Проблемы детей трудовых мигрантов в КНР на современном этапе: обзор китайских и зарубежных исследований

 
Код статьиS013128120017797-7-1
DOI10.31857/S013128120017797-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент Департамента зарубежного регионоведения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва, ул. Мяс¬ниц¬кая, д. 20
Название журналаПроблемы Дальнего Востока
ВыпускВыпуск №1
Страницы149-162
Аннотация

Работа посвящена уточнению характеристик многочисленной группы деревенских детей Китая, затронутых влиянием внутренней трудовой миграции на современном этапе. Автором определены ключевые направления международных исследований по проблеме воздействия трудовой миграции на умственное, физическое и психологическое развитие детей сельских мигрантов в КНР. Показано, что изменение форм трудовой миграции от одиночной к парной и, далее, к семейной привело к значительным сдвигам в положении сельских детей, выдвинув на повестку дня новые исследовательские задачи. На данный момент численность детей, затронутых волной сельской миграции в Китае, составляет более 100 млн человек, из которых около 70 млн продолжают проживать в деревнях, а более 35 млн переехали в город вслед за родителями. При этом переезд ребенка часто случается в возрасте 6-12 лет, что связано с поступлением на разные ступени общеобразовательной школы и особенностями процесса урбанизации в Китае. Изучаемая группа является неоднородной, нестатичной, требует многостороннего подхода при рассмотрении вопросов экологии детства. Исходя из различий среды взросления ребенка удалось определить круг проблем, с которыми сталкиваются две выделяемые подгруппы. Для детей, проживающих без родителя/ей в сельской местности, наиболее остро стоит вопрос низкой успеваемости, девиантного поведения, ограниченности образовательных ресурсов, нарушения правильных этапов социализации. При изучении темы детей мигрантов в городской среде актуальными направлениями являются трудности адаптации в учебном заведении, культурная изоляция и психологическая уязвимость.

Ключевые словаКНР, трудовая сельская миграция, урбанизация, экология детства, дети сельских мигрантов, социализация подростков, образовательное неравенство, социальная адаптация, культурная изоляция
Получено05.12.2021
Дата публикации16.02.2022
Кол-во символов38604
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 694

Оценка читателей: голосов 0

1. Барлукова О.М., Пэн Лин. К вопросу о состоянии образования детей сельских мигрантов в Китае // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2014. № 8.

2. Ван Лили. Пути и формы совершенствования миграции крестьян в города в Китае // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 2.

3. Инь Шаша. Дети деревенских мигрантов в Китае: исследование проблем социализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 2 (58).

4. Кузнецова В.В., Машкина О.А. Развитие системы образования в КНР: проблемы и пути их решения // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. № 4.

5. Понкратова Л.А., Тракова Е.В. Внутренняя миграция в Китае: что показала перепись населения 2010 года // Россия и Китай: новый вектор развития социально-экономического сотрудничества / под ред. Л.А. Понкратовой, А.А. Забияко. Благовещенск: Амурский государственный университет, 2014.

6. Селиверстова Ю.А. Демографическое будущее Китая // Демографическое обозрение. 2020. Т. 7. № 4.

7. У Яао. Социальная интеграция китайских внутренних мигрантов: условия жизни внутренних мигрантов (agricultural to nonagricultural) и мигрантов рабочих // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2018. № 4.

8. Chen Hongsheng, Wang Xingping, Liu Ye, Liu Yuqi. Migrants' Choice of Household Split or Reunion in China's Urbanisation Process: The Effect of Objective and Subjective Socioeconomic Status // Cities. 2020. № 102.

9. Cui Kunjie, To Siu-ming. Migrant Status, Social Support, and Bullying Perpetration of Children in Mainland China // Children and Youth Services Review. 2019. № 7.

10. Fang Lue. The Well-Being of China’s Rural to Urban Migrant Children: Dual Impact of Discriminatory Abuse and Poverty // Child abuse and Neglect. 2020. № 99.

11. Fang Yiping, Shi Zhilei. Children of Migrant Parents: Migrating Together or Left Behind // Habitat International. 2018. № 76.

12. Hu Bi Ying, Wu Huiping, Winsler Adam, Fan Xitao, Song Zhanmei. Parent Migration and Rural Preschool Children’s Early Academic and Social Skill Trajectories in China: Are ‘Left-behind’ Children Really Left behind? // Early Childhood Research Quarterly. 2020. № 51.

13. Hu Hongwei, Lu Shuang, Huang Chien-Chung. The Psychological and Behavioral Outcomes of Migrant and Left-Behind Children in China // Children and Youth Services Review. 2014. № 46.

14. Liu Mengqi, Villa Kira M. Solution or Isolation: is Boarding School a Good Solution for Left behind Children in Rural China? // China Economic review. 2020. № 61.

15. Liu Zhiqiang, Yu Li, Zheng Xiang. No longer left-behind: The Impact of Return Migrant Parents on Children's Performance // China Economic Review. 2018. № 49.

16. Lynch K. Growing up in cities. Cambridge: MIT Press, 1977.

17. Ma Gaoming, Wu Qiaobing. Social Capital and Educational Inequality of Migrant Children in Contemporary China // Children and Youth Services Review. 2019. № 99.

18. OECD. OECD Economic surveys: China 2019. Paris: OECD Publishing, 2019.

19. Passport analysis. China in 2030: The Future Demographic. 2019. URL: https://proxylibrary.hse.ru:3617/portal/Analysis/Tab (accessed: 13.03.2020).

20. Passport analysis. Nearing the Urban Billion: How Urbanization is Changing the Face of China’s Cities. 2019. URL: https://proxylibrary.hse.ru:3617/portal/Analysis/Tab (accessed: 13.03.2020).

21. Wang Chunchao, Zhang Chenglei, Ni Jinlan, Zhang Haifeng, Zhang Junsen. Family Migration in China: Do Migrant Children Affect Parental Settlement Intention? // Journal of Comparative Economics. 2019. № 47.

22. Wei Yanning, Gong Yue. Understanding Chinese rural-to-urban migrant children's education predicament: A dual system perspective // International Journal of Educational Development. 2019. № 69.

23. Xiao Yuanyuan, He Lipin, Chang Wei. Self-harm Behaviors, Suicidal Ideation, and Associated Factors Among Rural Left-behind Children in West China // Annals of Epidemiology. 2020. № 42.

24. Xu Limin, Cheung Monit, Leung Patrick, Xu Yongxiang. Migrant Child Phenomenon in China: Subjective Happiness Factors for Assessing Service Needs // Children and Youth Services Review. 2018. № 90.

25. Yang Chenlu, Liu Xiaoli, Yang Yuning, Huang Xiaona, Song Qiying, Wang Yan, Zhou Hong. Violent Disciplinary Behaviors Towards Left-behind Children in 20 Counties of Rural China // Children and Youth Services Review. 2020. № 114.

26. Yang Guanyi, Bansak C. Does Wealth Matter? An Assessment of China's Rural-urban Migration on the Education of Left-behind Children // China Economic Review. 2020. № 59.

27. Zhao Xinyi, Fu Fang, Zhou Luqing. The Mediating Mechanism Between Psychological Resilience and Mental Health Among Left-Behind Children in China // Children and Youth Services Review. 2020. № 110.

28. 第七次全面的人口普查主要数据情况 (Основные показатели 7 й Всекитайской переписи населения). URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/zxfb/202105/t20210510_1817176.html (дата обращения: 20.07.2021).

29. 刘群,查贵芳: 留守儿童与流动儿童社会性发展研究的现状、问题与前瞻 (Лю Цюнь, Чжа Гуэйфан. Состояние, проблемы и перспективы исследований социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-мигрантов) // 天津市教科院学报. 2020. № 6.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх