100-летняя эволюция правового режима Шпицбергена: нерешенные вопросы

 
Код статьиS013122270013289-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-12-123-132
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №12
Страницы123-132
Аннотация

В 2020 г. отмечается 100 лет со дня подписания Парижского договора о Шпицбергене 1920 г. За прошедшее столетие между сторонами накопились определенные противоречия, вытекающие из различной интерпретации положений Договора. Наиболее существенные споры ведутся в отношении правового статуса и режима морских пространств в районе архипелага. Cтатья посвящена рассмотрению основных фактов, связанных с проблемами определения статуса и режима морских районов Шпицбергена, анализу ключевых позиций сторон, а также систематизации практических значений, связанных с той или иной интерпретацией.

Ключевые словаАрктика, Шпицберген, международное сотрудничество, Договор о Шпицбергене, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., рыболовство, добыча глубоководных ресурсов, континентальный шельф, исключительная экономическая зона
Получено29.12.2020
Дата публикации29.12.2020
Кол-во символов33140
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Несмотря на неспокойные времена в международных отношениях, Арктика справедливо считается регионом мира и сотрудничества. Среди государств региона сложился определенный "арктический консенсус" – единое понимание стоящих перед ними вызовов и возможных решений [1, cс. 14-15]. Частью такого консенсуса является наличие правовой определенности в регионе, опирающейся на применение широкой базы международного права. Вместе с тем данное утверждение не означает, что в регионе отсутствуют противоречия и нерешенные проблемы. Одним из самых сложных и длительных споров в Арктике является вопрос, связанный с правовым статусом морских пространств вокруг Шпицбергена, а также с режимом деятельности государств в их пределах.
2 Сложность шпицбергенской проблематики вызвана в первую очередь уникальностью правового статуса архипелага, получившего закрепление в Парижском договоре 1920 г. Документ стал результатом комплексной "сделки" между Норвегией и другими заинтересованными государствами. Ее суть заключается в том, что последние признали полный суверенитет Норвегии над Шпицбергеном, а взамен получили свободный доступ на архипелаг и равные и недискриминационные права на осуществление различных видов хозяйственной деятельности с соблюдением устанавливаемых Норвегией законов и правил. Однако экономические реалии, а вместе с ними и международно-правовые институты не стояли на месте с тех времен.
3 В течение XX в., параллельно снижению экономической значимости деятельности на суше Шпицбергена, рос интерес к освоению морских ресурсов архипелага. Это в свою очередь привело к различным, зачастую противоречащим интерпретациям заинтересованными государствами правового статуса морских пространств за пределами территориальных вод Шпицбергена. Споры правоведов и дипломатов о границах юрисдикции Норвегии в отношении морских пространств вокруг Шпицбергена сопровождались задержанием Норвегией рыболовецких судов России, Исландии, Испании.
4 Значение Шпицбергена для России бесспорно. РФ внесла существенный вклад в освоение архипелага, в течение нескольких веков занимаясь зверобойным и рыболовным промыслом, а также добычей угля. Шпицбергенский вопрос занимает особое место в российско-норвежских отношениях1. В этой связи возникшие разногласия в интерпретации положений Парижского договора вносят определенную долю негатива. В статье рассмотрены и систематизированы основные факты и позиции сторон в отношении правового статуса морских районов вокруг Шпицбергена и режима различных видов деятельности в них, а также практических последствий той или иной правовой позиции. 1. Политика. Официальный сайт Посольства России в Норвегии. [Policy. Official web-site of the Russian Embassy in Norway (In Russ).] Available at: >>>> (accessed 15.02.2020).
5

ШПИЦБЕРГЕН И ПАРИЖСКИЙ ДОГОВОР 1920 г.: ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ

6 Шпицберген представляет собой группу островов, расположенных между континентальной частью Норвегии и Северным полюсом. Название архипелагу в 1596 г. дал голландский исследователь В. Баренц (с голландского Spitzbergen означает "острые горы"). Существуют также и другие названия архипелага: русские поморы, которые, по мнению отечественных ученых [2, c. 53], открыли острова задолго до Баренца, называли их "Грумант". Норвежцы сегодня используют название Svalbard (оно стало наиболее употребимым и в англоязычной литературе), а Spitzbergen применяют только к самому крупному острову архипелага, на котором и проживает сегодня все население Шпицбергена (около 2400 человек [3]). Тем не менее именно наименование Spitzbergen использовано в Договоре 1920 г. и других юридических документах.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 675

Оценка читателей: голосов 0

1. Загорский А.В., отв. ред. Международно-политические условия развития Арктической зоны Российской Федерации. Москва, Магистр, 2015. 304 с. [Zagorskii A.V., ed. Mezhdunarodno-politicheskie usloviya razvitiya Arkticheskoi zony Rossiiskoi Federatsii [International political development of the Arctic Zone of the Russian Federation]. Moscow, Magistr, 2015. 304 p.]

2. Адров Н.М. Исследования Баренцева моря за 1000 лет. Мурманск, Пресс, 2002. 186 c. [Adrov N.M. Issledovaniya Barentseva morya za 1000 let [Study of the Barents Sea for 1000 years]. Murmansk, Press, 2002. 186 p.]

3. Population of Svalbard. Statistics Norway. Available at: https://www.ssb.no/en/befolkning/statistikker/befsvalbard (accessed 15.02.2020).

4. Numminen L. A History and Functioning of the Spitsbergen Treaty. The Spitsbergen Treaty: Multilateral Governance in the Arctic. Wallis D., Arnold S., eds. Arctic Papers, 2011, pp. 7-20. Available at: https://dianawallis.org.uk/en/document/spitsbergen-treaty-booklet.pdf (accessed 15.02.2020).

5. Касиян А.С. Вопрос о Шпицбергене в российско-норвежских отношениях (1870-е–1953). Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия “Гуманитарные и социальные науки”, 2013, № 1, сс. 16-22. [Kasiyan A.S. Vopros o Shpitsbergene v rossiisko-norvezhskikh otnosheniyakh (1870-e–1953) [The Spitsbergen Issue in the Russian-Norwegian Relations (1870s–1953)]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya “Gumanitarnye i sotsial'nye nauki”, 2013, no. 1, pp. 16-22.]

6. Вылегжанин А.Н., Зиланов В.К. Шпицберген: правовой режим прилегающих морских районов. Москва, СОПС, 2006. 162 с. [Vylegzhanin A.N., Zilanov V.K. Shpitsbergen: pravovoi rezhim prilegayushchikh morskikh raionov [Spitzbergen:legal regime of the adjacent maritime areas]. Moscow, SOPS, 2006. 162 p.]

7. Churchill R., Ulfstein G. The Disputed Maritime Zones around Svalbard. Changes in the Arctic Environment and the Law of the Sea. 2010, pp. 551-593.

8. Rossi C.A Unique International Problem: The Svalbard Treaty, Equal Enjoyment, and Terra Nullius: Lessons of Territorial Temptation from History. Wash. Univ. Global Studies Law Review, 2016, vol. 15, iss. 1, pp. 93-136.

9. Treaty concerning the Archipelago of Spitsbergen, including Bear Island. Available at: https://verdragenbank.overheid.nl/en/Verdrag/Details/004293 (accessed 15.02.2020).

10. Договор о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г. [Treaty of 9 February 1920 relating to Spitsbergen (In Russ.)] Available at: http://docs.cntd.ru/document/902038168 (accessed 15.02.2020).

11. Byers M. International Law and the Arctic. Cambridge, Cambridge University Press, 2013. 322 p. DOI:10.1017/CBO9781107337442

12. Pedersen T. Norway's Rule on Svalbard: Tightening the Grip on the Arctic Islands. Polar Record, 2009, vol. 45, iss. 2, pp. 147-152. DOI:10.1017/S0032247408007973

13. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. [UN Convention on the Law of the Sea, 1982 (In Russ.)] Available at: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (accessed 15.02.2020).

14. Wolf S. Svalbard’s Maritime Zones, their Status under International Law and Current and Future Disputes Scenarios. Berlin, SWP Berlin, 2013. 37 p.

15. Churchill R., Ulfstein G. Marine Management in Disputed Areas: The Case of the Barents Sea. London and New York, Routledge, 1992. 182 p.

16. Pedersen T. The Dynamics of Svalbard Diplomacy. Diplomacy & Statecraft, 2008, no. 19 (2), pp. 236-262. DOI:10.1080/09592290802096299

17. Зиланов В.К. Арктическое разграничение России и Норвегии: новые вызовы и сотрудничество. Арктика и Север, 2017, № 29, сc. 28-56. [Zilanov V.K. Arkticheskoe razgranichenie Rossii i Norvegii: novye vyzovy i sotrudnichestvo [Delimitation between Russia and Norway in the Arctic: new challenges and cooperation]. Arctic and North, 2017, no. 29, pp. 28-56.] DOI:10.17238/issn2221-2698.2017.29.28

18. Колодкин Р. Договор с Норвегией: разграничение для сотрудничества. Международная жизнь, 2011, № 1, cc. 14-31. [Kolodkin R. Dogovor s Norvegiei: razgranichenie dlya sotrudnichestva [Agreement with Norway: delimitation for cooperation]. International Affairs, 2011, no. 1, pp.14-31.]

19. Østhagen A. Managing Conflict at Sea: The Case of Norway and Russia in the Svalbard Zone. Arctic Review on Law and Politics, vol. 9 (1), 2018, pp. 100-123. DOI:10.23865/arctic.v9.1084

20. Resource accounts as of 31 December 2019. The Norwegian Petroleum Directorate. Available at: https://www.npd.no/en/facts/resource-accounts-and-analysis/resource-accounts-as-of-31-december-2019/ (accessed 15.02.2020).

21. Østhagen A., Raspotnik A. Crab! How a Dispute Over Snow Crab Became a Diplomatic Headache Between Norway and the EU. Marine Policy, 2018, vol. 98, pp. 58-64. DOI:10.1016/j.marpol.2018.09.007

Система Orphus

Загрузка...
Вверх