Дальний Восток и перспективы судоходных операций Добровольного флота

 
Код статьиS013128120025966-3-1
DOI10.31857/S013128120025966-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой истории
Аффилиация: Институт истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Адрес: Россия, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №3
Страницы159-147
Аннотация

Исследуется роль Добровольного флота в развитии судоходства между европейскими и дальневосточными регионами России в 1891-1914 гг. В статье представлена первая комплексная оценка эффективности государственного судоходного предприятия и внесен вклад в оценку коммерческих показателей морских грузовых и пассажирских перевозок в Российской империи. Эмпирический анализ демонстрирует устойчивую взаимосвязь между государственной поддержкой и стабильностью каботажных операций. Вместе с тем я нахожу, что рост доходности государственной компании был в основном обусловлен увеличением прибыли от перевозки коммерческих грузов. Используя архивные документы, корпоративную статистику и думские дебаты, показывается, что попытки увеличить объемы и активность межрегиональных перевозок привели к серьезным изменениям в принципах государственного регулирования; что истоки реформы лежали в желании поддержать скорее грузовые, а не пассажирские перевозки; что реформа характеризовалась сотрудничеством между чиновниками и деловыми кругами; что законодательные акты (1892, 1902, 1912, 1914 гг.), хотя и несовершенные в некоторых отношениях, создавали основы для будущего государственно-частного партнерства. Это согласуется с выводами о том, что развитие транспортного бизнеса в значительной степени определялось увеличением доходов вследствие преобразований в инфраструктурном секторе России, региональными новациями правительства и частными интересами, связанными с процессами трансграничного торгового взаимодействия. Приведенные данные подтверждают аргументы в пользу того, что государственная поддержка могла ускорять преобразования в судоходном бизнесе и способствовать коммерческой ориентации в деятельности государственной компании.

Ключевые словаДальний Восток, Добровольный флот, судоходство, грузовые перевозки, государственные субсидии, бизнес, интересы
Получено08.04.2022
Дата публикации28.06.2023
Кол-во символов45470
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 60

Оценка читателей: голосов 0

1. Бянкин В.П. Русское торговое мореплавание на Дальнем Востоке в эпоху капитализма и первые годы советской власти (1860–1925 гг.). Владивосток: Дальневосточное книжное издательство. 1979. 256 с.

2. Временное положение о Добровольном флоте. СПб., 1896

3. Добровольный флот. Правление. Отдел коммерческий. Статистика движения грузов и пассажиров. 1912 г.

4. Добровольный флот. Срочные рейсы. 1913.

5. Добровольный флот. Срочные рейсы. 1915.

6. Документы Российского государственного исторического архива (РГИА).

7. Кази М.И. Добровольный флот и Русское общество пароходства и торговли перед государством. СПб.: Типография Р. Голике, 1888. 74 с.

8. Козлова М.Г. Российское консульство в Сингапуре (конец XIX — начало ХХ в.) // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2008. № 5. С. 31–42

9. Отчет Комитета Добровольного флота за 1902 год. СПб., 1903.

10. Поггенполь М. Очерк возникновения и деятельности Добровольного флота за время XXV-ти летнего его существования. СПб.: Типография А. Бенке, 1903. 284 с.

11. Под флагом России. История зарождения и развития морского торгового флота/ авторский коллектив: В.П. Пузырев (руководитель), В.Д. Скугарев, А.В. Басов, Н.Ю. Березовский, В.Г. Реданский. М.: «Согласие», 1995. 564 с.

12. Русский торговый флот. Список судов к 1 января 1902 г. СПб., 1902.

13. Русское судоходство. 1911. № 12.

14. Русское судоходство. 1912. № 5.

15. Русское судоходство. 1912. № 9.

16. Спасский П.Х. История торговли и промышленности в России. Том 2. Выпуск 9. Торговое мореплавание. СПб.: Издание П.Х. Спасского, 1913. 35 с.

17. Указатель действующих в империи акционерных предприятий / под общей редакцией В.А. Дмитриева-Мамонова. СПб., 1903.

18. Федоров Е. Михаил Ильич Кази. Биографический очерк. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1897. 67 с.

19. Хамзин И.Р. Система морского транзита русско-китайской торговли в 80–90 е годы XIX века // Вестник Пермского университета. 2022. История. № 2. С. 154–165

20. Яровой В.В. Добровольный флот. СПб.: «Галея-Принт», 2010. 156 с.

21. Austin G., Dávila C., Jones G. (2017). The Alternative Business History: Business in Emerging Markets // Business History Review. Vol. 91. No. 3 (a special issue on methodologies). Pp. 537–569.

22. Hörisch J., Freeman R.E., Schaltegger S. (2014). Applying stakeholder theory in sustainability management: links, similarities, dissimilarities, and a conceptual framework // Journal Organization and Environment. 2014. Vol. 27. No. 4. Pp. 328–346.

23. Sakon Y. (2022). The Launch of the Volunteer Fleet: Late Imperial Russia and the “Empire Route” // Asian Review of World Histories. 2022. Vol. 10. No. 2. Pp. 182–204.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх