Why Chinese Firms Invest in Politically Risky Countries: Mapping the Cause // Würzburg International Business Forum 2018 Conference Proceedings. 2018.

7. Kennedy Charles. Political Risk Management: International Lending and Investing Under Environmental Uncertainty. New York: Quorum Books. 1987.

8. Moses O., Springer C., Gallagher K. P. Demystifying Chinese Overseas Lending and Development Finance: Why China Became the World’s Largest Official Bilateral Lender // Boston University Global Development Policy Center. April 1, 2023. URL: https://www.bu.edu/gdp/files/2023/04/GCI_PB_018_Chinas_OLDF_FIN.pdf (дата обращения: 10.10.2023).

9. Ping S.-N., Wang Y.-T., Chang W.-Y et al. The Effects of China’s Development Projects on Political Accountability // British Journal of Political Science. 2022. No. 1 (52). Pp. 65–84.

10. Sutherland D. et al. Policy, Institutional Fragility, and Chinese Outward Foreign Direct Investment: An Empirical Examination of the Belt and Road Initiative // Journal of International Business Policy. 2020. No. 3(3). Pp. 249–272.

11. 吕建中等: “在“一带一路”国际产能合作中建立企业主导与政府推动的协同机制” (Лю Цзяньчжун, Ян Хун, Ван Ицзюнь, Чжао Сюй, Чжун Вэньсинь, Юй Гунмин. Создание совместного механизма с руководящей ролью бизнеса и направляющей ролью государства в рамках международного сотрудничества по созданию производственного потенциала инициативы «Один пояс — один путь») // 国际石油经济. 2017年. 第218期. 第1–6页.

12. 周永发: “资源型海外投资政治风险及其应对策略” (Чжоу Юнфа, Политические риски для зарубежных инвестиций в ресурсодобывающую отрасль и меры по их митигации) // 资源. 2014年. 第6期. 第60–63页.

13. 曾涛, 李媛媛, 王芳菲: “伊拉克局势新变化与中国石油企业风险管控” (Цзэн Тао, Ли Юаньюань, Ван Фанфэй, Новые изменения ситуации в Ираке и управление рисками китайских нефтяных компаний) // 经营管理. 2020年. 第28期. 第84–91页.

14. 王欣: “一带一路”沿线国家收入不平等与恐怖风险” (Ван Синь. Неравенство в доходах и террористические риски в странах по маршруту «Один пояс — один путь») // 情报杂志. 2020年. 第3期. 第29–35页.

15. 王淼: “对外援助、制度质量对中国对外直接投资区位选择的影响研究” (Ван Мяо. Влияние иностранной помощи и качества институтов на выбор направления китайских прямых иностранных инвестиций) // 投资研究. 2023年. 第473期.

16. 谭立力, 刘小莞: “中国企业对东南亚投资的政治风险及其调节因素” (Тан Лили, Лю Сяогуань. Политические риски для инвестиций китайских компаний в Юго-Восточную Азию и факторы снижения этих рисков) // 云南财经大学学报. 2020年. 第218期. 第104–112页.

17. 邹志强, 孙德刚: “中国参与“21世纪海上丝绸之路”: 沿线港口建设的政治风险探析” (Цзоу Чжицян, Сунь Дэган. Участие Китая в «Морском шёлковом пути 21-го века»: исследование политических рисков для строительства морских портов) // 太平洋学报. 2020年. 第10期. 第80–94页.

18. 携手构建人类命运共同体:中国的倡议与行动 (Совместное создание сообщества единой судьбы человечества: предложения и действия Китая) // 中华人民共和国中央政府官网. 26.09.2023. URL: https://www.gov.cn/zhengce/202309/content_6906335.htm (дата обращения: 01.11.2023).

19. 新时代的中国国际发展合作 (Сотрудничество Китая в области международного развития в новую эпоху) // 中华人民共和国中央政府官网. 10.01.2021. URL: https://www.gov.cn/zhengce/2021–01/10/content_5578617.htm (дата обращения: 25.10.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх