«Конфигурации силы» (ши) в культурной традиции Китая (на примере боевых искусств)

 
Код статьиS013128120021165-2-1
DOI10.31857/S013128120021165-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор-исследователь
Аффилиация: НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, 109028, Москва, ул. М. Ордынка, 17
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №4
Страницы144-159
Аннотация

В статье на материале не изучавшихся ранее текстов XVI-XVIIIвв. анализируется содержание одного из самых важных и оригинальных понятий боевых искусств и всей традиционной культуры Китая «конфигурация силы» ши (势). Ввиду отсутствия даже отдаленных аналогов данного термина в философии и культуре Запада он переводится на западные языки по-разному: «конфигурационная динамика», «потенциал ситуации», «эффективное движение», «сила вещей» и т.д. Как показывает автор, понятие ши относилось одновременно к объективной и субъективной реальности, имело как материальное, так и духовные измерения и мыслилось как средство достижения главной цели человеческой деятельности в китайской традиции: «восполнению работы Небес» и реализации «согласного единства человека и Неба». Сила, генерируемая в ее конфигурациях, вошедших в культурную традицию, проистекала из превращений психосоматической субстанции организма, именуемой ци (气). Соответственно, практика «питания» (养) или «закаливания» (炼) этой энергии жизни была обязательным условием обретения силы в ее различных конфигурациях. Данную силу принято называть «внутренней» или «духовной». Усвоение этой силы перемен требовало одухотворения восприятия, способности осознавать мельчайшие «импульсы» жизненного динамизма и, как следствие, предвосхищать течение событий. Такое действенное знание соответствовало природе живого тела как акта самосокрытия, длящейся сокровенности. Невозможность объективировать «конфигурацию силы» предопределило ее разложениe на субъективную волю и внешние формы. В современном Китае комплексы «конфигураций силы» превратились фактически в элементы физкультуры и хореографии. Традиционное понимание этой практики сохранилось в рамках малочисленных замкнутых школ.

Ключевые словаКонфигурация силы, импульс перемен, духовная просветленность, внутренняя сила, типизация опыта
Получено22.06.2022
Дата публикации01.09.2022
Кол-во символов45821
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 275

Оценка читателей: голосов 0

1. Дао-Дэ цзин. Пер. В.В. Малявина. М.: Феория, 2019.

2. Малявин В.В. Тайцзицюань: классические тексты, принципы, мастерство. М.: КноРус, 2011.

3. Малявин В.В. Сумерки Дао. Китайская культура на пороге Нового Времени. М.: АСТ, 2001; 2 е изд. 2019.

4. Малявин В.В. «Канон изменения сухожилий». Перевод и предварительное исследование // Проблемы Дальнего Востока. 2021. № 6.

5. Allen B. Vanishing into Things. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2015.

6. Hsu E. The Iconography of Time: What the Visualisation of Efficacious Movement Tells Us About the Yijin Jing. Imagining Chinese Medicine. Ed. by V.Lo et al. Leiden: Brill, 2018. Jullien F. La propension des choses. Pour une histoire de l’efficacité en Chine Paris: Seuil. 1992.

7. Leder D. Absent Body. Chicago: University of Chicago Press, 1990.

8. 汪永泉: 授杨氏太极拳语录及拳照 (Ван Юнцюань. Беседы о тайцзицюань школы Ян с фотографиями кулачного искусства). 北京: 北京体育大学出版社, 2010年.

9. 管子, 七法篇 (Гуань-цзы, гл. Цифа) // Chinese Text Project. URL: https://ctext.org/guanzi (дата обращения: 01.06.2022).

10. 阮纪正: 拳以合道 (Жуань Цзичэн. Кулачное искусство, вводящее в согласие с Дао). 上海: 人民出版社, 2009年.

11. 论语 浅解 («Лунь юй» с краткими разъяснениями), 北京: 古籍出版社, 1988.

12. 明清武术古籍拳学论析. 江百龙, 林鑫海编 (Анализ старинных материалов о кулачной науке эпохи Мин-Цин. Ред. Цзян Байлун, Линь Синьхай). 北京: 人民体育出版社, 2008年.

13. 汉魏六朝书画论. 潘运告编. (Сочинения о живописи и каллиграфии эпохи Хань, Вэй, Шести династий. Ред Пань Юньгао). 长沙: 湖南美术出版社 2006年.

14. 侯氏太极拳 (Тайцзицюань рода Хоу). 太原, 山西科学技术出版社, 2010.

15. 拳经洞微 (Цинсюань саньжэнь. Проникновение в тонкости кулачного искусства). 郑州: 河南人民出版社, 2008年.

16. 清玄散人: 太极拳沿革考. (Цинсюань саньжэнь. Разыскания об эволюции тайцзицюань). 河南人民出版社, 2013年.

17. 苌乃周: 苌氏武技书 (Чан Найчжоу. Книга боевого искусства рода Чан). 台北. 逸文出版, 1996年.

18. 郑瑞, 谭大江: 武当赵堡太极拳小架 (Чжэн Жуй, Тань Дацзян. Малая форма уданского тайцзицюань из Чжаобао). 北京: 人民体育出版社, 1999年.

19. 周易正义 (Истинный смысл «Чжоу и»). 北京: 北京大学出版社, 1999年.

20. 曹焕斗: 注释张孔昭先生《拳经》序. (Цао Хуаньдоу. Комментарии к «Канону кулачного искусства» г-на Чжан Кунчжао. Предисловие) // 知乎专栏. URL: https://zhuanlan.zhihu.com/p/358755257 (дата обращения: 31.05.2022).

21. 沈寿: 太极拳文集. (Шэнь Шоу. Собрание сочинений о тайцзицюань). 北京: 人民体育出版社, 2004年.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх